Методическая разработка «Изготовление крыла планера»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр детского технического творчества»
Правобережного района РСО- Алания
Методическая разработка
«Изготовление крыла планера»
Автор: Голобоков М.Г.
Беслан, 2017
Изготовление крыла планера.
Оборудование, инструмент, приспособления и материалы.
Столярный верстак, стапель (гладкая доска 200X40x800 им), лобзик, рубанок, стамеска, шлифовальная шкурка, липовый, осиновый или березовый шпон на нервюры 252x90x0,7 мм (1 л.), сосновые рейки: на лонжерон 500x5X2,5 мм, на стрингеры 500X8X3 мм (1 шт.), 500X4X2 мм (1 шт.), на лонжероны консоли 120X5X2,5 мм (2 шт.), на стрингеры консоли 120X8X3 мм (2 шт.) и 120X4X2 мм, на концевой обтекатель 50X4X2 мм, папиросная авиамодельная бумага 500X100 мм (2 л.) и 120X100 мм (2 л.), 30 г эмалита, 1,5 м ниток № 20.
Цель: Ознакомиться с устройством и изготовлением крыла модели планера.
Методические рекомендации.
Для изготовления из шпона нервюр используют штамп или размечают их по шаблону и вырезают стамеской вручную В табл. 24 приведены координаты наиболее распространенного профиля для моделей. Чтобы изготовить шаблон планера, хорду профиля крыла длиной 80 мм откладывают на оси х и делят на части перпендикулярно хорде. Расстояние от начала хорды до каждой из линий равно то длины хорды, умноженной на число, указанное против соответствующей линии на таблице. Так, линия с числом 20 будет отстоять от начала избранной нами хорды на расстоянии -tqq- 20= 7 мм.
Координаты точек пересечения профиля с линиями, перпендикулярными хорде, подсчитывают аналогично и откладывают от хорды вверх и вниз. Для только что рассмотренного случая одна из координат, откладываемая вверх, была равна 80*0,0755 = 6,04 мм, другая, откладываемая вниз, равна 80*0,0233 = 1,864 мм и т. д. Все найденные точки обводят плавной кривой линией. Таких профилей надо. Аналогичных, нос меньшей хордой.
В нервюрах прорезают пазы под верхний лонжерон и стрингер передней кромки крыла. Размеры пазов должны строго соответствовать размерам поперечного сечения лонжеронов и стрингеров. Это обеспечит плотность прилегания элементов каркаса при сборке. Хвосты нервюр укорачивают на 5 мм.
Лонжероны и стрингеры строгают из сосновых реек. Строгание тонких реек сопряжено с некоторыми трудностями. При обычном строгании с упором конца рейки в клин верстака часто внезапно изгибается и ломается рейка. Необходимо сжатие, возникающее при сгорании, заменять растяжением рейки, протягивая ее под стругом. На стрингере, устанавливаемом на задней кромке крыла, размечают места установки нервюр и прорезают пазы, ширина которых равна толщине нервюр.
На стрингере передней кромки, уложенном на стапель, отмечают места касания носков нервюр и все склеиваемые места на стрингерах и нервюрах смазывают эмалитом. После 15-20 минутного полного высыхания соединяемые места смазывают клеем повторно, элементы жесткости собирают в каркас и прижимают к стапелю авиамодельной резиной. Между каркасом и стапелем в склеиваемых местах полезно проложить небольшие листки тонкой бумаги, предотвращающие приклеивание каркаса к стапелю. Каркас крыла оставляют на стапеле до полного высыхания клея, что исключает перекосы каркаса. Аналогично изготовляют и консоли.
Стыкуют центроплан с консолями крыла в трех точках - по кромкам и лонжерону. Для упрочнения в местах стыковки кладут металлические полоски.
Обшивка крыла.
На готовый каркас крыла наклеивают обшивку из микалентной или папиросной бумаги. Для этого вырезают 2 листа бумаги по длине и ширине несколько большие, чем размеры центроплана крыла.
При оклеивании нервюры обшивка крыла и стрингеры смазывают эмалитом и на них наклеивают бумагу, растягиваемую вдоль и поперек крыла. К лонжерону бумагу не приклеивают. Снизу крыло оклеивают бумагой в той же последовательности, что и сверху. Последними оклеивают консоли. Лишнюю бумагу удаляют, срезая ее по кромкам крыла шлифовальной шкуркой.
Натянуть обшивку можно и без эмалита. Для этого распыляют в воздухе воду и после оседания крупных капель крыло подставляют под мелкие капли. Высохшая после равномерного увлажнения бумага натянется, и крыло будет иметь гладкие, хорошо обтекаемые объективы поверхности. Недостаток такого способа: чувствительность обшивки к изменениям влажности воздуха.
Сборка заключается в установке и креплении крыла и стабилизатора на фюзеляже.
Для крепления крыла используют авиамодельную, сложенную вдвое и завязанную на концах резину, пропускаемую до половины своей длины в 3- миллиметровое отверстие в носке фюзеляжа. Образованные две петли перебрасывают через крыло и крепят на концах штифта, установленного в фюзеляже за крылом. Через сквозной паз стабилизатора между средними нервюрами пропускают киль при сборке. За приподнятую над фюзеляжем скобу стабилизатор притягивают к балке резиной, а стрингер задней кромки привязывают к хвостовой части балки фюзеляжа хлопчатобумажной ниткой, оканчивающейся фитилем.
Нитка с фитилем являются таймером - устройством, ограничивающим время полета модели. Перед полетом фитиль поджигают, и он тлеет до перегорания нитки и освобождения стабилизатора. Установка стабилизатора изменится, и полет модели прекратится. Без таймера модель, попавшая в восходящий поток воздуха, может потеряться.