Конспект открытого урока по теме «Изготовление плоской механической игрушки "Заяц плясун"» (1–4 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского технического творчества
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
Изготовление плоской механической
игрушки «Заяц плясун»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Высшей категории
ГРЕСЬ ИРИНА ВИКТОРОВНА
Владикавказ 2020 год.
ТЕМА: «РАБОТА С КАРТОНОМ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛОСКОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ».
ЦЕЛЬ: Совершенствовать навыки работы с картоном.
Дать начальные понятия о симметрии.
ЗАДАЧИ:
Обучающие – познакомить с новым понятием «симметрия»; – совершенствовать навыки работы с картоном;
- закрепление и расширение знаний и умений полученных на уроках;
- закрепить знания и умения крепления различных деталей;
- закрепить знания по правилам безопасной работы ножницами;
- познакомить с основами знаний в области цветоведения (цветовое сочетание, теплые и холодные тона);
Развивающие – способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы художественного оформления игрушки;
- развивать художественный вкус при оформлении изделий;
- развивать знания по биологии и технологии.
Воспитательные – осуществлять трудовое и эстетическое воспитание младших школьников.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: беседа, рассказ, показ наглядных пособий, использование тематической литературы, просмотр видеофильма, практическое занятие.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Материалы: картон, проволока, копировальная бумага, рисунок (чертеж), нитки.
Инструменты: ножницы, шило, скрепки, карандаши, ручки, ластик, цветные карандаши, фломастеры, линейки, иглы.
Схема сборки модели плоской механической игрушки.
Наглядные пособия: «Виды бумаги и картона», «Виды креплений», «Механические игрушки».
Наглядные учебные пособия.
Использование ТСО. (просмотр фильма).
ТИП ЗАНЯТИЯ: комбинированное.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Ознакомление с темой занятия. Показ образцов.
Лекция – беседа.
Практическая часть:
а) показ образца,
б) подбор материала,
в) непосредственная работа над изделием,
г) монтаж и сборка изделия,
д) отделка, окрашивание изделия.
5. Анализ и оценка работ.
6. Подведение итогов.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: биология, ИЗО, математика, технология.
ХОД УРОКА.
Тема занятия: работа с картоном. Изготовление плоской механической игрушки.
Демонстрация образцов механических игрушек на стенде.
Лекция – беседа.
Какую игрушку мы будем делать сегодня, вам придется угадать.
Загадка: Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный.
У него дрожат реснички:
Не видать ли где лисички?
Отгадка: зайчик.
Итак, наше занятие посвящено зайчику ( кролику ).
Чем заяц отличается от кролика? Ответ: кролик домашний.
Зайчик зверек очень добрый, беззащитный, но в тоже время хитрый. Он всегда путает свои следы, чтобы его не нашли враги. Вспомнить мультфильмы в которых главным героем был заяц.
Чтобы зайчик получился у нас не кривым не хромым, чтобы все его части были расположены правильно, нам надо познакомиться с очень важным природным законом – законом симметрии. Вы слышали такое слово?
Давайте посмотрим на нашего зайчика ( образец ) внимательно.
Сколько у него глаз? Ответ: два. Сколько лап, ушей? Ответ: по две лапки вверху и внизу, два уха.
Как он расположены? Ответ: напротив друг друга на определенном расстоянии.
Подобное расположение равных частей фигуры относительно друг друга и называется симметрией.
Показ образцов симметричных фигур. Показ образцов симметричных фигур. Если мы мысленно проведем вдоль этих фигур прямую линию ровно посередине, или сложим фигуру пополам, и сравним полученные половинки, то увидим, что они похожи друг на друга, как при отражении в зеркале.
Такая линия, которая делит фигуру на две одинаковые части, называется ось симметрии. А части фигуры, расположенные на одинаковом расстоянии от оси симметрии, называются симметричными.
Показ примеров симметрии в быту, в природе: ткань, обои, животные, насекомые и т.д.
Прежде чем приступить к изготовлению нашей игрушки, которую мы будем делать из картона , вспомним, что мы называем картоном? Ответ: плотную, тяжелую бумагу, а если говорить точнее – бумагу вес 1 кв. метра которой превышает 250 грамм. Что значит 1 кв. метр? Это квадрат со сторонами по 1 метру.
Теперь вспомним какие виды картона мы знаем.
Древесный белый (используют для поделок).
Древесный бурый.
Соломенный желтый.
Макулатурный.
Тряпичный.
Коробочный.
Переплетный.
Упаковочный.
Строительный ( прокладки в строительстве.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Теперь мы можем приступить к работе. Она будет состоять из четырех этапов:
Перевод рисунка на картон.
Вырезание.
Сборка игрушки.
Оформление.
1 этап.
На столе лежи рисунок игрушки. Как нам его перевести на картон? (ответ: с помощью копировальной бумаги). Как правильно переводить рисунок? ( ответ: чтобы убедиться, что копировальная бумага наложена правильно, надо поставить точку4 переводить надо точно по контуру рисунка, одной линией, чтобы не было лишних линий. Чтобы рисунок не смещался, его скрепляют скрепками. При переводе лучше пользоваться не пишущей ручкой, чтобы не портить рисунок.
Приступаем к переводу рисунка.
2 этап.
Рисунок переведен. Нужно его вырезать. Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами. Ребята перечисляют меры безопасности при работе с ножницами.
Теперь приступаем к работе.
3 этап.
Рассмотрим вырезанные детали игрушки. Игрушка состоит из двух деталей: туловища и подвижной лапки. На передней стороне нарисована мордочка зайца, одежда и балалайка. На обратной стороне показана схема крепления, для того, чтобы сделать игрушку подвижной. Нам надо сделать крепление таким образом, чтобы она могла двигаться и наш зайчик «играл на балалайке». Какие виды креплений в знаете? ( ответ: подвижные и не подвижные). Обращается внимание на пособие и образцы, демонстрирующие виды соединений. На нашей игрушке должно быть подвижное соединение. Вспомним, как делаются подвижные соединения? (ответ: с помощью заклепок). Из чего можно сделать заклепки? (ответ: проволока, леска, винты и гайки).
Сегодня мы будем делать заклепку из проволоки. Какими свойствами обладает проволока? (ответ: легко гнется). Прежде, чем делать заклепку, надо проколоть шилом отверстия в отмеченных местах. Вспомним технику безопасности при работе с шилом: Рабочая часть шила должна быть прочно закреплена в ручке; работают шилом на дощечки или ластике. Прокалываем отверстия.
Соединяем части игрушки с помощью заклепки: проволоку вставляем в отверстии на туловище и делаем несколько витков, затем берем лапку и надеваем на проволоку с задней стороны туловища, и так же делам несколько витков. Теперь проверим двигается ли лапка. В лапке сделаны 2 отверстия. Для того, чтобы легче было приводить в движение лапку, в верхнее отверстие проденем нитку. Нитку продеваем при помощи иголки.
(Вспомнить меры безопасности при работе иглой). Длина нитки должна быть средней, а нитка прочной, чтобы не рвалась во время игры.
Игрушка собрана.
Чтобы ученики отдохнули, перед следующим этапом работы проводится беседа о зайце.
БЕСЕДА.
Поговорим о зайчике. Какими они бывают? Мы знаем, что есть заяц русаки заяц беляк. Беляк – лесной житель, зимой становится снежно-белым. (демонстрация иллюстраций из книги). Заяц русак обычно держится на лугу, в поле. К зиме не белеет, а только немного светлеет.
Все зайцы проводят день в укромных местах. Почему?. (боятся лисы). Зимой шерсть у зайцев становится гуще и длиннее. Поэтому они не мерзнут.
4 этап.
Игрушка готова, но она невзрачная. Что надо сделать, чтобы наш зайчик стал красивым? Конечно, раскрасить. Давайте вспомним, какие основные цвета мы знаем? (ответы: три цвета основных- красный, синий, желтый. Остальные цвета вспомогательные. Тона теплые и холодные. Теплые: оранжевый, желтый, красный. Холодные: голубой, синий, фиолетовый). Посмотрим на образец. Какими цветами он раскрашен? Свои игрушки вы можете раскрасить по своему. Приступаем к работе.
Пока ребята работаю можно продолжить беседу о зайце. Чем питается заяц? (морковь, капуста, кора, ветки). Существует понятие, что заяц глуп. Но этот не так. Приближаясь к норке, где он отлеживается, заяц запутывает след, разными приемами. Петляет. Перескакивает собственные следы, возвращается по собственным следам, резко скачет в сторону. Вот такой он хитрый. Ребята рассказывают стишки, загадки, вспоминают сказки в которых есть персонаж зайчика.
В конце работы просмотр мультфильма .
Оценка работ.
Оценка самих учащихся работ своих товарищей. Выбор самой лучшей работы.
Оценка работ педагогом.
Оценка работ производится по следующим критериям:
- аккуратность,
- качество работы,
- правильность сборки,
- оформление.
Итог занятия.
Литература:
Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги.- М., Просвещение 1989.
Гульянц Э.Ж. Учите детей мастерить. – М., Просвещение 1999.
Колотилов В. Техническое моделирование и конструирование. -М., Просвещение, 1983.