Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Самоопределение к деятельности.
Включение в деловой ритм.
|
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я вам!(слайд 1 )
-Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть на уроке?
-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.
|
Подготовка класса к работе.
Высказывания учащихся.
|
Личностные: самоопределение; регулятивные:прогнозировать предстоящую работу.Развиваем умение высказывать своё предположение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
|
- Запишите число.
-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
Отгадайте загадку.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,
Значит к нам пришла …..
Назовите первый звук в слове «весна»
Дайте ему характеристику.
(слайд 2)Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Прочитайте предложение, что оно напоминает?
- Чему учит это пословица? (Быть дружными, внимательными друг к другу, приходить на помощь). Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить)
-Послушайте и скажите, о какой части речи говорится в стихотворении.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет.
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам …
Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд )
У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе.
На отдельном листке ответьте на вопросы знаками « +», если согласны. И знаком «-», если не согласны.
1)Глагол - это самостоятельная часть речи? +
2)Глагол обозначает признак предмета?-
3)Глагол отвечает на вопрос Что?-
4)Все глаголы изменяются по числам и временам? +
5)На вопросы Что делала? Что сделала? отвечают глаголы прошедшего времени?+
6)Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л? +
Самопроверка по эталону
Проверьте свои ответы, подсчитайте количество правильныхответов.Выставите отметки согласно критериям. (слайд)
Расскажите о глаголе с помощью вопросов.
Посмотрите, как много вы уже знаете о глаголе, но как вы думаете, этих знаний достаточно? Поэтому мы продолжим работу по этой теме.
|
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
«в,»
(согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
Все за одного, а один за всех.
Один за всех и все за одного.
Ответы детей.
Объяснение пословицы.
Записывают пословицу.
Глагол.
Дружба творит.
|
Познавательные: высказывать предположение;
регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
предметные: давать характеристику звука, писать правильно буквы, грамотно списывать предложение.
Личностные умения:
понимать значимость слов о дружбе; формулирование собственного высказывания.
Предметные умения: анализ объектов с целью выделения признаков, умение проводить классификацию по заданным критериям.
Познавательные умения:
отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
|
3.Постановка учебной задачи.
Создаёт проблемную ситуацию.
|
-Ребята, прочитайте предложения.
Друга за деньги купишь
Новых друзей наживай, а старых забывай.
Друг в беде бросит.
- Что это за предложения?
-Вам они нравятся?
-Почему данные пословицы звучат бессмысленно?
-Что нужно добавить?
–Как называется это маленькое слово?
-Это маленькое слово НЕ называется частицей.
-Перед какой частью речи стоит НЕ?
Как будут звучать пословицы с частицей не?
Какой смысл придаёт глаголам частица не?
Пословица – это народная мудрость, объясните, в чём заключается мудрость данных пословиц?
- Как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?
- Есть сомнения или уверены полностью?
- Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно писать не с глаголом?
-Сформулируйте тему урока.
-Какую цель поставим?
Узнать___________
Научиться_______________
А ещё мы будем обогащать свой словарный запас. Оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
|
Пословицы
Нет.
Не хватает не.
Нужно добавить слово НЕ.
Предположение детей.
Перед глаголом.
Отрицательный.
Нужно добавить слово НЕ.
Формулируют (уточняют) тему урока ,
ставят цели
|
Регулятивные:выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание; познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
|
Итак, наше предположение: - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.
- Для этого нам предстоит провести исследование, в ходе которого мы должны выяснить как пишутся глаголы с частицей не.
- Прочитайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она (не) ходит, (не) сидит,
(Не) шьёт, (не) жнёт и (не)кипит,
Книг (не) читает, (не) поёт,
Другим работать (не) даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
-Как пишется не с глаголами?
-Где ещё мы можем об этом прочитать?
Прочитаем правило в учебнике с. 88.
Правописание частицы не с глаголами – это орфограмма.
|
Не с глаголами пишется раздельно.
Или
Не с глаголами пишется слитно.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.
познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
|
5.Первичное закрепление.
Устанавливает осознанность восприятия.
|
Мало знать, надо и применять.
Выпишите из стихотворения-правила слова с новой орфограммой. (Один работает у доски).
Эта орфограмма обозначается пробелом.
|
|
Предметные умения:
писать текст с глаголами с частицей –не
|
6.Динамическая минутка
|
1.Друга ищи, а найдёшь береги.
2.Берись дружно - не будет и грузно.
3.В тесноте да не в обиде.
4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. Старый друг лучше новых двух.
6.Сам погибай, а товарища выручай.
Проверим, как вы собрали. Какое отношение эти пословицы имеют к нашему уроку?
(Они о дружбе, мы договорились помогать друг другу)
|
|
Коммуникативные:
выполнять задания в рамках учебного диалога.
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организует деятельность по
применению новых
знаний
|
У кого голубые карточки – работает с учебником с.88.(Записать 3 любых пословицы)
У кого зелёные работает в с карточками
У кого красные работают с ноутбуками (один желающий к доске)
Работа с пословицами.
Составьте пословицы, объясните их смысл.
Кто (не) работает (не) сидеть на печи.
Есть калачи - торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
– Запишите пословицы, раскрывая скобки.
– Прочитайте глаголы с частицей НЕ.
– Как написали эти слова, почему?
Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки-
Каждое дело “просит” проверки.
Проверка по эталону.
|
|
Предметные:
писать слова с глаголами с частицей –не;
регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:общеучебные умения, структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
|
А теперь быстренько вернулись в дружные семейки и поработаем в группах
Творческая работа
При работе в группах вспомним правила (слайд 4)
Будь терпим к мнению товарища.
Рационально используй время.
Не будь пассивным при работе.
Излагай мысль чётко и ясно.
В группах по картинкам составить и записать правила поведения, используя частицу не.
1 группа. На перемене
2 группа. На уроке
3группа. В столовой
Кто желает поработать у доски самостоятельно.
Списать грамотно.
Мы гостей сегодня ждём,
Хорошо себя ведём:
(Не)шалим, (не)грубим,
Глупости (не) говорим,
На уроках (не) зеваем
Правила все повторяем.
Проверим, какие правила составили? Как записали не с глаголами?
Кто соблюдает правила на перемене, на уроке, в столовой хлопните в ладоши. А подружнее? На перемене, на уроке, в столовой.
Эти аплодисменты вам за воспитанность и хорошее поведение.
Для лучшего запоминания правила предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму.
___ выучил- __ делай,
___ знаешь- __ спеши,
С глаголами ___________
Частицу ____ пиши.
Сравнение с эталоном
Не выучил
Не делай
Не знаешь
Не спеши
|
Возможные варианты:
На перемене
Не бегай по коридору
Не обижай маленьких
Не кричи
Не залезай на подоконники
Не ломай цветы
На уроке
Не отвлекайся на уроке!
Не списывай у соседа по парте!
Не мешай другим на уроке!
Не качайся на стуле!
Не разговаривай на уроке!
В столовой
Не разговаривай
Не толкайся.
Не шуми
Не чавкай
|
Предметные умения:
- Составлять предложения и писать –не- с глаголами, используя правило.
Познавательные умения:
-выбирать вариант выполнения задания;
- составлять и оформлять советы о дружбе.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:общеучебные–умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
|
9. Знакомство с глаголами-исключениями.
|
Не выучил ненавидеть
Не делай негодует
Не знаешь нездоровится
Не спеши недомогать
-Почему слова во втором столбике пишутся слитно.
Давайте прочитаем слова с не, а потом без не. Есть такие слова в современном русском языке? Нет.
Это слова исключения.
Бывает всё же,
Что глагол совсем без не не может.
Тогда, куда бы он не шёл,-
И не с ним вместе тоже.
Понятен ли вам смысл этих слов.(слайд) Объясните значение глаголов исключения. Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните их написание.
Дети ненавидят уколы, когда им нездоровиться.(слайд)
Есть и другие слова исключения, с которыми вы познакомитесь позже.
|
|
|
|
У вас на партах лежат ладошки сословам, выберите ладошки, где записано грамотно и прикрепите на доску.
Не обманывай не сердитесь необманывай неунывай незавидуй негордись неленись трудностей небойся
не унывай не завидуй не гордись не ленись трудностей небойся
Дружба творит чудеса
У нас получилась настоящая радуга дружбы.
|
|
Познавательные умения:
-выбирать вариант выполнения задания;
- составлять и оформлять советы о дружбе.
|
Итог урока
|
Вы НЕ грустили? НЕ устали? Хорошее настроение у вас НЕ пропало? Над какой темой сегодня работали?
Какую цель ставили? Удалось ли её достичь? Что узнали о правописании частицы НЕ с глаголами? Запишите глаголы из пословиц с частицами не. Как будете писать?
Где пригодятся поученные знания на уроке?
Теперь всё знаете о глаголе или нет?
Оцените свою работу на уроке. У кого за 3 задания поставлены «+» - вы молодцы, можете из конвертика взять медальку «знаток русского языка».
|
|
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
|
Рефлексия
|
Если вы считаете, что с работой справились и вам было интересно работать, то встаньте у солнышка.
А кому было скучно и испытывал трудности, то встаньте у тучки.
Закончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.
Для выполнения домашнего задания возьми карточку, с соответствующим значком.
Составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.
Тексты могут быть посвящены следующим темам:
- о правилах поведения в лесу;
- о правилах пользования книгой.
Раскрой скобки, запиши предложения.
Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не лазать), на лестницу
( не )выходить, котёнка (не )мучить.
|
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
|
Гордеева А. Е.
Бородинская Елена Николаевна