Методическая разработка «Изготовление моделей планеров»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского технического творчества»
Правобережного района РСО- Алания
Методическая разработка
«Изготовление моделей планеров»
Автор: Голобоков М.Г.
Беслан, 2019
Изготовление моделей планеров.
Основа модели планера - летательный аппарат, в принцип устройства которого положена способность птиц летать с неподвижными распростертыми крыльями.
Фюзеляж - главная часть планера. В нем размещают экипаж и оборудование. Форма фюзеляжа обычно сигарообразная. Каркас фюзеляжа собирают из стрингеров (элементов продольной жесткости) и шпангоутов (элементов поперечной жесткости). Снаружи к каркасу прикрепляют обшивку: матерчатую при помощи клея, металлическую на заклепках. Внутренними перегородками фюзеляж можно разделить на несколько кабин.
В зависимости от функции обшивки бывают фюзеляжи в виде фермы, полумонокока и монокока.
Ферма - легкая обшивка, придает фюзеляжу хорошо обтекаемую форму. Действие различных сил воспринимает каркас.
Полумонокок-обшивка, изготовленная из прочных легких металлических листов, воспринимает малую часть нагрузки, действующей на фюзеляж.
Монокок - металлическая обшивка, воспринимает большую часть нагрузки, действующей на фюзеляж. Остальная нагрузка приходится на каркас.
Самые распространенные фюзеляжи - полумонокок и монокок.
Крыло - основная несущая часть планера, создающая подъемную силу, необходимую для полета. Крыло может быть цельным или составным. Составное крыло обычно состоит из центроплана 13, жестко соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных частей - консолей 3. Каркас крыла собирают из элементов продольной и поперечной жесткости. К продольным относятся лонжероны 10, воспринимающие основную нагрузку на крыло, и стрингеры 8, к поперечным - нервюры 11. На концах крыла устанавливают обтекатели 9. Кромка крыла, встречающая в полете набегающий поток воздуха, называется передней кромкой 1 или ребром атаки. Кромка крыла, по которой сбегает воздушный поток, называется задней кромкой 2 или кромкой обтекания.
В процессе развития авиации форма крыла постоянно совершенствовалась, что породило большое число конструктивных решений.
Для повышения устойчивости модели планера в полете концы крыла приподнимают относительно середины, т. е. крылу придают поперечную V- стреловидность.
Также следует позаботится о выборе шин и резины для шасси.
Форма поперечного сечения крыла называется профилем, а прямая, соединяющая середину носка профиля с его хвостом, хордой профиля. Угол, заключенный между хордой и продольной осью самолета, называется установочным углом крыла.
Для построения очертания профиля крыла пользуются таблицей, в которой координаты точек профиля даны в процентах хорды профиля. К важнейшим характеристикам формы крыла в плане относится его удлинение, т. е. отношение размаха крыла к величине хорды.
Изготовление модели планера с одним крылом называется монопланом, с двумя - бипланом. По расположению крыла относительно фюзеляжа различают планеры: нижнеплан, среднеплан, верхнеплан и «парасоль».
У планера «парасоль» выносное крыло крепят над фюзеляжем при помощи пилона.
Хвостовое оперение служит для сохранения направления полета и может быть одно или двухкилевое с нижним, средним или высоким расположением стабилизатора.
Каркас киля состоит из лонжеронов, стрингеров и нервюр с симметричным двояковыпуклым профилем.
Стабилизатор, так же как и киль, собирают из нервюр, лонжеронов и стрингеров. Стабилизатор спереди (основная проекция) - прямой, форма в плане может быть различной. У летательных аппаратов с треугольным крылом стабилизатор отсутствует. Форма поперечного сечения (профиль стабилизатора) может быть любой из указанных для крыла. Кроме того, применяют перевернутые, плосковыпуклые и двояковыпуклые несимметричные профили. Стабилизатор и киль имеют дюралюминиевую обшивку.