Материал на проверке

Изобразительно-выразительные средства языка. Задание №22_2025_новое

2
3
Материал опубликован Вчера в 09:12 в группе

Теория_Средства выразительности_ЕГЭ_№22PPTX / 333.6 Кб

/data/files/n1737353948.pptx (Теория_Средства выразительности_ЕГЭ_№22)


Игра по средствам выразительности "Найди пару"ODP / 18.24 Кб

/data/files/y1737353986.odp (Игра по средствам выразительности "Найди пару")Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его.

Троп

Определение

Пример

1. Эпитет

1. Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

А) «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)

2. Метонимия

2. Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

Б) «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)


3. Гипербола

3 Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

В) «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)

4. Литота

4. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического подчеркивания, для усиления выразительности речи.

Г) «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)

5. Сравнение

5. Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится с целью привлечения внимания к тому или иному явлению.

Д). «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)


6. Метафора

6. Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении для усиления выразительности речи.

Е) «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)

7. Олицетворение

7. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой.

Ё). «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

8. Анафора

8. Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Ж). «Я три тарелки съел». (Крылов)

9. Бессоюзие

9. Выражения, которые употребляются в переносном значении на основе внешней, внутренней связи между двумя явлениями.

З). «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)


10. Параллелизм

10. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения какого-либо явления.

И). «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)

11. Инверсия

11. Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления.

К). «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)

12. Риторическое обращение

12. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Л). «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)

13. Риторический вопрос

13. Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

М). «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)

14. Многосоюзие

14. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Н). «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

15. Градация

15. Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.

О). «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов».

16. Антитеза

16. Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

П). «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)

17. Эпифора

17. Это выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Р). «Цветы, любовь, деревня,

Праздность. Поля!» (Пушкин)


Тест. Изобразительно-выразительные средства языка. 1 вариант

Троп, фигура

Пример

  1. Сравнение

А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов)

  1. Эпитет

Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин)

  1. Метафора

В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)

  1. Метонимия

Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)

  1. Гипербола

Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов)

  1. Ирония

Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин)

  1. Перифраза

Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов)

  1. Инверсия

З. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»

  1. Антитеза

И. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»

  1. Параллелизм

К. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…»

  1. Анафора

Л. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!»

  1. Риторический вопрос

М. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».

  1. Многосоюзие

Н. «Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам…»


Тест. Изобразительно-выразительные средства языка. 2 вариант

Троп

Пример

  1. Сравнение

А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)

  1. Эпитет

Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов)

  1. Метафора

В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин)

  1. Метонимия

Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов)

  1. Литота

Д. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»

  1. Инверсия

Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

  1. Олицетворение

Ж. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!»

  1. Лексический повтор

З. «Там жених с невестой ждут, - нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, - нет попа,

А я и тут».

  1. Парцелляция

И. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое».

  1. Параллелизм

К. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».

  1. Эпифора

Л. «Поэт внезапно встал. Побледнел».

  1. Риторическое обращение

М. «Москва! Москва!... люблю тебя, как сын…»

  1. Градация

Н. «Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)


ответы

1-8А

10-12И

2-9Ж

11-7Д

3-10Б

12-6Р

4-11Н

13-5К

5-16О

14-4Е

6-17В

15-3Л

7-13З

16-2М

8-15Г

17-1Ё

9-14П


Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

1 - 2 варианты

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

1 вариант

2 вариант

  1. Сравнение - Г

1. Сравнение - В

  1. Эпитет - Е

2.Эпитет - Г

  1. Метафора - Б

3.Метафора - Б

  1. Метонимия - Ж

4.Синекдоха - А

  1. Гипербола - В

5.Литота - Е

  1. Ирония - Д.

6.Инверсия - Ж

  1. Перифраза- А

7.Олицетворение – Н


1 вариант

  1. вариант

8.Инверсия - К

8. Повтор- К

9.Антитеза - М

9.Парцелляция - Л

10.Параллелизм - З

10.Параллелилизм - И

11.Анафора - Н

11.Эпифора - З

12.Риторический вопрос - И

12.Риторическое обращение - М

  1. Многосоюзие - Л.

13.Градация - Д




Комментарии

Большое спасибо, актуально!

Вчера в 13:27

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/05/27/prakticheskaya-rabota-po-tropam

Вчера в 14:50

Спасибо, Анастасия Николаевна! Богатый материал!

Вчера в 18:38