Изложение-описание по памяти «Белка» (Для учеников 3 классов)
Изложение-описание по памяти «Белка»
Цель- изложить письменно по памяти описание белки
Задачи:
-формировать умения пользоваться знаковыми схемами;
- развивать слухоречевую память;
- учить употреблять прилагательные в речи.
Оборудование- тексты по числу детей, картинки с видом белки в разные времена года, знаковые схемы-картинки, карточки с трудными словами.
Ход занятия:
1.Орг. момент. Ребята садятся на свои места, называя любое лесное животное.
2.Актуализация темы. Постановка учебной задачи
Краткая беседа учителя с детьми о местах обитания этих животных. Загадывание загадки о том животном о котором пойдет речь сегодня на уроке:
-Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким предметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
На доске появляется изображение белки.
_ О ком будем говорить?
- На картинке белка в какое время изображена, почему вы так думаете?
Сегодня мы будем очень старательно рассматривать белку и подробно ее описывать.
3.Основная часть. Знакомство с текстом. Определение признаков текста.
- Давайте прочитаем текст. Детям раздаются карточки с текстом.
Белка
Белка- лесной зверёк.
Тело её летом покрыто рыжей шерстью, а зимой-серой. У зверька большой пушистый хвост. На ушках- кисточки, на лапках острые коготки.
Белка- подвижный, веселый зверёк. Она ловка перескакивает с ветки на ветку, с дерева на дерево.
Беседа с детьми. – Тип текста? Тема текста? Основная мысль текста?
- Сколько частей можно выделить в тесте?
Далее по очереди учениками читается каждая часть текста, логопед после каждой части задает вопрос (-с чего автор начинает описание, - про что говорится во второй части, - о чем третья часть) и прикрепляет на доску ответы-таблички. К написанным табличкам добавляется и знаковые-схемы.
ОБЩИЙ ПРИЗНАК (картинка-лес)
ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ (картинки- тело, лапы, хвост, кисточки)
ПОВАДКИ БЕЛКИ (картинка- скачущая белка по деревьям)
Во время детального обсуждения признаков частей белки детям предлагается поиграть в игру «Угадай-ка». Каждому раздаются карточки с описанием частей тела белки. Необходимо прочитать и отгадать.
-маленькие с кисточками на конце, особенно кисточки выражены зимой, летом их почти не видно
-задние - намного мощнее передних. Кроме того, они имеют пальцы, которые наделены ноготками, благодаря которым они лазят по деревьям и держат еду.
-пушистый, кажется уплощенным, так как волосы расположены по бокам. Размер равен размеру туловища
-вытянутое, стройное. Меховое покрытие разделяют на зимнее и летнее, т.е. белка линяет два раза в год. Меховой покров зимой более высокий, пушистый, а летом – короче, жестче, и более редкий.
Физкультминутка- «Театр»
Ребята получают карточки с написанным животным и изображают это животное мимикой, жестами, движением. Необходимо угадать что это за животное.
Работа над орфографией
Ученикам раздаются карточки с пропущенными буквами в словах, буквы вставляются, орфограммы проговариваются.
л – сной зв - рёк
б – льшой пуш -стый
кого – ки к - готки
в – селый (на) лапках
(на) ушках (с) ветки
(на) ветку
Устный пересказ текста по опорным картинкам.
Запись текста
4. ИТОГ
Чтение ребятами своих работ