Методическая разработка «Изготовление приспособлений для рукоделия и чехлов для инструментов»
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский (подростковый) центр «Агнес»
структурное подразделение-детский (подростковый) клуб «Импульс»
Методическая разработка
Тема:
«Изготовление приспособлений для рукоделия и чехлов для инструментов»
Разработал: Голованова Ирина Анатольевна
Педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2017
Пояснительная записка
Прикладное искусство, ручной декоративный труд ценился во все времена. А сейчас он сейчас на пике популярности. Многие люди занимаются рукоделием как в профессиональном плане, так и для себя.
Для девочек важно получить навыки ручного труда, чтобы в будущем та часть домашней работы, которая связана с этими навыками, была им не в тягость, а приносила удовольствие от работы и удовлетворение от результата. Важно с самого начала учить детей аккуратности не только при исполнении работы, но при пользовании инструментами и материалами.
Для каждого вида рукоделия существуют специальные инструменты. Для того, чтобы они были всегда готовы к работе и дольше служили, необходимо соблюдать не только правила техники безопасности, но и правила хранения инструментов. У каждого должно быть не только свое место в коробке с рукодельными принадлежностями, но и свой собственный чехол для хранения. В среде рукодельниц тема упаковки своих инструментов сейчас очень популярна. Это и эстетическое удовольствие от работы и отличный подарок.
Разнообразие инструментов для рукоделия поражает воображение, но все-таки производители пока предусмотрели не все. Некоторые виды «маленьких помощником» изготавливаются рукодельницами самостоятельно. Это не только возможность сделать инструмент под свою руку, но и проявить фантазию, остроумие в решении технических проблем при изготовлении изделий.
Цели и задачи
Цель: развить интерес и эстетический вкус воспитанников к самостоятельному созданию предметов декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Научить детей строить простые выкройки .
Научить грамотно выбирать материалы для изготовления изделий;
Привить детям аккуратность при выполнении ручной работы.
Ожидаемый результат
Учащийся должен знать: |
Учащийся должен уметь: |
основные виды ручных швов |
выполнять ручные швы |
правила ТБ при работе с режущими и колющими инструментами |
выбирать материалы для изготовления изделий |
Как построить элементарную выкройку |
аккуратно производить сборку изделий |
Построить элементарную выкройку для конкретного инструмента. |
Концептуальные основы
При работе с детьми общеполагающими принципами обучения и воспитания являются:
Принцип гармонизации личности и среды – ориентация воспитания и обучения на максимальную самореализацию личности.
Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания.
Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип взаимодействия на нескольких уровнях: на уровне взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
на уровне сенсорного взаимодействия ребенка с материалом;
Мониторинг деятельности
С целью мониторинга деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется подведение итогов занятия (задаются контрольные вопросы по теме занятия, проводятся выставки и анализ работ учащихся), а так же учащиеся выполняют контрольное задание (самостоятельная работа учащихся) итогом которого является выставка работ.
Оценивание достигнутых результатов происходит путем анализа работ учащихся.
Критерии оценки выполненной работы
1.Насколько успешно решена поставленная задача (самостоятельность).
2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения).
3.Какова гармоничность цветового решения.
4. Насколько правильно подобран материал для самостоятельной работы
5.Насколько аккуратно выполнена работа
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Задание для самостоятельной работы |
Аудиторное задание |
I полугодие |
|||||
1 |
Чехлы и футляры |
занятие |
4,5 |
- |
- |
1.1 |
Чехол для сантиметровой ленты |
занятие |
1 |
0.5 |
0.5 |
1.2 |
Чехол для портновских ножниц |
занятие |
2 |
2 |
|
1.3 |
Дополнительные инструменты |
занятие |
1 |
1 |
|
1.4 |
Мониторинг |
выставка |
0.5 |
Содержание занятий
Занятие №1
Тема: Чехол для сантиметровой ленты-рулетки
Цель: Показать детям разновидность измерительного инструмента. Научить делать аппликации из кожи.
Задачи: Развивать навыки освоения основных видов ручных швов( «вперед иголку»). К концу занятия получить готовое изделие.
Оборудование для учителя: раздаточный материал, образцы изделий
Раздаточный материал для детей:
– заготовки из кожи;
– нитки для шитья в тон;
– иглы для кожи;
– бусины;
– клеящий карандаш.
Ход занятия.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь» - главное правило для человека, взявшего в руки ножницы. Какие же инструменты мы используем для того, чтобы отмерить? Линейка, треугольник, сантиметровая лента. Первыми двумя инструментами вы неоднократно пользовались, а вот сантиметровая лента знакома в работе не всем, хотя все ее видели. В чем ее основное отличие от линейки? Длина ленты и материал, из которого она изготовлена. Портновская сантиметровая лента имеет длину полтора, два или три метра и шаг деления 1мм, что позволяет использовать ее при выполнении различных работ. Изготовлена лента из мягкого гибкого материала, что тоже делает ее удобной в работе. Обычно одной лентой мы пользуемся много лет. При этом лента может немного вытянутся, что, конечно, скажется на результатах. Поэтому современные ленты выполнены в виде рулетки и упакованы в пластиковый корпус.
Приложение 1.
Сегодня мы этот корпус дополним декоративным чехлом в виде кота. За основу шаблона взята схема вышивки крестом. Техника выполнения работы- пришивная аппликация. Первый раз мы будем работать с кожей, поэтому используем специальные иглы для кожи. Игла имеет треугольный кончик, что позволяет ей не прокалывать кожу, а раздвигать коллагеновые волокна кожи, оставляя минимальное отверстие.
Ход работы. Приложение 2.
Практическая работа.
Учащиеся шьют чехол самостоятельно
Итог занятия: анализ работ учащихся. Выставка. Демонстрация образов оформления чехла для сантиметровой ленты. Рекомендации по самостоятельной работе.
Занятие №2
Тема: Чехол для портновских ножниц
Цель: Показать детям необходимость безопасного хранения инструмента, научить строить простые выкройки, познакомить с терминологией ВТО.
Задачи: Построить выкройку для чехла, развивать навыки освоения основных видов ручных швов( «вперед иголку»)
Оборудование для учителя: раздаточный материал, образцы ножниц, утюг
Раздаточный материал для детей:
– заготовки из ткани;
– нитки для шитья в тон;
– окантовочная лента;
– широкая термоклеевая паутинка.
Ход занятия.
Один из наших сновных инструментов- ножницы. В магазинах с рукодельными принадлежностями ножницами заполнены несколько витрин. Большие и маленькие, с острыми и округлыми кончиками, с одинаковыми и разновеликими ручками, с простыми и фигурными лезвиями, просто ножницы и подарочные варианты. И это отнюдь не дизайнерские разработки. У каждого вида ножниц свое назначение. Мы пока используем в работе три вида ножниц:
– портновские (для работы с тканью);
– канцелярские (для работы с бумагой);
– вышивальные (для обрезания ниток).
Ножницы относятся к опасным инструментам. В правилах ТБ имеется раздел Требования безопасности при работе с ножницами
Приложение 5.
Поэтому, когда мы не используем ножницы, лучше хранить их в специальном чехле, особенно если в доме есть маленькие дети.
Мы будем шить чехол для портновских ножниц. Они достаточно большие, поэтому необходимо взять плотный толстый материал. Это может быть драп или сукно. Отлично выглядит чехол из джинсовой ткани. Где взять эти материалы?
В последние несколько лет все актуальнее становится движение КАСТОМАЙЗИНГ. Что это такое? Это переделка, изменение изделия согласно творческой задумке, борьба с перепроизводством товаров, стремление сохранить природу, давая вторую жизнь вещам.
Присоединяемся к движению и дарим вторую жизнь старому пальто или джинсам, которые стали малы или вышли из моды.
Джинсовая ткань плотная, но для чехла тонковата, поэтому будем использовать ее в два слоя, соединив с помощью термоклеевой паутинки. В нашем словаре терминов ВТО появляется новое слово ПРИКЛЕИВАНИЕ– клеевое соединение деталей с помощью утюга.
Оформлять края мы будем с помощью окантовочной ленты. При ручной сборке она удобнее, чем косая бейка, так как достаточно эластична и позволяет получить результат за один проход.
Ход работы. Приложение 3.
Практическая работа.
Учащиеся шьют чехол самостоятельно
Итог занятия: анализ работ учащихся.
Занятие №3
Тема: Чехол для портновских ножниц
Цель: Показать детям необходимость безопасного хранения инструмента, научить строить простые выкройки, познакомить с терминологией ВТО.
Задачи: Собрать и оформить чехол для ножниц
Оборудование для учителя: раздаточный материал, образцы изделий.
Раздаточный материал для детей:
– окантовочная лента;
– шнур;
– большая пуговица на ножке;
– портновские булавки;
– нитки для шитья в тон.
Ход занятия.
Завершаем шитье чехла для ножниц.
Ход работы. Приложение 3.
Практическая работа.
Учащиеся собирают и оформляют чехол.
Итог занятия: анализ работ учащихся. Выставка. Демонстрация образов оформления чехлов. Рекомендации по самостоятельной работе.
Занятие №4
Тема: Полезные мелочи
Цель: Показать детям
возможность самостоятельного изготовления вспомогательных инструментов
Задачи: изготовить несколько изделий разного назначения.
Оборудование для учителя: раздаточный материал, образцы изделий, маленькие круглогубцы
Раздаточный материал для детей:
–заготовки из фетра;
– шнур;
– большие плоские бусины;
– синтепон.
– нитки для шитья в тон;
– гобеленовая игла;
– бисерная игла;
– мелкие бусины;
– нитки.
– карабин;
– штифты разной длины;
– бусины разного размера.
Ход занятия.
На сегодняшнем занятии мы сделаем несколько небольших изделий, под общим названием «полезные мелочи»
1. Маячок для ножниц
Мы пользуемся в работе двумя видами больших ножниц. Ножницы для ткани (портновские) имеют разновеликие ручки, острые кончики. У канцелярских ножниц ручки одинаковые, кончики округлые. Кроме того, ножницы имеют разный угол заточки лезвий и поэтому должны использоваться строго по назначению.
Вы обратили внимание, что на половине ножниц висят маленькие подушечки. Называются они маячками и служат для маркировки ножниц. У нас маячки висят на канцелярских ножницах.
Особенно популярны маячки среди вышивальщиц, ими украшают маленькие ножницы. Да, в этом случае маячки служат украшением, ведь чаще всего они выполнены с применением вышивки, бисера, тонкого витого шнура.
Ход работы. Приложение 4а.
Практическая работа.
Учащиеся собирают маячок самостоятельно.
2. Распарыватель
– Шьешь девочка?
– Шью!
– А пороть скоро будешь?
– Вот только ниточку дошью.
Бывали у вас такие ситуации? Иногда ошибки мы замечаем в процессе работы. Приходится распарывать наметку при шитье, несколько крестиков в вышивке. Для уничтожения наметки мы пользуемся специальным швейным распарывателем. А для исправления ошибок в вышивании берем в руки обычную иглу. Бывает, что в процессе работы игла пружинит, выскакивает из рук и улетает в неизвестном направлении. Вышивальная игла короткая, бисерная очень тонкая и для поисков «беглянки» приходится потратить немало времени. Чем удобнее распарыватель? Игла крупная, с острым кончиком, имеет заметный «хвост» из бусин. Поэтому им удобно работать и он хорошо заметен при падении. Коме того, это практически ювелирное изделие несомненно будет украшением ваших настольных игольниц.
Ход работы. Приложение 4б.
Практическая работа.
Учащиеся собирают распарыватель самостоятельно
3. Маркеры для вязания.
В процессе вязания нам бывает необходимо отметить среднюю петлю, места убавлений и прибавлений. Это делается с помощью съемных маркеров. Для изготовления мы используем инструменты и материалы, которыми пользуются мастера, создающие бижутерию.
Ход работы. Приложение 4в.
Практическая работа.
Учащиеся собирают маркеры самостоятельно.
Итог занятия: анализ работ учащихся. Выставка. Демонстрация образов изделий . Рекомендации по самостоятельной работе.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в творческой мастерской, на занятиях в кабинете используются регулируемые столы и стулья. (№3 стол 580, стул 340 и №4 стол 640, стул 380)
Методическое обеспечение
№ |
Название темы |
Форма занятий |
Приёмы, методы организации учебно-воспитательного процесса |
Техническое оснащение, дидактический материал |
Форма подведения итогов |
1 |
Изготовление чехлов и футляров |
дискуссия, практикум, выставка. |
Словесные, наглядные, практические, объяснительные, иллюстративные |
образцы изделий, раздаточный материал, ножницы, иглы. |
Анализ детских работ, сравнениевыставка |
Литература:
Голованова И.А., Статьи рубрики «Школа мастериц» журнала «Лиза. Мой ребенок» Издательский дом «Бурда»;
Приложение 1.
Приложение 2.
Ход работы |
Поясняющее фото |
1. Отрежьте от ленты фиксатор. Конец ленты вклейте между двумя деталями хвоста и прошейте по периметру швом «вперед иголка». Длина стежка 3-4мм. |
|
2. Приклейте полоски из кожи контрастного цвета. Пришейте швом «вперед иголку» |
|
3. Приклейте и пришейте нос. Швом «назад иголку» вышейте усы. |
|
4. Пришейте глазки-бусинки. Не отрезая нить, сделайте стежки-ушки. |
|
5. К передней детали приклейте ножки. |
|
6. На заднюю деталь положите рулетку, кнопкой наверх |
|
7. На край верхней детали нанесите клей, зафиксируйте детали и прошейте по краю швом «вперед иголку», оставив открытым отрезок для выхода ленты. |
Приложение 3.
Ход работы |
Поясняющее фото |
1. Из бумаги сделайте выкройку для деталей чехла. Учитывайте толщину ножниц , необходимость припуска на «свободное облегание» и ширину окантовки. |
|
2. Выкройте по две детали из джинсовой ткани. БЕЗ ПРИПУСКОВ на швы. |
|
3. Каждую пару деталей склейте с помощью паутинки. |
|
4. Верхний край передней детали обработайте окантовочной лентой. Шов «вперед иголку» нитками в тон, длина стежка 2-3мм. |
|
5. Сколите детали портновскими булавками. По краю проложите наметочный шов, захватывая петлю из шнура. Если шнур синтетический, края оплавьте с помощью спички. |
|
6. Обработайте край изделия окантовочной лентой. см п.4. |
|
7. Вложите в чехол ножницы и определите место пришивания пуговицы. Пришейте пуговицу. |
Приложение 4а.
Ход работы |
Поясняющее фото |
1. Из фетра вырежьте по два квадрата разного размера и цвета. Маленький квадрат пришейте на большой швом «вперед иголку»Длина стежка 3-4мм. |
|
2. Детали сложите друг с другом, в середину верхней стороны вложите шнур(концы завязать узлом). Обшивайте квадрата обметочным швом, оставив в нижней части отверстие для набивания. Нить не обрезайте. |
|
3. Набейте подушечку синтепоном (неплотно) и продолжайте обметочный шов. |
|
4. С двух сторон пришейте бусины, расположив их в середине маленького квадрата. |
Ход работы |
Поясняющее фото |
1. В бисерную иглу вставьте длинную нить, на конце завяжите узел. Наденьте бусину с небольшим отверстием, иглу протяните между нитями. Таким образом бусина будет надежно зафиксирована. |
|
2. Наберите на нитку 10-15 бусин. |
|
3. Проденьте иглу в ушко гобеленовой иглы, подтяните бусины. |
|
4. Проденьте бисерную иглу через 5-6 бусин вобранном направлении, на нитке завяжите прочный узел. |
|
5. Проденьте иглу еще через несколько бусин, нить обрежьте |
Ход работы |
Поясняющее фото |
1. На шифт наденьте сначала маленькую, а затем декоративную бусину |
|
2. Штифт вставьте в кольцо карабина, согните свободный конец петлей и вставьте его в отверстие бусины. |
Требования безопасности перед началом работы
Проверьте отсутствие ржавых иголок и булавок;
Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке;
Требования безопасности во время работы
Содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;
Ни в коем случае не берите иголки и булавки в рот;
Храните булавки, иголки и спицы в определенном месте (подушечке, пенале и пр.), не оставляйте их на рабочем месте;
Будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
Не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
Свет на вашу работу должен падать с левой стороны;
Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см;
В случае плохого самочувствия или травмирования прекратите работу, поставьте в известность педагога;
Требования безопасности при работе с ножницами
Кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего;
Передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями;
Не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся
Требования безопасности при работе с иглами, булавками
Знайте, количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие;
Не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;
Иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду;