12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бородинская Елена Николаевна101

Предмет: русский язык Класс: 3  класс

Учитель: Бородинская Елена Николаевна, учитель начальных классов

Место работы: МКОУ «Октябрьская СОШ» п. Октябрьский

Технологическая карта

Тема

«Правописание не с глаголами»

Цели

Ввести правила правописания –не- с глаголами.

Научить использовать приобретенные знания при создании собственных советов о дружбе.

Тип урока

Решение учебной задачи (открытие нового знания).

Основное содержание темы

формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

формировать орфографическую зоркость

прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Планируемый результат

Личностные умения

- осознание алгоритма учебного действия;

-формулирование собственного высказывания, мнения;

- положительное отношение к процессу познания;

-применение правила делового сотрудничества.

Универсальные учебные действия (метапредметные умения)

Познавательные УУД:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; 

- находить дополнительную информацию;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

 - формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

Регулятивные УУД:

- умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

- умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

- формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

- изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;

- уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

- выработать стойкие навыки написания не с глаголом;

 - повторить правописание приставок в глаголах.

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение:

использование пословиц и поговорок.

Информационный материал

Учебник Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина «Русский язык» 3 кл. ч.2,

Интерактивный материал

Электронная презентация, интерактивный тест.

Демонстрационный материал

Карточки с учебными заданиями.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы - самооценивания.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм.

Доброе утро, ребята!

Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я вам!(слайд 1 )

-Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть на уроке?

-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Подготовка класса к работе.

Высказывания учащихся.

Личностные: самоопределение; регулятивные:прогнозировать предстоящую работу.Развиваем умение высказывать своё предположение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

- Запишите число.

-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.


 

Отгадайте загадку.
 

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …..

Назовите первый звук в слове «весна»

Дайте ему характеристику.

(слайд 2)Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Прочитайте предложение, что оно напоминает?

- Чему учит это пословица? (Быть дружными, внимательными друг к другу, приходить на помощь). Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить)

-Послушайте и скажите, о какой части речи говорится в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет.

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …

Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд )

У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе.

На отдельном листке ответьте на вопросы знаками « +», если согласны.     И знаком «-», если не согласны.

1)Глагол - это самостоятельная часть речи? +
2)Глагол обозначает признак предмета?-
3)Глагол отвечает на вопрос Что?-
4)Все глаголы изменяются по числам и временам? +
5)На вопросы Что делала? Что сделала? отвечают глаголы прошедшего времени?+
6)Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л? +
Самопроверка по эталону

Проверьте свои ответы, подсчитайте количество правильныхответов.Выставите отметки согласно критериям. (слайд)

Расскажите о глаголе с помощью вопросов.

Посмотрите, как много вы уже знаете о глаголе, но как вы думаете, этих знаний достаточно? Поэтому мы продолжим работу по этой теме.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

«в,»

(согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Все за одного, а один за всех.

Один за всех и все за одного.

Ответы детей.

Объяснение пословицы.

Записывают пословицу.

Глагол.

Дружба творит.

Познавательные: высказывать предположение;

регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

предметные: давать характеристику звука, писать правильно буквы, грамотно списывать предложение.

Личностные умения:

понимать значимость слов о дружбе; формулирование собственного высказывания.

Предметные умения: анализ объектов с целью выделения признаков, умение проводить классификацию по заданным критериям.

Познавательные умения:

отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

3.Постановка учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

-Ребята, прочитайте предложения.

Друга за деньги купишь

Новых друзей наживай, а старых забывай.

Друг в беде бросит.

- Что это за предложения?

-Вам они нравятся?

-Почему данные пословицы звучат бессмысленно?

-Что нужно добавить?

–Как называется это маленькое слово?

-Это маленькое слово НЕ называется частицей.

-Перед какой частью речи стоит НЕ?

Как будут звучать пословицы с частицей не?

Какой смысл придаёт глаголам частица не?

Пословица – это народная мудрость, объясните, в чём заключается мудрость данных пословиц?

- Как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?

- Есть сомнения или уверены полностью?

- Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно писать не с глаголом?

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цель поставим?

Узнать___________

Научиться_______________

А ещё мы будем обогащать свой словарный запас. Оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

Пословицы

Нет.

Не хватает не.

Нужно добавить слово НЕ.

Предположение детей.

Перед глаголом.

Отрицательный.

Нужно добавить слово НЕ.

Формулируют (уточняют) тему урока ,

ставят цели

Регулятивные:выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание; познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Итак, наше предположение: - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести исследование, в ходе которого мы должны выяснить как пишутся глаголы с частицей не.

- Прочитайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она (не) ходит, (не) сидит,

(Не) шьёт, (не) жнёт и (не)кипит,

Книг (не) читает, (не) поёт,

Другим работать (не) даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

-Где ещё мы можем об этом прочитать?

Прочитаем правило в учебнике с. 88.

Правописание частицы не с глаголами – это орфограмма.

Не с глаголами пишется раздельно.

Или

Не с глаголами пишется слитно.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия.

Мало знать, надо и применять.

Выпишите из стихотворения-правила слова с новой орфограммой. (Один работает у доски).

Эта орфограмма обозначается пробелом.

 

Предметные умения:

писать текст с глаголами с частицей –не

6.Динамическая минутка

1.Друга ищи, а найдёшь береги.

2.Берись дружно - не будет и грузно.

3.В тесноте да не в обиде.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5. Старый друг лучше новых двух.

6.Сам погибай, а товарища выручай.

Проверим, как вы собрали. Какое отношение эти пословицы имеют к нашему уроку?

(Они о дружбе, мы договорились помогать друг другу)

 

Коммуникативные:

выполнять задания в рамках учебного диалога.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по

применению новых

знаний

У кого голубые карточки – работает с учебником с.88.(Записать 3 любых пословицы)

У кого зелёные работает в с карточками

У кого красные работают с ноутбуками (один желающий к доске)

Работа с пословицами.
Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                     торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

– Запишите пословицы, раскрывая скобки.

– Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

– Как написали эти слова, почему?

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки-
Каждое дело “просит” проверки.

Проверка по эталону.

 

Предметные:

писать слова с глаголами с частицей –не;

регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:общеучебные умения, структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

А теперь быстренько вернулись в дружные семейки и поработаем в группах

Творческая работа

При работе в группах вспомним правила (слайд 4)

Будь терпим к мнению товарища.

Рационально используй время.

Не будь пассивным при работе.

Излагай мысль чётко и ясно.

В группах по картинкам составить и записать правила поведения, используя частицу не.

1 группа. На перемене

2 группа.    На уроке

3группа.       В столовой

Кто желает поработать у доски самостоятельно.

Списать грамотно.

Мы гостей сегодня ждём,

Хорошо себя ведём:

(Не)шалим, (не)грубим,

Глупости (не) говорим,

На уроках (не) зеваем

Правила все повторяем.

Проверим, какие правила составили? Как записали не с глаголами?

Кто соблюдает правила на перемене, на уроке, в столовой хлопните в ладоши. А подружнее? На перемене, на уроке, в столовой.

Эти аплодисменты вам за воспитанность и хорошее поведение.

Для лучшего запоминания правила предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму.

___ выучил- __ делай,

___ знаешь- __ спеши,

С глаголами ___________

Частицу ____ пиши.

Сравнение с эталоном

Не выучил

Не делай

Не знаешь

Не спеши

Возможные варианты:

На перемене

Не бегай по коридору

Не обижай маленьких

Не кричи

Не залезай на подоконники

Не ломай цветы

На уроке

Не отвлекайся на уроке!

Не списывай у соседа по парте!

Не мешай другим на уроке!

Не качайся на стуле!

Не разговаривай на уроке!

В столовой

Не разговаривай

Не толкайся.

Не шуми

Не чавкай

Предметные умения:

- Составлять предложения и писать –не- с глаголами, используя правило.

Познавательные умения:

-выбирать вариант выполнения задания;

- составлять и оформлять советы о дружбе.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:общеучебные–умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

9. Знакомство с глаголами-исключениями.

Не выучил ненавидеть

Не делай негодует

Не знаешь нездоровится

Не спеши недомогать

-Почему слова во втором столбике пишутся слитно.

Давайте прочитаем слова с не, а потом без не. Есть такие слова в современном русском языке? Нет.

Это слова исключения.

Бывает всё же,

Что глагол совсем без не не может.

Тогда, куда бы он не шёл,-

И не с ним вместе тоже.

Понятен ли вам смысл этих слов.(слайд) Объясните значение глаголов исключения. Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните их написание.

Дети ненавидят уколы, когда им нездоровиться.(слайд)

Есть и другие слова исключения, с которыми вы познакомитесь позже.

   
 

У вас на партах лежат ладошки сословам, выберите ладошки, где записано грамотно и прикрепите на доску.

Не обманывай не сердитесь необманывай неунывай незавидуй негордись неленись трудностей небойся

не унывай не завидуй не гордись не ленись трудностей небойся

 

Дружба творит чудеса

 

 

 

У нас получилась настоящая радуга дружбы.

 

Познавательные умения:

-выбирать вариант выполнения задания;

- составлять и оформлять советы о дружбе.

Итог урока

Вы НЕ грустили? НЕ устали? Хорошее настроение у вас НЕ пропало? Над какой темой сегодня работали?

Какую цель ставили? Удалось ли её достичь? Что узнали о правописании частицы НЕ с глаголами? Запишите глаголы из пословиц с частицами не. Как будете писать?

Где пригодятся поученные знания на уроке?

Теперь всё знаете о глаголе или нет?

Оцените свою работу на уроке. У кого за 3 задания поставлены «+» - вы молодцы, можете из конвертика взять медальку «знаток русского языка».

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Рефлексия

Если вы считаете, что с работой справились и вам было интересно работать, то встаньте у солнышка.

А кому было скучно и испытывал трудности, то встаньте у тучки.

Закончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, с соответствующим значком.

Составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

Тексты могут быть посвящены следующим темам:

- о правилах поведения в лесу;

- о правилах пользования книгой.

Раскрой скобки, запиши предложения.

Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не лазать), на лестницу

не )выходить, котёнка (не )мучить.

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

13

Опубликовано


Комментарии (2)

Гордеева А. Е., 12.11.17 в 12:54 0Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, спасибо Вам за отлично подготовленный урок и оформленную технологическую карту.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.