Проект «Моя семья от «А» до «Я»
Проект «Моя семья от «А» до «Я»».
Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный.
Время проведения: среднесрочный (с сентября по ноябрь).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители детей.
Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.
Цель: формировать у детей понятие «семья», правила общения в семье, осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи:
Сформировать у детей представления о назначении семьи; закрепить знания о членах своих семьи помочь; детям освоить понятие «родственники»; дать представление дошкольникам о семейных традициях;
Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к познанию и размышлению;
Воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
Предполагаемый результат:
Дети:
больше узнают о своей семье: членах семьи, традициях, совместных праздниках; сформируется чувство уважения к своей семье;
смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Родители:
повысится интерес родителей к данной теме;
полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;
активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Педагоги:
между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;
в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Актуальность
Семья – это место, где все зарождаются, воспитываются, приобретают навыки, узнают традиции и ценностные ориентиры, получают образование, обретают добродетель, человечность, вежливость. В прохождении всех этих стадий нам помогают родители. Они играют самую важную роль в нашей жизни. Также на нашу самореализацию влияют братья и сестры. Если они старше, мы чувствуем себя защищенными, они помогают лучше понять, как устроен окружающий мир и как себя вести, чтобы выстроить конструктивный диалог с людьми. Младшие братья и сестры зарождают в нас искренние чувства, руководствуясь которыми, мы начинаем проявлять заботу, опеку, доброту, помощь, сострадание и теплоту. Такое слово несет великий смысл в душе каждого.
Родственное окружение можно сравнить с маленьким миром, где тебя безмерно любят, постоянно ждут и поддерживают. Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности.
На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин падения нравственных качеств: доброта, уважение, справедливость, трудолюбие. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе, уважение к старшему поколению, заботу о близких, любовь к родине. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.
Название итогового мероприятия проекта:
создание и презентация видеоролика «День Матери» ;
выставка детских рисунков «Моя семья».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
определение цели и задач;
изучение литературы;
составление конспектов, картотек игр, пособий, наглядного материала;
разучивание стихов, песен, поговорок по данной теме;
определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
II этап – основной
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
Использование в режимных моментах дидактических игр и физминуток по теме (Приложение 1);
Чтение художественной литературы:
А. Барто «Вовка – добрая душа».
А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).
А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».
В. Бианки «Аришка – трусишка».
В. Вересаев «Братишка».
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».
В.Маяковский «Что такое хорошо».
В.Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»
В. Осеева «Просто старушка».
Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
Г.Глушнёв «Мама»
Д.Габе «Моя семья».
Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».
З. Воскресенская «Секрет».
Л. Квитко «Бабушкины руки».
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.
М.Ветров «Мой папа – рыбак»
М. Зощенко «Показательный ребёнок».
Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки».
П. Воронько «Мальчик Помогай».
С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»
Ш. Перро «Красная Шапочка», «Фея»
Я. Аким «Неумейка»
Речевое развитие. Тема: «Составление рассказа на тему «Моя семья»». Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь детей (семья, родственники, родословная);
Социально – коммуникативное развитие (развитие эмоционально-личностной сферы). Тема: «Семья крепка ладом». Цель: продолжить формировать представление о семье, о правилах поведения дома, воспитывать желание заботиться о близких, уважать старших, чувство гордости за свою семью.
Развитие речи. Тема: «Семейные традиции». Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Фотовыставка «Наши семейные традиции»;
Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Угощение для моей семьи». Цель: сформировать интерес к лепке угощений для семьи, учить лепить шар круговыми движениями между ладоней; показать разнообразие форм кондитерских изделий для обогащения зрительских впечатлений; развивать чувство формы, мелкую моторику;
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация на тему: «Мамы как пуговки…» Цель: научить выполнять объёмную аппликацию из цветной бумаги. Развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность.
Художественное эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Папин портрет». Цель: учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, дяди, брата);
Запись видеоролика;
Совместная деятельность родителей и детей по рисованию на тему «Моя семья». Выставка детских рисунков «Моя семья».
III этап – заключительный
Обработка результатов по реализации проекта;
Презентация видеоролика «День матери»;
Мастер- класс для родителей по изготовлению бизиборда «Моя семья»;
Выставка детских рисунков «Моя семья».
Приложение 1
Игра «Растущие имена»
(Как звали папу или маму в детстве, как называют, когда они выросли)
«Кто главный?»
Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
«Маленькие помощники».
Цель: Подведение детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры:
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Семья»
Цель: Формирование у детей понятий о семье.
Ход игры:
- Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?
Воспитатель: - Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)
Лунтик: - Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?
(ответы детей)
Воспитатель:- А как, назвать, одним словом?
Лунтик: - А что такое семья?
Воспитатель: - Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья?
Динамическая пауза (дети имитируют движения).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Лунтик: - Что такое семья я понял!
Воспитатель: - Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.
Воспитатель: - Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!
Лунтик: - Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!
«Собери семью»
Цель: Формирование представлений детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитание любви и уважения к своим родным.
Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка), карточки с изображением обуви, одежды.
Ход игры:
Правила:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы -
Зато эти фото - правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
1 вариант:
Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?
2 вариант:
Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.
Физминутка «Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Физминутка Семейная зарядка
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Физкультминутка Семья
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Пальчиковая гимнастика Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Физминутка «Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Массаж пальцев « Подарок маме »
Маме подарок я сделать решила. Скользящие движения ладонью о ладонь
Коробку с катушками тихо открыла. Поочередно растирать пальцы левой руки,
Нитки и пяльцы достала я с полки, как бы надевая на каждый палец
Вдела зеленую нитку в иголку. «Колечко» из сжатых пальцев правой руки
Мамин наперсток - на дочкином пальце.
Белую ткань я надела на пяльцы.
Иголкой веду за стежочком стежочек. Поочередно растирать пальцы правой руки
Я вышиваю чудный цветочек:
Сначала – зеленые стебельки,
После – веселые лепестки,
В центре кружка – ярко-желтый кружок.
Я закрепляю последний стежок. Потереть ладони друг о друга
Я разминаю уставшие пальцы. Сжимать и разжимать пальцы
Я убираю старинные пяльцы.
Нитку с иголкой в шкатулку кладу. Переплести пальцы обеих рук и сделать
В мамину комнату тихо иду. в «качельку»
Встану на низкую табуретку Встают на ноги
И на комод постелю я салфетку. Протягивают руки вперед
В комнату мама войдет, удивится Покачать головой, поставив руки на пояс
- Дочка, какая же ты мастерица.
Трефилова Раиса Поликарповна