Методическая разработка занятия «Изготовление игольниц различного назначения»
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образовании детей
Детский (подростковый) центр «Агнес»
Детский подростковый клуб «Импульс»
Методическая разработка
Тема:
«Изготовление игольниц различного назначения"
(1-ый год обучения)
Разработал: Голованова Ирина Анатольевна
Педагог дополнительного образования
Клуб «Импульс»
2297209
Нижний Новгород
2017 г.
Пояснительная записка
Прикладное искусство, ручной декоративный труд ценился во все времена. А сейчас он сейчас на пике популярности. Многие люди занимаются рукоделием, как в профессиональном плане, так и для себя.
Для девочек важно получить навыки ручного труда, чтобы в будущем та часть домашней работы, которая связана с этими навыками, была им не в тягость, а приносила удовольствие от работы и удовлетворение от результата. Важно с самого начала учить детей аккуратности не только при исполнении работы, но при пользовании инструментами и материалами.
Для каждого вида рукоделия существуют специальные инструменты. Для того, чтобы они были всегда готовы к работе и дольше служили, необходимо соблюдать не только правила техники безопасности, но и правила хранения инструментов. У каждого должно быть не только свое место в коробке с рукодельными принадлежностями, но и свой собственный чехол для хранения. В среде рукодельниц тема упаковки своих инструментов сейчас очень популярна. Это и эстетическое удовольствие от работы и отличный подарок.
Чаще всего в работе используются иглы. Они же и являются наиболее опасными инструментами. Поэтому особое внимание мы уделим организации рабочего места при шитье и хранению игл.
Цели и задачи
Цель: развить интерес и эстетический вкус воспитанников к самостоятельному созданию предметов декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Научить грамотно, выбирать материалы для изготовления изделий;
Развивать мелкую моторику рук;
Воспитать трудолюбие и аккуратность при выполнении ручной работы;
Ожидаемый результат
Учащийся должен знать: |
Учащийся должен уметь: |
основные виды ручных швов |
выполнять ручные швы |
правила ТБ при работе с режущими и колющими инструментами |
выбирать материалы для изготовления изделий |
аккуратно производить сборку изделий |
Концептуальные основы
При работе с детьми общеполагающими принципами обучения и воспитания являются:
Принцип гармонизации личности и среды – ориентация воспитания и обучения на максимальную самореализацию личности.
Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания.
Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип взаимодействия на нескольких уровнях: на уровне взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
на уровне сенсорного взаимодействия ребенка с материалом;
Мониторинг деятельности
С целью мониторинга деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется подведение итогов занятия (задаются контрольные вопросы по теме занятия, проводятся выставки и анализ работ учащихся), а так же учащиеся выполняют контрольное задание (самостоятельная работа учащихся) итогом которого является выставка работ.
Оценивание достигнутых результатов происходит путем анализа работ учащихся.
Критерии оценки выполненной работы
1.Насколько успешно решена поставленная задача (самостоятельность);
2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения);
3.Какова гармоничность цветового решения;
4. Насколько правильно подобран материал для самостоятельной работы;
5.Насколько аккуратно выполнена работа;
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Задание для самостоятельной работы |
Аудиторное задание |
I полугодие |
|||||
1 |
Чехлы и футляры |
занятие |
4,5 |
- |
- |
1.1 |
Игольница-кольцо |
занятие |
1 |
0.5 |
0.5 |
1.2 |
Настольная игольница |
занятие |
1 |
1 |
|
1.3 |
Игольница-книжечка |
занятие |
1.5 |
1.5 |
|
1.4 |
Мониторинг |
выставка |
0.5 |
Содержание занятий
Занятие №1
Тема: Виды и назначение игольниц. Выбор моделей.
Цель: Показать детям необходимость выполнения правил ТБ, показать разнообразие видов игольниц.
См. Приложение 1.
Задачи: Развивать навыки освоения основных видов ручных швов( «вперед иголку»). К концу занятия получить готовое изделие.
Оборудование для учителя: раздаточный материал, шило, суперклей.
Раздаточный материал для детей:
– пластиковая или алюминиевая крышка от пузырька;
– толстая шляпная резинка;
– небольшой лоскуток ткани;
– синтепон;
Ход занятия
Наверное, все вы читали рассказ В.Драгунского «Рыцари». Все мальчики в классе сделали по две подушечки для иголок, одну из которых подарили маме, а другую учительнице. Так получила Раиса Ивановна в подарок 15 одинаковых подушечек.
На самом деле игольниц много не бывает, ведь почти для каждого вида рукоделия нужны особенные иголки, а значит, и специальная игольница.
Демонстрация коллекции игольниц, пояснение их назначения.
Фото 1.
Сегодня мы сделаем самую простую игольницу. Игольница-кольцо используется при вышивке, при выполнении мелких работ.
Ход работы. См. Приложение 2.
Практическая работа.
Учащиеся изготавливают игольницу самостоятельно. Этапы с использованием шила и суперклея выполняются педагогом.
Итог занятия: анализ работ учащихся. Примерка изделий.
Занятие №2
Тема: Настольная игольница.
Цель: Показать детям необходимость выполнения правил ТБ, научить организовывать рабочее место при шитье.
Задачи: Развивать навыки освоения основных видов ручных швов( «вперед иголку», потайной шов). К концу занятия получить готовое изделие.
Оборудование для учителя: раздаточный материал
Раздаточный материал для детей:
– два квадратных лоскутка ткани;
– пластиковая крышка от упаковки йогурта или майонеза;
– холлофайбер или синтепон для набивки;
– узкая атласная ленточка;
– нитки для шитья в тон.
Ход занятия.
Прежде чем непосредственно приступить к работе, необходимо проверить наличие необходимых материалов и инструментов. При изготовлении некоторых видов изделий мы используем разные виды игл, или в одном изделии поочередно используются нитки разных цветов. Все иглы должны быть на виду и зафиксированы в настольной игольнице. Сегодня мы сделаем игольницу-шляпку. При желании вы можете украсить тулью шляпки пуговками, цветочками, вышивкой.
Ход работы. Приложение 2.
Практическая работа.
Учащиеся изготавливают игольницу самостоятельно.
Итог занятия: анализ работ учащихся.
Занятие №3
Тема: Игольница-книжечка
Цель: Показать детям необходимость выполнения правил ТБ, научить правильно хранить иглы.
Задачи: Развивать навыки освоения основных видов ручных швов, научить выполнять простую аппликацию.
Оборудование для учителя: раздаточный материал, ножницы «зигзаг»
Раздаточный материал для детей:
–заготовки из фетра;
– нитки для шитья в тон;
– клеящий карандаш;
– заготовка для аппликации.
Ход занятия.
В каких видах рукоделия используются иглы? Это шитье, вышивка нитками, вышивка лентами, вышивка бисером. Для каждого вида работ используются специальные иглы. Возможно, вы не будете вышивать лентами, но в какой-то работе понадобиться пришить бант из ленты. Возможно, вам захочется пришить несколько мелких бусин для оформления работы. Поэтому у каждой рукодельницы должна быть хотя бы одна игла каждого вида.
Если для текущей работы мы изготовили открытые игольницы, то для хранения игл игольница должна быть закрытой. За два занятия мы сошьем игольницу-книжку, в которой на каждом листе будут закреплены иглы одного типа.
Иглы относятся к опасным инструментам. В Правилах ТБ имеется раздел Требования безопасности при работе с иглами, булавками
Приложение 5.
Ход работы. Приложение 4.
Практическая работа.
Учащиеся собирают блок из листов фетра, пришивают аппликацию.
Занятие №4
Тема: Игольница-книжечка (сборка и оформление)
Цель: Показать детям необходимость выполнения правил ТБ, научить правильно хранить иглы.
Задачи: Развивать навыки освоения основных видов ручных швов, научить пришивать пуговицы и петлю из резинки
Оборудование для учителя: раздаточный материал, образцы игольниц.
Раздаточный материал для детей:
– окантовочная лента;
– нитки для шитья в тон;
– шляпная резинка;
– пуговица на ножке;
Ход занятия.
Завершаем изготовление игольницы-книжки.
Ход работы. Приложение 4.
Практическая работа.
Учащиеся собирают и оформляют игольницу.
Итог занятия: анализ работ учащихся. Выставка. Демонстрация образов оформления игольницы. Рекомендации по самостоятельной работе.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в творческой мастерской, на занятиях в кабинете используются регулируемые столы и стулья. (№3 стол 580, стул 340 и №4 стол 640, стул 380)
Методическое обеспечение
№ |
Название темы |
Форма занятий |
Приёмы, методы организации учебно-воспитательного процесса |
Техническое оснащение, дидактический материал |
Форма подведения итогов |
1 |
Изготовление чехлов и футляров |
дискуссия, практикум, выставка. |
Словесные, наглядные, практические, объяснительные, иллюстративные |
образцы изделий, раздаточный материал, ножницы, иглы. |
Анализ детских работ, сравнениевыставка |
Литература:
Голованова И.А., Статьи рубрики «Школа мастериц» журнала «Лиза. Мой ребенок» Издательский дом «Бурда»;
Приложение 1
Приложение 2.
Ход работы |
Поясняющее фото |
1. Резинку завяжите узлом. С наружной стороны сделайте шилом прокол в середине крышки. Из ткани вырежьте круг диаметром 7 см, край соберите на нитку. Вложите вовнутрь синтепон, нитку затяните и закрепите. |
|
2. С помощью крючка протяните узел резинки вовнутрь крышки. Вклейте шарик с синтепоном. |
Приложение 3.
Ход работы |
Поясняющее фото |
1. Из большого квадрата ткани вырежьте круг и соберите его по краю на нитку. Вложите крышку, нитку затяните и закрепите. Это будут поля шляпки. |
|
2.Из маленького квадрата вырежьте круг и соберите его по краю на нитку. Вложите синтепон, нитку затяните, оставив значительное отверстие. Получится тулья шляпки. |
|
3. Пришейте тулью шляпки к полям потайным швом. |
|
4. По линии соединения деталей проложите ленточку и завяжите бантик. |
Приложение 4.
Ход работы |
Поясняющее фото |
1.Сложите заготовки из фетра (3-4 штуки) стопкой. По левому краю зафиксируйте наметочным швом. Можно предварительно склеить. |
|
2. На лицевой стороне обложки выполните аппликацию. |
|
3. Соберите книжку: задняя сторона, блок из сшитых листьев, передняя сторона. Выровняйте по левому краю, закрепите наметочным швом. |
|
4. Из окантовочной ленты сделайте «переплет». Пришивайте ленту швом «вперед иголку» ( длина стежка 3-4мм) в прямом и обратном направлении, создавая имитацию машинного шва. |
|
5. На передней стороне игольницы пришейте пуговицу, на задней- петлю |
Для оформления обложки можно использовать тематические пуговицы, вышивку, аппликацию.
Приложение 5.
Техника безопасностиТребования безопасности перед началом работы
Проверьте отсутствие ржавых иголок и булавок;
Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке;
Требования безопасности во время работы
Содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;
Ни в коем случае не берите иголки и булавки в рот;
Храните булавки, иголки и спицы в определенном месте (подушечке, пенале и пр.), не оставляйте их на рабочем месте;
Будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
Не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
Свет на вашу работу должен падать с левой стороны;
Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см;
В случае плохого самочувствия или травмирования прекратите работу, поставьте в известность педагога;
Требования безопасности при работе с ножницами
Кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего;
Передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями;
Не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся
Требования безопасности при работе с иглами, булавками
Знайте, количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие;
Не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;
Иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду;
Лещёва Светлана Николаевна
Ирина Анатольевна
Ефимова Алла Ивановна
Ирина Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Ирина Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Ирина Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Ирина Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Ирина Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Ирина Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ирина Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ирина Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна