Методическая разработка для 1 класса «Музыкальные инструменты»
Методическая разработка для 1 класса «Музыкальные инструменты»
по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной.
Тема урока: Музыкальные инструменты
Цель: Познакомить обучающихся с группами инструментов в симфоническом оркестре, с тембрами музыкальных инструментов, их выразительными и изобразительными возможностями
Задачи:
- Учить отличать на слух звучание различных инструментов
- Развивать музыкальные и творческие способности детей.
- Научить распознавать выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов
- Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.
Тип урока: урок углубления темы.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедиа.
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, а чтобы узнать, что за тема, мы посмотрим на экран (на экране изображены инструменты молоток, стамеска, топор и т.д.). Обобщите эту картинку, каким, одним словом мы можем называть эти предметы.
Ответы детей.
Учитель: Молодцы. А сейчас давайте отгадаем кто пользуется этими инструментами (иголка, швейная машинка, нитки, сантиметровая лента – швея, портной; шпатель, киприч, гвозди – строитель, кастрюля, поварёшка, разделочная доска, сковорода – повар, балалайка, фортепиано, ноты, скрипичный ключ – композитор).
Ответы детей на слайды.
Учитель: Я хочу вам показать еще одну картинку, услышать от вас, чем отличаются эти инструменты.
Ответы детей (металлические, деревянные, маленькие, большие).
Учитель: А сейчас, скажите, отличается ли способ игры на каждом инструменте?
Ответы детей (да, в трубу дуют, по клавишам стучат)
Учитель: Конечно, мы с вами познакомимся с видами инструментов в симфоническом оркестре.
Первая группа струнная смычковая. Отгадайте загадку.
В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный ... .
В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.
Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница ... . скрипка
Также в струнную группу входят такие инструменты, как виолончель, альт, контрабас (слайд).
Учитель: Подскажите, почему именно смычковая группа.
Ответы детей
Учитель: Ребята, а чем между собой отличаются эти инструменты?
Ответы детей (не у всех есть ножка, размеры).
Учитель: А давайте послушаем и сравним звучание струнных смычковых инструментов.
Ответы детей (разная высота звучания инструментов)
Учитель: Отгадаем загадки?
Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок! Альт
Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин. Констабас
Учитель: Мы с вами продолжаем изучать музыкальные инструменты в оркестре. Следующая группа музыкальных инструментов духовая, но она делится на 2 подгруппы. Посмотрите на экран и подскажите мне, какие это две группы.
Ответы детей (медные и деревянные духовые)
Учитель: Ребята, а слово «ДУХОВОЙ» от какого слова возникло?
Ответы: дуть.
Учитель: Действительно, существует две подгруппы инструментов. Давайте рассмотрим и послушаем звучание данных инструментов.
Слушание и анализ прослушанного материала.
Учитель: Мы с вами отгадываем загадки про группу духовых инструментов.
Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чем я?
Это... Кларнет
Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят. Трубы
Учитель: И у нас осталась еще одна группа инструментов. Сейчас вы посмотрите, и скажите, как извлекают звук из них (тарелки, барабаны, кастаньеты и т.д.)
Ответы детей: ударяют.
Учитель: Совершенно верно, в них ударяют. Про некоторые ударные инструменты послушайте загадки.
Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин. Тарелки
Без головы, а в шляпе;
Одна нога, и та без сапога.
Раз-два! Раз-два!
Расступайся, детвора!
Что за грохот тут и там?
Мне купили Барабан
Учитель: Хорошо, все загадки отгадали. А теперь мы перейдем к игре «Третий лишний». Необходимо из трех музыкальных инструментов найти один, тот, что отличается от остальных.
СКРИПКА-ВИОЛОНЧЕЛЬ-БАРАБАН (барабан – ударный инструмент, скрипка, виолончель – струнные смычковые инструменты)
ГОБОЙ – ФАГОТ – ТРУБА
ЛИТАВРЫ – КОТРАБАС – ТАРЕЛКИ
АЛЬТ – КЛАНРЕТ – СКРИПКА
ВОЛОНЧЕЛЬ – СКРИПКА – ГОБОЙ
Учитель: Замечательно, а сейчас мы с вами будем играть в игру «Закончи фразу». Правила игры заключаются в том, что каждый, кто поднимет руку, должен будет закончить мою единственную фразу: «Сегодня на уроке я узнал ….».
Учитель: Спасибо ребята за урок. До свидания.