Изобразительно-выразительные средства языка. Задание №22_2025_новое
Теория_Средства выразительности_ЕГЭ_№22PPTX / 333.6 Кб
/data/files/n1737353948.pptx (Теория_Средства выразительности_ЕГЭ_№22)
Игра по средствам выразительности "Найди пару"ODP / 18.24 Кб
/data/files/y1737353986.odp (Игра по средствам выразительности "Найди пару")Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его.
Троп | Определение | Пример |
1. Эпитет | 1. Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). | А) «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький) |
2. Метонимия | 2. Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. | Б) «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский) |
3. Гипербола | 3 Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. | В) «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин) |
4. Литота | 4. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического подчеркивания, для усиления выразительности речи. | Г) «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов) |
5. Сравнение | 5. Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится с целью привлечения внимания к тому или иному явлению. | Д). «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин) |
6. Метафора | 6. Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении для усиления выразительности речи. | Е) «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь) |
7. Олицетворение | 7. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой. | Ё). «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь) |
8. Анафора | 8. Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. | Ж). «Я три тарелки съел». (Крылов) |
9. Бессоюзие | 9. Выражения, которые употребляются в переносном значении на основе внешней, внутренней связи между двумя явлениями. | З). «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин) |
10. Параллелизм | 10. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения какого-либо явления. | И). «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач) |
11. Инверсия | 11. Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления. | К). «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь) |
12. Риторическое обращение | 12. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Л). «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов) |
13. Риторический вопрос | 13. Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. | М). «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин) |
14. Многосоюзие | 14. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. | Н). «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
15. Градация | 15. Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. | О). «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». |
16. Антитеза | 16. Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | П). «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин) |
17. Эпифора | 17. Это выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | Р). «Цветы, любовь, деревня, Праздность. Поля!» (Пушкин) |
Тест. Изобразительно-выразительные средства языка. 1 вариант
Троп, фигура | Пример |
| А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов) |
| Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин) |
| В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский) |
| Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин) |
| Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов) |
| Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин) |
| Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов) |
| З. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…» |
| И. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» |
| К. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…» |
| Л. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!» |
| М. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». |
| Н. «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…» |
Тест. Изобразительно-выразительные средства языка. 2 вариант
Троп | Пример |
| А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь) |
| Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов) |
| В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин) |
| Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов) |
| Д. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!» |
| Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
| Ж. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!» |
| З. «Там жених с невестой ждут, - нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, - нет попа, А я и тут». |
| И. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое». |
| К. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова». |
| Л. «Поэт внезапно встал. Побледнел». |
| М. «Москва! Москва!... люблю тебя, как сын…» |
| Н. «Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов) |
ответы
1-8А | 10-12И |
2-9Ж | 11-7Д |
3-10Б | 12-6Р |
4-11Н | 13-5К |
5-16О | 14-4Е |
6-17В | 15-3Л |
7-13З | 16-2М |
8-15Г | 17-1Ё |
9-14П |
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
1 - 2 варианты
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
1 вариант | 2 вариант |
| 1. Сравнение - В |
| 2.Эпитет - Г |
| 3.Метафора - Б |
| 4.Синекдоха - А |
| 5.Литота - Е |
| 6.Инверсия - Ж |
| 7.Олицетворение – Н |
1 вариант |
|
8.Инверсия - К | 8. Повтор- К |
9.Антитеза - М | 9.Парцелляция - Л |
10.Параллелизм - З | 10.Параллелилизм - И |
11.Анафора - Н | 11.Эпифора - З |
12.Риторический вопрос - И | 12.Риторическое обращение - М |
| 13.Градация - Д |
Ирина Владимировна Казарцева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна