Технологическая карта урока информатики в 7 классе «Алфавитный подход к измерению информации»
Технологическая карта урока
Босова Л. Л. Информатика. 7 класс. ФГОС, с использованием интерактивной мультимедийной презентации Smart.
Раздел программы: «Информация и информационные процессы»
Тема урока: Алфавитный подход к измерению информации
Учитель: Озерова Екатерина Андреевна
Цель урока: формирование знаний об алфавитном подходе к измерению информации через индивидуальную и групповую работу учащихся.
Задачи урока:
Предметные:
умение анализировать текст задачи, используя ново-изученную теоретическую часть;
умение решать задачи на вычисление информационного объема сообщения, используя алфавитный подход;
умение различать границы понятий алфавита, мощности алфавита, кол-во символов в тексте сообщения, информационный вес символа;
Метапредметные:
овладение навыками постановки целей, планирования;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной и символической формах;
формирование монологической и диалогической речи;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь задавать вопросы;
структурирование знания;
формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
Личностные:
формирование целостного научного мировоззрения;
воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;
формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;
мотивация образовательной деятельности;
формирование ответственного отношения к обучению.
развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование/ресурсное обеспечение урока:
1) Аппаратное ПО: компьютер учителя, интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор;
2) Прикладное ПО: Microsoft Word 2007, SMART Notebook 11.
Организационная структура урока
Основные этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
|
Организационный момент Цель - создание комфортной образовательной среды |
Создание положительного эмоционального настроя учащихся Приветствие учителя |
Подготовка рабочих мест |
Личностные: мотивировать свои действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать; Результат: создание благоприятной обстановки. |
|
Актуализация знаний. |
Методы обучения: проблемный Формы обучения: фронтальная |
Личностные: -осознавать неполноту знаний. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Результат: закрепление вместе с учащимися ранее пройденного материала.
|
||
Учитель организует повторение учащимися материала по темам предыдущих занятий, необходимым для изучения нового материала. Создает проблемную ситуацию для активизации познавательного процесса и для успешного усвоения нового материала.
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, решают предложенные примеры. Анализируют проблемную ситуацию, предлагают пути решения. |
|||
Ход урока |
Актуализация знаний.
1) Слайд 2. У: На прошлом уроке мы с вами рассматривали содержательный подход к измерению количества информации. Давайте вспомним основные определения и единицы измерения информации (просмотр видеоролика ЦОР №1, ссылка «настройки»). В чём заключается вероятностный подход к измерению информации? Учащиеся поочередно отвечают на вопросы. Д: Вопрос 1 - Количество информации (мера уменьшения неопределённости знаний.) Вопрос 2 - Какую минимальную единицу информации используют для измерения количества информации? (Бит) Вопрос 3 - Назовите производные единицы измерения информации? (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт) Вопрос 4. Какую формулу используют для определения количества информации? (Формулу Хартли, где количество полученной информации зависит от количества происходящих равновероятностных событий N = 2I). Вопрос 5 - Чему равен 1 байт? (8 бит) Слайд 3. Мы с вами знакомы уже со всеми единицами измерения, давайте выполним следующее задание: расставим величины в порядке возрастания. У вас есть 1 минута просмотреть предложенные варианты. (Далее один из учащихся выходит к доске и выполняет задания перетягивая и расставляя ответы. Для проверки правильности расставления ответов - нажать на кнопку «ПРОВЕРКА»). Слайд 4. Следующее задание - выполнить перевод и произвести проверку. Для этого вам дается 2 минуты времени. (Далее один из учащихся выходит к доске и выполняет задания перетягивая ответы в блоки «drag text here». Если поместить в этот блок правильный ответ, то на нем появится зеленая галочка, в противном случае - нет). Слайд 5. Перед вами текст задачи: «В лотереи участвуют 64 шара. Выпал первый шар. Сколько информации содержит зрительное сообщение об этом?». Решите устно задачу и выберете правильный ответ. 6 бит Слайд 6. Перед вами текст следующей задачи: «Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 5 битов информации. Определите количество шариков в мешочке». Решите устно задачу и выберете правильный ответ - 32 шарика. |
|||
Формулирование темы урока, постановка цели, изучение нового материала Цель - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности Изучение нового Цель – раскрыть смысл алфавитного подхода к измерению информации. |
Методы обучения: активный Формы обучения: фронтальная (Термин “лекция”) |
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные:- умение определять и формулировать цель на уроке без помощи учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе. -умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные: -умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других. Результат: раскрытие смысла алфавитного подхода к измерению информации. |
||
Учитель организует подводящий диалог, а затем учащиеся решают совместные проблемные задачи |
Участвуют в диалоге с учителем. записывают новые знания в виде определений и формул. |
|||
Ход урока |
Слайд 7. У. Исходя из темы нашего урока давайте попытаемся поставить цель нашего урока и определить задачи, с которыми мы сегодня столкнемся. Д. Цель: научиться измерять информацию, используя алфавитный подход. Задачи: познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении; научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита; отработать навыки решения задач. У. Содержательный подход к измерению информации рассматривает информацию с точки зрения человека, как уменьшение неопределенности наших знаний. Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к определению количества информации. Он называется алфавитным подходом. При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. Просмотр видеоролика (ЦОР №2) ссылка «Цель». Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами. Слайд 8. У. записываем в тетради новые определения: Алфавит – это множество символов, используемых при записи текста. Мощность (размер) алфавита – это полное количество символов в алфавите. Мощность алфавита обозначается буквой N. Например: · мощность алфавита из русских букв равна 33; · мощность алфавита из латинских букв – 26; · мощность алфавита текста набранного с клавиатуры равна 256 (строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, скобки, знаки препинания и т.д.); · мощность двоичного алфавита равна 2. При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет информационную емкость. Информационная емкость знака зависит от мощности алфавита. Алфавит, с помощью которого записано сообщение состоит из P знаков. В простейшем случае, когда длина кода сообщения составляет один знак, отправитель может послать одно из P возможных сообщений, которое будет нести количество информации x. Тогда в формуле N = 2I N – количество знаков в алфавите знаковой системы (мощность алфавита), I – количество информации, которое несет каждый знак (вес одного символа). Например, из формулы можно определить количество информации, которое несет знак в двоичной знаковой системе N = 2I, N = 2 => 2 = 2I => I = 1 бит. Информационная емкость знака двоичной знаковой системы составляет 1 бит. Формула N = 2I связывает между собой количество возможных событий и количество информации, которое несёт полученное сообщение. В рассматриваемой ситуации N – это количество знаков в алфавите, знаковой системы, а I – количество информации, которое несёт один знак. (Все необходимые дополнения учащиеся записывают в тетрадях). Слайд 9. У. записываем в тетради новые формулы: Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации. Количество информации в сообщении можно посчитать, умножив количество информации, которое несет один знак на количество знаков в сообщении. Ic = K*I где Ic – количество информации в сообщении (объем сообщения) I - количество информации, которое несет один знак К – количество знаков в сообщении Давайте решим с вами задачу. Слайд 10. Минимальный алфавит. (Все необходимые дополнения учащиеся записывают в тетрадях) Слайд 11. Компьютерный алфавит. (Все необходимые дополнения учащиеся записывают в тетрадях) |
|||
Закрепление нового Цель – применение полученных знаний для решения конкретных задач |
Методы обучения: Интерактивный метод (означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с учащимися и учителем). Формы обучения: индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: -умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Результат: умение применять полученные задания на практике, решать информационные задачи на применение полученных знаний |
||
Осуществляет контроль за выполнением задания |
Слайд 12,13, 14, 15 – учащиеся решают задачи на применение новых знаний. Один человек у доски, остальные самостоятельно. |
|||
Контролирующее задание Цель – установить степень усвоения новых знаний, устранить обнаруженные проблемы |
Методы обучения: проверка знаний Формы обучения: индивидуальная |
Регулятивные: - контроль и коррекция результатов Результат: устанавливают степень усвоение новых знаний |
||
Слайд 15 – учащиеся выполняют контролирующее задание, позволяющий проверить уровень базовых знаний по данной теме (анаграмма - запоминание новых терминов, ссылка «звезда» - ЦОР №3 - решение задачи на оценку). |
||||
Рефлексия учебной деятельности Цель – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений |
Методы обучения: беседа Формы обучения: фронтальная |
Регулятивные: - осознание себя как частицу общего мировоззрения. Коммуникативные: -составление небольших монологических высказывании; Познавательные: - воспроизведение по памяти информации Личностные: -выражает положительное отношение к процессу познания; - оценивать собственную деятельность, свои достижения, идентифицировать себя с принадлежностью класса для решения учебной задачи. Результат: анализ своей деятельности |
||
Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения. Сообщает оценки за урок. Дает домашнее задание |
Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. |
Список используемой литературы:
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л, Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса/ Л.Л, Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
http://www.ruskid.ru/458-reb01.html
http://festival.1september.ru/articles/599504/
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf
Дудникова Светлана Сергеевна