12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солоникова Наталья Михайловна153
Я преподаю русский язык и литературу в коррекционной школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Россия, Ивановская обл., Вичуга
3

Консультация учеников «Методы развития памяти»



«Методы развития памяти»


Презентация "Память"
PPTX / 6.02 Мб

Приветствие.

Эксперимент. Считай по три.

Запомните  буквы: К Н П.

А теперь отсчитывайте быстро по три единицы от числа 278.

(Засечь 25 сек)

Повторите буквы.

Каждый из нас сталкивается в процессе обучения с проблемой запоминания учащимися учебного материала, которые связаны с недостаточным развитием эффективных типов памяти. И сегодня обозначим наиболее эффективные методы и приемы развития памяти обучающихся в учебном процессе.

Цель: познакомить педагогов

1.     С моделями и законами памяти

2.     С особенностями развития памяти и индивидуальных различиях памяти у людей

3.     С возможностями развития и повышения эффективности заучивания и долговременного запоминания.

Память ученика – это главнейшая функция, которая лежит в основе обучения и развития школьника, обеспечивающая приобретение новых знаний.

На сегодняшний день, в большом потоке информации, проблема развития памяти школьников является актуальной и социально значимой. Очень часто родители обращаются к психологу и педагогу со сложностями в обучении ребёнка, возникающими из-за плохой памяти ребёнка. Ребёнок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает всё выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал. Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для ребёнка, и для родителей, и для учителей.

Память школьника – первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объёму материал, а потом его воспроизводят. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников.

Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо – математические формулы, правила, другие – наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Одна из основных функций школы состоит в том, чтобы передать учащимся знания и навыки, полезные не только при сдаче экзаменов, но и на протяжении всей их дальнейшей жизни. Таким образом, функцией школы является обучение, ориентированное на долговременную память. Школа, как правило, предоставляет учащимся многочисленные и разнообразные возможности для развития памяти. Учителя знают, что сохранение в долговременной памяти отражает не только эффективность заучивания и индивидуальные способности учащихся, но и качество преподавания. Поэтому учителям для грамотного построения учебного процесса нужно общее представление о памяти, знать о видах памяти и их особенностях, об индивидуальных различиях, о формировании и развитии памяти.

Что же называют памятью?

Память – форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта.

Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

Перед вами модель памяти, состоящая из трех видов: сенсорная память, кратковременная и долговременная памяти. Человек постоянно находится в информационном поле. Наши сенсорные системы (органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетические ощущения) способны воспринимать широкий диапазон стимулов. Информация, содержащаяся в этих стимулах проходит через сенсорную память, задерживаясь в ней на 0,5 сек.

Большая часть информации никогда не становится частью нашей памяти. Только если эта информация привлекла наше внимание, она переводится в кратковременную память. Поэтому если вы хотите чтобы ваша информация была воспринята учениками, необходимо привлечь их внимание: интонацией, выразительным жестом, перемещением, использованием необычным вступлением и рассказом. Привлекшая внимание информация переходит в кратковременную память, сохраняющая информацию в среднем 20 сек. Для сохранения информации необходимо повторение и обработка материала. Таким образом, информация переходит в долговременную память. Взаимодействие между кратковременной и долговременной памятью, осуществляется оперативной памятью, от которой зависит способность человека в течение определенного периода времени, заниматься решением какой-либо задачи. Оперативная память в отличие от кратковременной, является упражняемой, за счет решения умственных и практических задач, которые содержат в себе немалое количество шагов на пути поиска нужного решения. Увеличивая количество информации, которую необходимо удерживать в памяти в процессе решения задачи, увеличивая время решения задачи, можно тем самым улучшать оперативную память. Эффективность долговременной памяти достигается улучшением развития мыслительной деятельности, использованием мнемотехнических приемов которые мы рассмотрим позднее.

Существуют более конкретные деления памяти. Например, память делится по преобладающему каналу восприятия: зрительная память, двигательная, слуховая, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.

Следующее деление памяти происходит по наличию или отсутствии цели запоминания: произвольная, при которой запоминание происходит при сознательном волевом усилии. Произвольная память существенно зависит от его воли и мотивации. Поэтому пути совершенствования этого вида памяти заключаются, с одной стороны, в увеличении интереса ученика к запоминаемому материалу, а с другой стороны, в совершенствовании его личностных качеств. И непроизвольная – запоминание происходит автоматически, без особых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных структур и связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей младшего школьного возраста.

На этом слайде вы видите деление памяти по характеру запоминания: механическая, основанная на простом повторении без осмысления материала. Это самая непродуктивная и требующая больших энергетических затрат память. Словесно-логическая – основанная на осмыслении и логической переработке материала. И опосредованная память, в которой запоминание происходит с использованием мнемотехнических приемов, отсутствие которых значительно ухудшают память, особенно с возрастом.

Продуктивность памяти изменяется с возрастом. Максимального развития память достигает к 20-25 годам. Таким образом, практически весь активный период развития приходится на школьное обучение, что делает необходимым включение в учебный процесс обучение школьников приемам развития памяти.

Затем до 45 лет память практически остается на одном уровне, только происходят естественные и закономерные ухудшения памяти, в основном следующих типов: непосредственной, непроизвольной, механической, они заменяются произвольной, опосредованной и логической. После 45 лет происходит снижение функций памяти, поддержать можно только систематической умственной деятельностью.

Наиболее интересно нам в данном случае рассмотреть развитие памяти школьника. У учащихся с 6-13 лет ведущим типами памяти являются – механическая и непосредственная. Отстают в развитии – опосредованная и словесно-логическая. Причина – незнание приемов мыслительной деятельности, неумение ими пользоваться, недостаточное осознание себя как познающего. Обучение проходит через два этапа: Овладение мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, особенно классификация, анализ, синтез. 2- этап включает себя обучения пользования ими как средствами запоминания в различных ситуациях. Для детей 6-13 лет мыслить значит вспоминать. Мышление находится в прямой зависимости от памяти, таким образом, для успешного усвоения материала им необходимо обеспечивать повторение пройденного.

У школьников старше 13 лет ведущими становится логическая, произвольная, опосредованная памяти. Механическая отстает в развитии, так как возрастает количество учебного материала и механическая память просто несправляется. В этот период вспоминать – значит мыслить. Процесс запоминания сводится к мышлению, установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим понятиям. Следует отметить, что память человека, в ее развитии и функционировании самым тесным образом связана с его интеллектом и не может совершенствоваться без параллельного умственного развития. Память нельзя развивать односторонне. Развитие должно быть комплексным, необходимо постоянно упражнять и развивать ее.

Обучение в школе ориентировано на долговременную память, поэтому задача учителя – найти способы повышения эффективности заучивания и, следовательно, долговременного запоминания.

Рассмотрим некоторые методы и приёмы, которые нам в это помогут.

В процессе школьного обучения ребёнку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Как правило, у ребёнка сильнее выражен не один вид памяти, а несколько. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания».

Психологи говорят: «Память ребёнка – это интерес». У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету. «Внимание, вот материал, из которого сделана память» Лихтенберг Г.

Кинезиологические упражнения.

С бумажками

Китайские шарики

Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах учащихся (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств обучения).

Для этого надо включать в работу:

Игры.

Игра «Кошелёк»

«Смотри – запомни»

Игра с кубиками, видеоролик со Снежаной.

Запомни слова.

Покажи без предмета – видеоролик с Киселёвой О.

……..

Следующие методы предназначены для успешного запоминания учебного материала при работе с текстом.

«Метод шести вопросов»

Он заключается в том, что при чтении любого текста необходимо задавать 6 вопросов:

Кто главные действующие лица?

Что именно происходит?

Когда происходит действие?

Где это происходит?

Как и Почему это происходит?

Упражнение «Вопрос – ответ».

Участники делятся на две команды

Перед вами текст. Быстро и внимательно про­читайте его. Пусть первая команда будет задавать вопро­сы, вторая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту.

В упражнении учитывается активность команд, коли­чество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.

Упражнение «Конспект»

Ведущий. Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Прочитайте его, пожалуйста! Возьмите бумагу и ручку. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но и не проставляя номера абзаца.

Теперь перемешайте листочки и передайте их своему соседу по кругу справа. Теперь внимательно посмотрите конспекты своего соседа и поставьте сверху на каждом листочке цифру — номер абзаца учебного текста, к которо­му, по вашему мнению, относится конспект. Пожалуйста, внимательно смотрите конспекты и проставьте номера.

Опять передайте конспекты соседу справа. Теперь про­ставьте номера абзацев на других конспектах.

Конспекты передаются по кругу, пока к каждому не вернутся его конспекты. После этого каждый в своих кон­спектах проверяет правильность номеров абзацев. Участ­ники считают ошибочно проставленные номера в конспектах. Выигрывает тот, у кого номера абзацев проставлены правильно всеми участниками игры.

Упражнение «Лучший вопрос»

Ведущий. Перед вами учебный текст. Давайте его про­читаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны.

Участники читают текст и придумывают интересные воп­росы. После того как участник задает свой вопрос соседу по кругу, тот должен ответить на него как можно более полно.

После этого участники решают, кто задал самый инте­ресный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Эмоциональная память»

Предварительно готовятся и раздаются карточки с раз­личными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление и т.п. На каждой карточке отдельная эмоция или эмоциональное состояние, которые раздаются участникам.

Ведущий. Вам нужно запомнить текст. Это сделать очень просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с эмоциями, которые записаны на ваших карточ­ках. Учтите, чем с более выразительными интонациями и эмоциями вы прочтете фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить.

Ведущий по очереди указывает на того игрока, которо­му предстоит читать. А все остальные пытаются воспроиз­вести произнесенную им фразу, сохранив эмоции читаю­щего. Победителями окажутся те, чьи фразы запомнили большинство участников игры.

Упражнение «Опорные сигналы»

После того как текст прочитан, участникам предлага­ется законспектировать его. Однако в конспектах не долж­но быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы.

Изобразить текст можно по частям — по аб­зацам, тогда получится несколько опорных сигналов.

Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П. Мальцевой (1958).

Общие правила выделения мнемических опор:

1.     Текст не разбивается предварительно на части.

2.     Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

3.     Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4.     Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь – вытекать одна из другой, как «ручеёк»

5.     Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

Мнемотаблицы – ТСО.

Советы по тренировке памяти

1. Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.

3. Постарайся избавиться от лени. Лень злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.

 

 

Тренируем память.

1.     «Познакомимся»

2.     Игра «Повтори-ка», «Кошелёк»

Один из играющих называет какое-либо животное, допустим лису. Следующий повторяет слово лиса и добавляет название другого животного: медведь. Третий говорит: лиса, медведь – и добавляет слово тигр. Каждый играющий игрок, перечислив всех названных ранее животных, говорит ещё одно слово. Побеждает тот, у кого лучше память.

При повторении игры можно подбирать слова на другие темы.

3.     Игра «Скажи шестое».

Играют несколько человек. Один из играющих – водящий. Он обращается к кому-либо с предложением: «Скажи шестое» – и быстро называет подряд пять растений (или зверей, птиц, рыб, насекомых и т.д.). Тот, к кому водящий обращался, должен немедленно назвать шестое слово на ту же тему. Повторять сказанное водящим нельзя.

Если ответ последует вовремя, то отвечавший водит, если нет, водящий остается прежний.

Упражнение «Гуляем по зоопарку»

Учащийся закрывает глаза и представляет, что он в …(по теме) например, в тундре. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, тюлень, лемминг, северный олень …

Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает.

Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам.

В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.

Игра «Цепочка слов».

А) Зачитываются слова. Учащиеся должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают (называют) второе.

Материал для запоминания можно подготовить по теме урока:

1. зима-снег, гласные - согласные, фольклор - сказка, стихотворение - рифма,

Б). Детям предлагается запомнить тройки слов, которые учитель называет один раз:

Стихотворение- рифма – ритм, сумма- слагаемое – слагаемое…..

Проверка. Учитель читает только первое слово в каждой строке, а второе и третье вспоминают и произносят дети.

 «Три слова»

Это задание для тренировки слуховой памяти. Работают два ученика. Один называет ряды из трёх слов. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, а второй ученик произносит два остальных:

* Существительное, прилагательное, глагол;

* Больше, меньше, равно;

* Река, озеро, пруд;

* Ветер, дождь, снег;

Игра «Смысловые пары»

Цель: развитие устойчивого внимания, произвольной памяти, мышления.

В верхней части карточки написаны два слова, связанных друг с другом по смыслу (например, груша – яблоко). Это образец, по которому ребенок должен ориентироваться, создавая вторую пару слов. Ниже на карточке располагается основное слово (клен) и пять слов-вариантов, связанных с ним по смыслу (например: а) листок, б) дуб, в) дерево, г) земля, д) парк). Ребенок должен выбрать из них не только то, которое позволит создать такую же смысловую пару, как пара – образец (то есть смысловая связь между этими словами должна быть такая же, как в паре-образце; слово «дуб», так как «груша – яблоко» и «клен – дуб» - эта пара образует понятие одного вида).

1.     Груша – фрукт.

Клен: а) листок, б) дуб, в) дерево, г) земля, д) парк.

2.     Окружность – циркуль.

Квадрат: а) овал, б) карандаш, в) бумага, г) линия, д) линейка.

3.     Гвоздь – молоток.

Шуруп: а) брусок, б) гаечный ключ, в) винт, г) отвертка, д) железо.

4.     Пол – ковер.

Стол: а) паркет, б) стул, в) скатерть, г) мебель, д) комната.

5.     Самолет – летчик.

Автомобиль: а) руль, б) дорога, в) кабина, г) шофер, д) светофор.

6.     Стекло – стакан.

Бумага: а) сказка, б)карандаш, в) школа, г) музыка, д) книга.

7.     Птица – дерево.

Крот: а) животное, б) земля, в) мышь, г) нора, д) ночь.

Послушайте два раза следующие ряды слов и постарайтесь их запомнить.

Роза, розовый, ранить, я, яблоко, яркий, янтарь, читать, чтение, чистый. Вспомните все услышанные слова и попытайтесь ответить на вопросы:

а) Сколько всего слов ты услышал? (10)

б) С каких букв они начинались?

в) Какие были названы прилагательные?

г) Какое слово состояло лишь из одной буквы?

 

Астрономическая считалка” А.Усачева поможет запомнить расположение планет Солнечной системы:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Девять - дальше всех - Плутон.

Кто не видит - выйди вон.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Предмет назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия предметов, признак…  Если кто-то промолчит , то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

 «Геоалфавит».

В этой игре может быть несколько вариантов.

1.Задаются вопросы на географическую тему, ответы начинаются с одной буквы.

·         Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

·         Назовите столицу европейского государства. Париж.

·         Какая река протекает в Южной Америке? Парана.

·         Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

·         Какую вы знаете горную страну? Памир.

·         Назовите известный вам канал. Панамский.

2.Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.

Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.

Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.

«Зрительная память»

Один из участников будет изображать портрет. Все участники игры рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий вносит как можно больше изменений в этот портрет. Какая команда поправит больше изменений, та и выиграет.

Игра «Что изменилось?»

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов.

Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

Игра «Запоминаем слова».

Игра проводится в парах.

Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листе 5-6 слов по теме.

Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через определённое время (1-2 мин.) участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.

« Какого предмета не хватает?»

На одной странице (карточке) расположено несколько рядов разных предметов (животных, растений ). На другой странице в каждом из рядов какого-либо предмета не хватает. Ребенок должен запомнить предметы на первой странице, а затем ответить на вопрос, «Какого предмета не хватает на второй странице».

Или: на одной странице пишутся географические объекты, словарные слова и т.п. На другой странице одного названия не хватает. Ребёнок должен запомнить названия на первой странице, а затем ответить, какого названия нет не хватает.

Упражнение «Трудное – запомни»

Учитель показывает ученикам на 25 – 30 сек. десять слов с трудным написанием и убирает их (можно написать на доске и потом их закрыть). Затем под диктовку ученики пишут эти слов на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Затем правильность написания слов проверяется. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Упражнение «Я - фотоаппарат»

Учащийся в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе, слайде, иллюстрации. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Упражнение «Пропущенная буква»

Вариант 1. Учитель предлагает учащимся представить такую ситуацию. Если какая-то буква, допустим «л», исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например:

коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).

А теперь учащимся необходимо определить, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочитать их правильно:

потет, коидо, инг, штоа, пата, кышка.

Составьте таким образом небольшой рассказ и попросите «перевести его на русский язык».

Предложите перевести его товарищам с условием, кто быстрее.

Игра «Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки по изучаемой теме урока. .Одна целая, другая -разрезанная по линиям.

Задание: собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а картинку собрать по памяти.

«Географические силуэты»

Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём особенности, чем известен?

Игра «Зашифрованное слово»

Цель: Развитие устойчивого внимания, памяти, мышления

Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:

а) соловей, мотоцикл (ло – то);

б) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва);

в) поворот, пороша, канава (во-ро-на);

Задание: из каждого слова взять последние слоги, составить новое слово:

а) мебель, ружье

б) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

в) пуловер, пальто, билет (вер-то-лет)

 

 

1.     Игра на скорость воспроизведения: " 12 ответов на одну букву" (например, на букву к).

Играют в паре или одновременно весь класс отвечает письменно. На запись каждого ответа отводится полминуты.

 

                                            ОТВЕТЫ

1) Мужское имя.                                                Константин

2) Женское имя.                                                 Клавдия

3) Название рыбы                                             Карась

4) Название домашнего животного.                 Корова

5) Название дикого животного.                                 Кабан

6) Фамилия писателя.                                        Куприн

7) Отчество человека.                                        Кузьмич

8) Название деревни.                                         Киселёвка

9) Название цветка.                                           Колокольчик

10) Кличка собаки.                                           Каштанка

11) Название города.                                                  Киев

12) Название учебной вещи.                             Карандаш

 

1)    Игра "Пять слов на одну букву".

Учитель записывает на доске слово, одну букву в котором (орфограмму) подчёркивает. Ребята должны придумать и записать 5 слов, которые начинаются с этой буквы. Выигрывает тот, кто выполнит работу быстро и без орфографических ошибок.

 

Например:     далёкий      богатый    прилежный

                       Ананас       орёл           ива

                       Апельсин   оса             иволга

                       Абрикос    осёл            игра

                       Арбуз        огонь                   ирис

                       Арахис      олово                  иголка

 

Игра «Способ ассоциаций».

Цель: развитие памяти, воображения, внимания.

Педагог использует ассоциации для запоминания словарных слов. Например, новое слово «собака». Чтобы у детей не возникало затруднений при написании безударной гласной в корне этого слова, при знакомстве с ним можно задать детям вопрос: «Что мы знаем о собаке?».

Собака – друг человека.

Собака – сторожит дом.

Собака – служит на границе.

Педагог: А знаете, ребята, она еще известна тем, что пишется с буквой «О» и имеет ошейник в виде буквы «О».

Можно создать ассоциацию между этим и другим словарным словом с таким же написанием безударной гласной, которую надо запомнить.

Например: Берется ранее изученное слово «корова», рассказывается детям следующая сказка:

«Однажды, когда корова спокойно паслась на лугу, на нее чуть не напали волки. И в этот момент ей на помощь пришла собака. С тех пор собака и корова стали друзьями. И в знак дружбы собака захотела писаться, как и корова, через букву «О».

Научившись применять способ ассоциации, дети уже самостоятельно придумывают свои образы, свои ассоциации.

Берега – белый ствол.

Ребята – дети.

Тетрадь – белая, пишут текст, в клетку.

Ягодка – сочная, сок.

Дежурный – дело.

 

2)    Конкурс "Кто лучше?".

Ребятам даётся задание придумать, как запомнить на всю жизнь написание орфограммы в словах: богатый, внимательный, волшебный, восток, картофель, квадрат, костюм, математика, обезьяна, пассажир, рисунок, север.

Например, богатый - пишу, как Бог; или так: богатый человек имеет много монет, круглых, как буква о.

(На одном уроке дается не более двух-трёх слов.)

Например, в слове клевать "живет" слово лев.

 

Игра «Запоминаем рисуя»

 

Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

 

УПРАЖНЕНИЯ   И ИГРЫ  ДЛЯ   РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ ДЕТЕЙ

Группа №1:  Упражнения  на  развитие  способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий).

1. Упражнение  "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно"

Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия № 1

Грузовик            Умная кошка
Гнев                   Мальчик-трус
Веселая игра      Капризный ребенок
Дерево               Хорошая погода
Наказание          Интересная сказка

Серия № 2

 

Веселый праздник   Радость
Темный лес              Болезнь
Отчаяние                  Быстрый человек
Смелость                  Печаль

Глухая старуха         Теплый ветер


 

Серия № 3

Сомнение            Зависть
Сила воли            День
Успех                   Страх
Скорость              Сильный характер
Справедливость   Хороший товарищ

2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

Упражнение "Запоминание слов"

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например:

дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:
"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.
Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и  извлечение материала из  памяти  в устойчивый навык работы с информацией.

Итог семинара.

Рефлексия.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.