12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
елена81

Проект «Моя семья от «А» до «Я»».

Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный.

Время проведения: среднесрочный (с сентября по ноябрь).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители детей.

Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.

Цель: формировать у детей понятие «семья», правила общения в семье, осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Задачи:

Сформировать у детей представления о назначении семьи; закрепить знания о членах своих семьи помочь; детям освоить понятие «родственники»; дать представление дошкольникам о семейных традициях;

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к познанию и размышлению;

Воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.

Предполагаемый результат:

Дети:

больше узнают о своей семье: членах семьи, традициях, совместных праздниках; сформируется чувство уважения к своей семье;

смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Родители:

повысится интерес родителей к данной теме;

полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;

активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.

Педагоги:

между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;

в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.



Актуальность

Семья – это место, где все зарождаются, воспитываются, приобретают навыки, узнают традиции и ценностные ориентиры, получают образование, обретают добродетель, человечность, вежливость. В прохождении всех этих стадий нам помогают родители. Они играют самую важную роль в нашей жизни. Также на нашу самореализацию влияют братья и сестры. Если они старше, мы чувствуем себя защищенными, они помогают лучше понять, как устроен окружающий мир и как себя вести, чтобы выстроить конструктивный диалог с людьми. Младшие братья и сестры зарождают в нас искренние чувства, руководствуясь которыми, мы начинаем проявлять заботу, опеку, доброту, помощь, сострадание и теплоту. Такое слово несет великий смысл в душе каждого.

Родственное окружение можно сравнить с маленьким миром, где тебя безмерно любят, постоянно ждут и поддерживают. Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности.

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин падения нравственных качеств: доброта, уважение, справедливость, трудолюбие. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе, уважение к старшему поколению, заботу о близких, любовь к родине. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.

Название итогового мероприятия проекта:

создание и презентация видеоролика «День Матери» ;

выставка детских рисунков «Моя семья».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

определение цели и задач;

изучение литературы;

составление конспектов, картотек игр, пособий, наглядного материала;

разучивание стихов, песен, поговорок по данной теме;

определение тем консультаций и мероприятий для родителей.

II этап – основной

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;

Использование в режимных моментах дидактических игр и физминуток по теме (Приложение 1);

Чтение художественной литературы:

А. Барто «Вовка – добрая душа».

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».

В. Бианки «Аришка – трусишка».

В. Вересаев «Братишка».

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».

В.Маяковский «Что такое хорошо».

В.Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»

В. Осеева «Просто старушка».

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

Г.Глушнёв «Мама»

Д.Габе «Моя семья».

Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».

З. Воскресенская «Секрет».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.

М.Ветров «Мой папа – рыбак»

М. Зощенко «Показательный ребёнок».

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки».

П. Воронько «Мальчик Помогай».

С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Фея»

Я. Аким «Неумейка»

Речевое развитие. Тема: «Составление рассказа на тему «Моя семья»». Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь детей (семья, родственники, родословная);

Социально – коммуникативное развитие (развитие эмоционально-личностной сферы). Тема: «Семья крепка ладом». Цель: продолжить формировать представление о семье, о правилах поведения дома, воспитывать желание заботиться о близких, уважать старших, чувство гордости за свою семью.

Развитие речи. Тема: «Семейные традиции». Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Фотовыставка «Наши семейные традиции»;

Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Угощение для моей семьи». Цель: сформировать  интерес к лепке угощений для семьи, учить лепить шар круговыми движениями между ладоней; показать разнообразие форм кондитерских изделий для обогащения зрительских впечатлений; развивать чувство формы, мелкую моторику;

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация на тему: «Мамы как пуговки…» Цель: научить выполнять объёмную аппликацию из цветной бумаги. Развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность.

Художественное эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Папин портрет». Цель: учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, дяди, брата);

Запись видеоролика;

Совместная деятельность родителей и детей по рисованию на тему «Моя семья». Выставка детских рисунков «Моя семья».

III этап – заключительный

Обработка результатов по реализации проекта;

Презентация видеоролика «День матери»;

Мастер- класс для родителей по изготовлению бизиборда «Моя семья»;

Выставка детских рисунков «Моя семья».

Приложение 1

Игра «Растущие имена»

(Как звали папу или маму в детстве, как называют, когда они выросли)

«Кто главный?» 

Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. 

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Маленькие помощники». 

Цель: Подведение детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. 

Материал: ящик, мишка.

Ход игры:

    К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Семья»

Цель: Формирование у детей понятий о семье. 

Ход игры:

- Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?

Воспитатель: - Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)

Лунтик: - Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?

(ответы детей)

Воспитатель:- А как, назвать, одним словом?

Лунтик: - А что такое семья?

Воспитатель: - Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья?

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Лунтик: - Что такое семья я понял!

Воспитатель: - Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.

Воспитатель: - Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!

Лунтик: - Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!

«Собери семью»

Цель: Формирование  представлений детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитание любви  и уважения к своим родным.

Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка), карточки  с изображением обуви, одежды.

Ход игры:

 Правила: 

 Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы -

Зато эти фото - правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

1 вариант: 

Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: 

Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

Физминутка «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Физминутка Семейная зарядка

(Дети выполняют соответствующие движения.)
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.


Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Физкультминутка Семья

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Пальчиковая гимнастика Моя семья

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Физминутка «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.



Массаж пальцев « Подарок маме »

Маме подарок я сделать решила.       Скользящие движения ладонью о ладонь

Коробку с катушками тихо открыла.         Поочередно растирать пальцы левой руки,

Нитки и пяльцы достала я с полки,           как бы надевая на каждый палец

Вдела зеленую нитку в иголку.            «Колечко» из сжатых пальцев правой руки

Мамин наперсток - на дочкином пальце.

Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за стежочком стежочек.       Поочередно растирать пальцы правой руки

Я вышиваю чудный цветочек:

Сначала – зеленые стебельки,

После – веселые лепестки,

В центре кружка – ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок.                     Потереть ладони друг о друга

Я разминаю уставшие пальцы.                      Сжимать и разжимать пальцы

Я убираю старинные пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу.           Переплести пальцы обеих рук и сделать 

В мамину комнату тихо иду.                             в  «качельку»

Встану на низкую табуретку                    Встают на ноги

И на комод постелю я салфетку.           Протягивают руки вперед

В комнату мама войдет, удивится        Покачать головой, поставив руки на пояс

- Дочка, какая же ты мастерица.



t1640243464aa.gift1640243464ab.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 23.12.21 в 10:33 3Ответить Пожаловаться
Молодцы! Замечательный проект, объединяющий всех участников образовательного процесса! Подарки для мам очень оригинальные и красивые!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.