Конспект урока технологии для 5 класса «Изготовление разделочной доски»
Конспект урока технологии
для учащихся 5 класс.
ТЕМА. Изготовление разделочной доски (2 часа)
Цель урока: привлечь учащихся к планированию работы по изготовлению изделия, расширить понятие о чертеже.
Задачи:
- изготовить шаблон разделочной доски, используя графический редактор Paint;
- развивать самостоятельность, последовательность в своих действиях, творческие
способности учащихся;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, желание создать эстетичное изделие.
Методы обучения: частично-поисковый.
Материально-техническое оснащение урока:
1.Компьютеры, принтер.
2. Инструменты и материалы: верстак, заготовки, наждачная бумага, карандаши,
шило, дрель, пила, упор.
3. Образцы досок
4. Комплект шаблонов.
5. Учебник «Технология 5», под ред. А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, М.: Просвещение, 2013.
Ход урока:
Организационная часть:
Учитель. Долгожданный дан звонок – начинается урок. Садитесь удобнее. Ребята, нас ждет сегодня очень интересная и увлекательная работа. Но для этого нам необходимо вспомнить и проверить свои знания.
На предыдущем занятии мы научились приемам пиления и строгания заготовок. Давайте
повторим этот материал, проверим свои знания.
На столах у вас лежат карточки- задания. Вы должны выбрать один правильный ответ из трех и отметить знаком (+).
Вопрос | Вариант ответа | ||
1.Инструменты для строгания? | ножовка | Шерхебель, рубанок, фуганок | стусло |
2. Что такое рейсмус? | инструмент для проведения линий | инструмент для пиления древесины | инструмент для сверления отверстий |
3. Для чего применяют шаблон? | для разметки одинаковых деталей | для пиления заготовки под углом | для закрепления инструмента |
4. Чем можно распиливать древесину? | коловоротом | ножовкой | напильником |
5. Для каких целей используют стусло? | для разметки | для сверления | для пиления |
Учитель. Изделия из древесины состоят из отдельных деталей. Прежде чем изготовить какую-либо деталь, необходимо выполняют ее технический рисунок, эскиз или чертеж. Такие изображения будущего изделия называют графической документацией. Технический рисунок – наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала. Эскиз – это изображение детали от руки с указанием размеров и сохранением соотношений между ее частями. Чертежом называют изображение изделия, вычерченное с помощью чертежных инструментов по определенным правилам. Часто детали имеют либо маленькие размеры или наоборот очень большие, их сложно изобразить на листе бумаге. Для этого используют уменьшенное или увеличенное изображение детали.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные
размеры, называют масштабом.
Сегодня мы с вами выполним чертеж вашего будущего изделия в графическом редакторе Paint. Для выполнения чертежа используем инструменты Линия, Эллипс, Надпись, при необходимости Ластик.
Дети самостоятельно конструируют и выполняют чертежи разделочной доски, так же наносят декоративный рисунок. Во время работы на компьютере учащиеся выполняют упражнения для глаз через каждые 5-7 минут.
Комплекс упражнений для снятия утомления глаз:
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть их на то же время (6-8 раз);
2. Быстро моргать в течение 30 сек;
3. 2-3 сек. смотреть прямо перед собой, затем на палец руки, находящийся на расстоянии 20-30 см от глаза, взгляд фиксировать 3-5 сек. (10-12 раз); те, кто носят очки, выполняют упражнение, не снимая их;
4. Закрыв веки, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 30 сек;
5.Тремя пальцами обеих рук слегка нажать на верхние веки и держать в течение 1-2 сек (3-4 раза).
Учитель. Вы познакомились с графическим редактором Paint, который расширяет ваши возможности в черчении и рисовании, сокращает время на создание технологических карт, чертежей. Теперь возвращаемся в мастерскую и приступаем к работе. Для этого нужно быть внимательным, трудолюбивым, целеустремленным.
Рассмотрим алгоритм изготовления доски:
1. Изготовление шаблона, с использованием графического редактора Paint | 2. Перенос шаблона на заготовку | 3. Выпиливание изделия | 4. Сверление отверстия | 5.Зачистка изделия шлифовальной шкуркой | 6. Нанесение рисунка, выжигание, лакирование |
Технологический процесс изготовления любого изделия требует определенных временных затрат, а так как время нашего занятия ограничено, то сегодня мы сможем выполнить только 1, 2, 3,4 этапы.
Чтобы выполнить работу четко и правильно, соблюдайте технологическую последовательность изготовления:
выберите шаблон;
обведите шаблон на заготовке остро заточенным карандашом, иначе толстая линия обводки изменит контур и размеры доски;
подготовьте верстак, упор и ножовку;
выпилите изделие по контуру;
просверлите отверстие;
Напоминаю учащимся, какие меры безопасности следует соблюдать при пилении ручной пилой.
1. Надежно закреплять заготовку при пилении, используя упоры.
2. Пилить только исправной, остро заточенной пилой.
3. Не допускать перекосы пилы при пилении. Не делать резких движений пилой.
4. Не держать левую руку близко к полотну пилы.
5. Класть пилу на верстак зубьями от себя.
6. Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться только щеткой.
И еще, мне хочется напомнить вам о том, что свою работу вы будете оценивать в конце занятия самостоятельно.
После демонстрации правильных приемов работы учителем, учащиеся приступают к выполнению практической работы.
Учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения учениками
приемов работы и соблюдением правил безопасного труда.
После окончания практической работы, учащиеся осуществляют самоконтроль,
убирают свои рабочие места.
Заключительная часть.
Учитель. Сегодня мы познакомились с новым видом работы. Теперь посмотрим и оценим ваши изделия. Учащиеся анализируют свою работу, рассказывают о допущенных ими ошибках и способах их устранения. Учитель комментирует объективность оценивания результатов каждого ученика, объявляет оценки. На следующем занятии мы завершим работу над изделием. У кого в течение урока сохранилось радостное настроение от проделанной работы, поднимите свои изделия. Ученики выполняют рефлексию
Задание на дом: принести тетрадь, копировальную бумагу, рисунок.
Молодцы. Спасибо за урок. До свидания.