Урок информатики в 7 классе «Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации»
Предмет: информатика
Класс: 7
Тема: Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.
Цель урока:
познакомить с понятиями «алфавитный подход», «количество информации», с формулой определения количества информации.
Задачи урока:
научить измерять количество информации в сообщении, осуществлять перевод между единицами измерения информации;
сформировать умения читать информации и работать с ней;
развивать умения анализировать полученные результаты.
УУД:
Личностные УУД:
умение оценивать результаты своей учебной деятельности,
умение оценивать результаты работы товарища, внимание, аккуратность, организованность.
Регулятивные УУД:
определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя;
соотнести результат с целью и оценить его;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами;
критично относиться к собственному мнению;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
сравнивать разные подходы к измерению информации;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока
Организационный момент:
- Здравствуйте!
Я рада нашей встречи с Вами
Надеюсь будем мы друзьями.
Друг другу помогайте,
В мир знаний смело Вы шагайте!
Я хотела бы, чтобы девизом нашего урока стали слова:
С малой удачи начинается большой успех.
Повторение и обобщение предыдущих знаний. Интеллектуальная разминка
Минимальной единицей измерения количества информации является? (бит)
Количество информации, содержащееся в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. (бит)
8 бит = ? (байт)
Единица измерения количества информации, следующая по величине за битом? (байт)
Мера уменьшения неопределённости знания при получении информационного сообщения? (количество информации)
В формуле N=2i, i означает? (количество информации)
1 Мегабайт = ? (1024 Килобайт)
210 Килобайт = ? (1024 Килобайт)
Какая из единиц измерения информации меньше: 1 Мегабайт или 1 Гигабайт? (Мегабайт)
Какая из единиц информации больше 1 Мегабайт или 1 Килобайт? (Мегабайт)
Подготовка к восприятию нового материала, мотивация
Приём “Необъявленная тема” На доске записано «Тема урока:». Собирается записать тему урока, выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя.
- Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока. Нужна ваша помощь! Ответьте устно на вопрос: «Как измерить …?»
Как измерить:
а) длину (с помощью линейки в мм, см, м, км)
б) массу (с помощью весов в г, кг, ц, т)
в) температуру (с помощью термометра в градусах)
г) информацию (…)?
Как вы думаете, какой будет тема урока? Тема нашего урока «Измерение информации»
Какова цель нашего урока? (узнать как можно измерять количество информации, научиться определять количество информации в различных сообщениях.)
Учитель вызывает 2-ух учащихся к доске. Один должен записать тему урока, другой гипотезу: что узнаем и чему научимся на уроке.
4. Усвоение новых знаний
Попробуем разобраться в новой теме. На карточке написано сообщение: Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
Сообщение напечатано на компьютере. Ответьте на следующие вопросы:
- В какой форме представлена информация? (в текстовой форме)
- Какой алфавит использовался при создании этого сообщения на ПК? (Использовался компьютерный алфавит)
- Какова мощность такого алфавита? (- Мощность компьютерного алфавита N=256)
- Какое количество информации содержит данное сообщение? (Затрудняются дать правильный ответ)
Почему вы затрудняетесь дать правильный ответ? (Не знаем как и какими единицами измерять информацию в данном сообщении)
Построение выхода из затруднения
Прочитайте в учебнике материал и запишите в тетрадь краткий конспект.
Пример конспекта: Для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором не учитывается содержание сообщения, а учитывается количество символов в нем К, мощность алфавита N и информационный вес одного символа i. Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит.
Кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт.
А сейчас проведем с вами физкультминутку:
(в ходе физкультминутки учащимся задаются вопросы, ответы на которые они должны найти на одной из стен кабинета)
Какой объем информации несет один знак двоичной системы? (1 бит)
Сколько разрядов в двоичной записи достаточно для записи букв русского алфавита, если считать буквы Е и Ё за одну? (5 бит)
Определить объем одного символа английского алфавита. (5 бит)
Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле 4х4 клетки одна из клеток закрашена? (4 бита)
Систематизация знаний
Теперь попробуйте определить количество информации в сообщении: Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
Взаимопроверка
N=256, i=8 бит, K=38 символов
I= K*i, I= 38*8 = 304 бита = 38 байт
Выполнение заданий (самостоятельно)
Система оценивания:
Верно решённое 1 задание – оценка «3», верно решённые 2 задания – оценка «4», верно решённые 3 задания – оценка «5».
ФИ | № 1 | № 2 | № 3 |
Иванов Иван | | | |
| | | |
Учащиеся выполняют задания:
№ 1:
N | i | K | I = K * i |
8 | | 400 | |
16 | | 200 | |
64 | | 100 | |
128 | | 100 | |
256 | | 100 | |
№ 2:
Расположите величины в порядке убывания: 1024 бита, 1000 байтов, 1 бит, 1 байт, 1 Кбайт
Ответ: 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит
№ 3: Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Ответ запишите в битах. (Ответ: 272 бита)
Давайте вспомним и повторим изученный материал по теме урока (приём «Фишбоун» (рыбный скелет)). Раздаются листочки с «рыбным скелетом», который нужно заполнить информацией, работая в парах.
Домашнее задание. Домашнее задание даю по желанию:
Картинка, размером 640Х480 пикселей, нарисована в редакторе с палитрой 1024 цвета. Каков размер картинки в килобайтах.
Представьте житейскую ситуацию. Вы прекрасно провели лето в чудном местечке и сделали достойные фотографии. Оформили слайд-шоу в редакторе презентаций и сохранили документ. Размер документа примерно 10 Мбайт. Вам жутко хочется поделиться с товарищем, который живет в другом районе и с нетерпением жаждет просмотра фотографий.
Документ можно передать с вашего компьютера на другой двумя способами:
А) сжать архиватором, передать архив по электронной почте, распаковать;
Б) передать по электронной почте без использования архиватора.
Какой способ быстрее и насколько, если
- средняя скорость передачи данных электронной почте связи составляет 218 бит в секунду,
- объём сжатого архиватором документа равен 70% от исходного,
- время, требуемое на сжатие документа, - 12 секунд, на распаковку - 2 секунды?
Каким способом передать документ быстрее и на сколько?
Рефлексия и подведение итогов урока
Оцените свою степень усвоения материала на уроке (прием «Рефлексивная мишень»)
Чем ближе фишка к центру, тем выше ваша оценка. Возьмите фишки и выстрелите в мишень
6