Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Сувенир родным ко Дню России»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Ручеек» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Изготовление сувенира ко Дню России
Блиняева Татьяна Николаевна
Чебоксары 2021
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Сувенир родным ко Дню России» в технике квиллинг
Изготовление сувениров ко Дню России ещё не стало традицией, но дети дошкольного с удовольствием включаются в этот процесс. Хорошим вариантом поделки может стать матрёшка.
Цель: Развитие творческого потенциала детей посредством декоративно-прикладной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- расширить знания детей о символах России, обобщить знания о них;
- закрепить умение детей делать «свободную спираль», «капля», «глаз», «открытая спираль» и составлять из них композиции;
- активизировать словарь детей: квиллинг, форма «свободная спираль», «открытая спираль», «капля», «глаз», гофрированная бумага.
Развивающие:
- повысить уровень развития мелкой моторики, внимания, творчества. развивать умение работать по инструкции, навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
-развивать наглядно-образное мышление;
-развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- аккуратность при выполнении работ и самостоятельность;
- воспитывать чувство патриотизма. Прививать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой живешь;
Материалы и оборудование: заготовка матрёшки из картона, гофрированного (я беру использованные коробки, разрезаю их и нарезаю по шаблонам нужные мне заготовки)
В данном случае я вырезала матрёшку и личико к ней, размер матрёшки 20 см. (это основная матрёшка для всех), личико 6,5 см. и маленькая матрёшка для желающих высота 9 см. и личико 2,5 см., ручки, вырезанные из акварельной белой бумаги 2 шт. на каждую матрёшку.
Личико можно приклеить к заготовке, на клей ПВА. Несколько я не стала приклеивать чтобы дети выбрали какую заготовку они хотят взять.
Так же нам нужны будут краски (мы брали акриловые), кисти, подставки под кисти, салфеточки для промакивания; клей ПВА в тюбике, ванночка для клея (у нас это баночка из-под соуса для суши) это для приклеивания спиралек к матрёшке, клей карандаш для фиксирования кончиков спиралек; ножницы; инструмент для гофрирования бумаги (бумагу гофрирует в основном воспитатель, дети в свободное время по желанию); мольберт, карта России (стилизованная карта России с традиционными русскими символами);
Ход занятия
Воспитатель: Ещё раз здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы:
Ленты рек, озера, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
В. Степанов
Воспитатель: Ребята, кто скажет, о чем говорится в стихотворении?
Дети: Ответы
Воспитатель: Совершенно верно! О нашей любимой и великой стране. Скоро будет праздник День России, важный государственный праздник, отмечаемый ежегодно 12 июня. И я предлагаю вам к этому дню сделать сувенир!!!
Посмотрите пожалуйста на мольберт. Что мы видим? (на мольберт прикреплена большая стилизованная карта России с традиционными русскими символами). Велика наша Родина, одна из самых больших в мире! Когда на одном ее конце восходит солнце, на другом оно заходит, мы живём в очень большом государстве! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Наша страна очень богата!
У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои символы. Есть государственные символы. Кто мне их назовёт?
Дети: Ответы (герб, флаг, гимн)
Воспитатель: Совершенно верно! А есть не государственные символы. Посмотрите, что здесь нарисовано?
Дети: Ответы
Воспитатель: Ребята что же по-вашему является любимым нашим символом Росси? Что мы сегодня будем делать?
Дети: Мишка, матрёшка, флаг России (это основные ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы сегодня будем с вами изготавливать матрёшку. Вот посмотрите у меня есть примеры сувенирной матрёшки, которых я вам сделала в качестве примеров. Давайте их рассмотрим.
Дети: Ответы
Воспитатель: Посмотрите какие они все разные: вот это матрёшка в традиционном сарафанчике с цветочками. Эта матрёшка с другим символом нашей России, мишкой. Эта матрёшка украшена по-особенному! Посмотрите какого цвета сарафанчик, кофточка и платочек. На что это сочетание похоже? Дети: Ответы
Воспитатель: Правильно этот цвета нашего государственного флага. И расположены цвета точно также как на флаге: в самом низу красный, потом идёт синий и платочек украшен белым цветом, и держит она матрёшку, которая символизирует Чувашию. Как вы думаете почему?
Дети: Ответы
Воспитатель: Да! Чувашия находиться в России как маленькие матрёшки находиться в большой матрёшке.
Дети: Ответы
Воспитатель: Все матрёшки разные, но каждая несёт свой смысл и каждая по-своему интересна. Выбирайте ребята, ту которую вы хотите сделать.
Дети: Ответы
Воспитатель: Да, можно сделать по-своему. Можно матрёшку по-своему раскрасить ))) приступим к работе?
Дети: Ответы
Воспитатель: Тогда сегодня нам понадобиться ДЛЯ РАБОТЫ: (раздаёт каждому: основа нашей поделки в виде матрёшки.
Дети сами берут тот цвет, который им нравиться: краски (у нас краски акриловые); кисточки (дети берут свои); ватные палочки (раздаёт воспитатель по необходимости); салфетки для рук (есть у каждого ребёнка); подставка под кисть (есть на каждого ребёнка).
Практическая работа:
День первый
Воспитатель: заготовки нашей поделки кладёте перед собой и выбираете цвет которым вы хотите покрасить свою матрёшку. Как вы видите можно однотонно покрасить, а можно двумя цветами: платочек одним цветом, а сарафанчик другим. всё зависит от вашей фантазии))
Так же покрываем нежно розовым цветом личико матрёшки и ладошки на ручках. После высыхания наносим карандашом глазки, носик и губки после чего обводим всё красками (акварельными). Воспитатель помогает нанести контур лица матрёшки, обводят дети сами.
Воспитатель: Предлагаю вам ребята к следующему занятию выбрать цвет бумаги для изготовления спиралек для заполнения контура в знакомой вам технике квиллинг: из гофрированной цветной бумаги, двух или трёх цветов (не больше), и начать их изготавливать. Сейчас мы освежим в нашей памяти как мы их делали:
Берём инструмент для квиллинга, линейку для изготовления ровных кружочков свободных спиралек, клей-карандаш и полосочку гофрированной бумаги нужного нам цвета:
- первое что мы делаем это накручиваем на инструмент для квиллинга полоску бумаги;
- второе мы осторожненько снимаем готовые ролл с инструментом для квиллинга и вставляем в выбранные нами размер отверстия в линейке и даём раскрутиться роллу до того объема который мы выбрали;
- аккуратненько извлекаем ролл из линейки и фиксируем кончик бумаги клеем-карандашом для того чтобы он не раскручивался больше, фиксируем только кончик;
Роллы можно изготавливать разного размера выбирая отверстие по больше, или поменьше. Готовые роллы складываем в контейнер (я взяла из-под суши, у нас они по количеству детей (на них я раскладываю материалы для занятий – очень удобные)
В конечном результате надо изготовить столько спиралек чтобы заполнить контур матрёшки. Готовые роллы складываем в контейнер (я взяла из-под суши, у нас они по количеству детей (на них я раскладываю материалы для занятий – очень удобные)
Практическая работа:
День второй
Воспитатель: Здравствуйте! Готовы творить? Ребята предлагаю вам на этом занятии заклеить те «спиральки» - заготовки, которые вы приготовили. Сначала разложим их по контуру вашей матрёшки, и, если не будет хватать, изготовим недостающие. После этого всё аккуратно, не спеша приклеим к основе, помните, как мы клеили ёлочки к звёздочкам и восьмёрочки на восьмое марта? Да так же мы будем украшать матрёшек. После чего дадим им хорошенько высохнуть до завтра. А завтра мы доделаем декор матрёшек и закончим работу.
Будьте осторожны с клеем.
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
Воспитатель: Ну как? Всё вам нравиться? Нигде ничего не надо подклеть или подправить?
Дети: Ответы, при необходимости доделывают.
Воспитатель: Посмотрите, как я оформила своих матрёшек (показывает образцы поделок) у меня каждая уникальна! Вам я тоже предлагаю сделать декор. Все решили, что они будут делать, чем украшать свою матрёшечку? Цветочками? Или она будет держать мишку? Или она будет держать другую матрёшку?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Хорошо ребята думайте. К следующему занятию я надеюсь, что вы определитесь и мы доделаем наш сувенир вовремя)))
Практическая работа:
День третий
Воспитатель: Здравствуйте! Рада всех вас видеть! Все определились с декором матрёшки? Молодцы! Тогда предлагаю приступить к работе. Все берут те цвета полосок, которые вам нужны: вот тут лежат на мишутку, вот тут на цветочки, а вот лежат маленькие матрёшечки. И мы доделываем наш сувенир )))
Дети: Берут нужные материалы и рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: Все вместе давайте вспомним как делать цветочки: берём инструмент для квиллинга, линейку для изготовления ровных кружочков свободных спиралек, клей-карандаш и полосочку гофрированной бумаги нужного нам цвета
Для цветочка мы склеиваем два цвета бумаги (можно взять цвета как у меня, можно взять свои цвета). Если мы делаем цветок побольше, то склеиваем несколько полосочек.
Накручиваем на инструмент для квиллинга полоску бумаги.
Маленькая хитрость: - чтобы легче было снять с инструмента для квиллинга рорлл, надо его прокрутить немного назад;
Маленькая хитрость: - чтобы легче было поместить ролл в отверстие линейки нужно прежде чем поместить его в отверстие подложить маленький кусочек картона под один край линейки (с той стороны где отверстия, тогда ролл не будет «выпригивать» из отверстия) когда ролл раскрутиться вытащить картонку, и потом ролл уже легко и просто вытаскивается)))
Затем чуть защипываем кружочки с одной стороны, получается лепесток.
Затем из лепесточков собираем цветок. Всё клеем клеем-карандашом.
Мы собираем лепестки сначала по два, а потом уже всё склеиваем вместе.
Делаем свободные спиральки (не заклеиваем после того как накрутили на инструмент, а просто отпустили (самый кончик всё равно остаётся закрученным). И подклеиваем к цветочкам в качестве лепестков. В серединку наклеиваем или кружочек, или плотно скрученный и не раскрученный рол высотой два мм.)
Приклеиваем ручки с задней стороны матрёшки. Стараемся сделать это максимально симметрично и ровно. Покрываем ручки розовой краской и украшаем рукава.
Приклеиваем на клей ПВА цветочки на сарафанчик матрёшки. Клей ПВА после высыхания становиться прозрачным поэтому ничего страшного не будет если клея много.
Приклеиваем ручки к сарафанчику, и пустые места заполняем маленькими цветочками (у нас были готовые вырезанные фигурным дыроколом).
Воспитатель: Теперь приступим к изготовлению маленькой матрёшки. Я вам раздам уже покрашенные заготовочки. На них уже есть контур рисунка.
Раскрашиваем матрёшку акварельными красками. Бусы и украшения ватными палочками наносим, но уже акриловой краской.
Украшение на голову делаем из бумаги красного цвета и клеем на клей-карандаш. Украшаем тоже с помощью ватных палочек.
Теперь приклеиваем маленькую матрёшку к большой (если есть клей-пистолет, то лучше клеить с его помощью (у нас есть в группе самый простой из магазина фикпрайс им, то мы и приклеили матрёшек, если нет, то можно и на клей ПВА).
Теперь подклеиваем ручки и матрёшка готова.
Воспитатель: Приступим к изготовлению мишки. На мишутку мы берём гофрированную бумагу. Для эффекта шубки моэжно сделать мелкие насечки на последних витках роллов для головы, туловищя и ушек.
Делаем два больших ролла у меня диаметр 3,5 см (голова), 4 см (туловище), два ролла на ушки по 1,5 см. Можно для эффекта шерстки сделать несколько рдов с насечками.
,
Вниз ролла мы кладём небольшую возвышенность сделанную их намоченных салфеток с добавлением капли клея ПВА, это придаёт форму мордочки, немного выступающую.
Самым последним витком делаем окантовку тёмной коричневой бумагой. ролла
Ушки делаем с двумя защипами (чтобы стали похожи на ушки. Ушки клеим к голове. У нас немного получился мишка светлее чем хотелось бы поэтому немного подкрашиваем ушки прямо пальчиком. Оставляем высыхать.
Приклеиваем к туловищу лапки клеем карандашом. Ждём пока немного подсохнет и всё подкрашиваем акварельной краской в более темный цвет.
Делаем один тугой, не развёрнутый ролл из тёмной коричневой бумаги размером 1 см. и не разворачивая его заклеиваем (это будет мордочка у Мишутки) немного его выгибаем и прищипываем чтобы ролл стал похож на мордочку и приклеиваем к голове на клей ПВА. Сверху слеем кончик от ватной палочки и окрашиваем в черный цвет. Рисуем черные горошинки глазки. Оставляем высыхать. Приклеиваем к туловищу голову Мишки. Оставляем высыхать.
Перекладываем Мишу на матрёшку (предварительно смазав внизу мишки клеем ПВА и оставляем сохнуть. После полного просыхания приклеиваем ладошки как будто Матрёшка держит Мишутку.
Итог:
Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали сувенир в технике изготовления поделок из бумаги. Кто помнит, как она называется?
Дети: ответы.
Воспитатель: Какие формы квиллинга вы научились делать?
Дети: ответы.
Воспитатель: Как вы думаете какие сувениры ещё можно сделать на день России? Вы будете отмечать день России? Кому вы подарите свою поделку?
Дети: ответы.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: ответы.
Воспитатель: Вы хотите ещё что-то сделать в этой технике?
Дети: ответы.
Выставка готовых работ.
Новикова Анастасия Алексеевна
Татьяна
Новикова Анастасия Алексеевна
Татьяна