Методическая разработка к уроку технология в 6 классе «Инструменты и материалы для вязания»
План-конспект урока технологии в 6 классе «Инструменты и материалы для вязания» ( к уроку прилагается презентация)
Составила Никишина Лариса Юрьевна, учитель технологии «МБОУ Лицей №4» Рузаевского муниципального района
I. Организационный момент
Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.Проверка присутствующих.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Сегодня мы открываем новый раздел предмета технология: «Художественные ремёсла».
Я предлагаю вам внимательно посмотреть на фото и определить тему урока. Какие у вас предложения! (Инструменты и материалы для вязания).
А сейчас запишем тему урока.
Тема урока: Инструменты и материалы для вязания. (Запишите тему в тетради.)
На этом уроке мы должны:
Кратко ознакомиться с историей вязания, ассортиментом изделий, выполненных в технике вязания на спицах и крючком;
Ознакомиться с инструментами и пряжей;
Научиться подбирать спицы и нитки для вязания;
Выяснить, для чего необходимо научиться вязанию на спицах.
III. Мотивация учебной деятельности Беседа (слайд 2)
Ручное вязание- древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется.
В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа.
Что такое трикотаж?
Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий).
IV. Изучение нового материала
Учитель: Давайте с вами выясним, а что называют вязанием?
Вязание — это способ изготовления полотна или отдельного изделия путем сгибания нитей в петли, которые переплетаются между собой. (записать)
Из истории вязания (слайд 3)
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры. (обратиться к слайду)
Известно, что первыми мастерами вязального ремесла были мужчины, а женщинам отводилась второстепенная роль помощниц: обработать волокно или шерсть, спрясть нить.
В наши дни ручное вязание по-прежнему остается модным и популярным занятием, хотя это уже чисто женское творчество. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой.
Инструменты и материалы для вязания
а) Виды спиц (слайд 4);
Для ручного вязания используют специальный инструмент — спицы. Они бывают металлические (стальные, алюминиевые, латунные), деревянные, пластмассовые, костяные. Все спицы имеют определённый номер и предназначены для определённого вида работы.
Спицы различают по номерам (толщине) от № 1 до № 10 и выше. Номер спицы — это ее диаметр в миллиметрах. (Запись в тетради)
Спицы для вязания имеют разную форму: прямые длинные (с одним рабочим концом), прямые короткие (с двумя рабочими концами), круговые (соединенные леской или пластмассовой трубочкой).(Учитель демонстрирует спицы)
Материал, из которого изготовлены спицы
Преимущества Недостатки
При вязании необходимо учитывать материал, из которого изготовлены спицы. Так, пластмассовые спицы предпочтительнее использовать для вязания изделий из легкой пушистой пряжи (мохера), алюминиевые — для вязания изделий из темной пряжи.
Учитель рассказывает об использовании спиц разной формы, демонстрируя спицы и образцы изделий.
Определить номер спицы (если он не указан на самих спицах) можно, приложив ее к линейке или измерив диаметр сделанного спицей отверстия в бумаге. (Учитель демонстрирует описанные приемы).
На (слайде 5) демонстрируются изделия, связанные спицами.
б) Виды крючков (слайд 6)
Для ручного вязания используют крючок.
Они изготовляются из таких же материалов, как и спицы. Бывают комбинированные (то есть ручка крючка выполнена из пластмассы или дерева, а сам крючок металлический)
Все крючки также имеют определённый номер и предназначены для определённого вида работы.
Запись в тетради (материалы и нумерация крючков)
Учитель демонстрирует крючки, изготовленные из различных материалов,
На (слайде 7) демонстрируются изделия, связанные крючком.
(Слайд 8)
Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Условные знаки вязания созвучны с нотами у музыканта, с цифрами у математика, с формулами у химика и т.д. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям и т.д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать. А словесное описание не дает такой четкой картины.
В каждой схеме выделен определённый участок рисунка, который повторяется определённое количество раз. Такой участок называется раппорт узора.
Раппорт узора – это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка. (записать)
У вас имеются карточки на которых можно рассмотреть условные обозначения и которые понадобятся для следующей работы.
в) Материалы для вязания (слайд 9)
Материалом для вязания в основном служит пряжа: шерстяная, полушерстяная (с акриловым волокном и т. д.) и синтетическая, реже — хлопчатобумажная, шелковая. Ассортимент пряжи значительно расширяется при добавлении фасонной пряжи, люрекса, металлизированных нитей, присоединении ниток нескольких цветов (меланж) и т. д.
Далее учитель демонстрирует различные виды пряжи и ниток для вязания.
Физкультминутка. (слайд10)
VСамостоятельная работа
Делимся на 3 группы:
(Слайды 12,13,14)
Первое задание: каждая группа получает конверт в котором находятся образцы вязанных узоров и схем. Вы должны правильно подобрать соответствие.
(слайд 15)
Второе задание: для каждой группы выдаётся набор из спиц и крючков. Вы должны подобрать для данных инструментов соответствующую пряжу или нить.
(слайд 15)
Третье задание: а) Каждой группе выдаётся журнал вязание с определённой моделью. Задача: подобрать инструменты и материалы для данного изделия. б) Подобрать материалы для комбинации цветовой гаммы.
Закрепление материала(Слайд16)
Вопросы со слайда
Заключительное слово учителя.
Правильно подобранные спицы и нитки — первый шаг к качественному выполнению вязаного изделия. Следует помнить, что внешний вид изделия во многом зависит от правильно подобранного материала и от плотности вязания. Оно должно быть таким, чтобы изделие было эластичным, не рыхлым, держало форму.
Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв спицы в руки могли подобрать соответствующую им пряжу.
VI. Подведение итогов занятия 3
Оценивание работы учащихся, анализ достижения цели и заданий урока.
Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
Сообщение о теме следующего урока;
Задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Уборка рабочих мест.