12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хоменко Лилия Владимировна21
4

Урок на тему «Образы-символы в искусстве» (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ-КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»

Конспект интегрированного урока литературы

в 8 – Б классе

«Образы-символы в искусстве»

(на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

учитель музыки:

первой квалификационной категории

Хоменко Лилия Владимировна

Керчь, 2018

Цели:

- усвоение понятия образов-символов и осознание их роли в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»;

- обобщение знаний о художественных воплощениях в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и в живописи;

- формирование навыков литературоведческого анализа и нравственно-философского осмысления текста;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи;

- активизация коммуникативной деятельности учащихся;

- формирование ценностных установок, мировоззрения, жизненной позиции;

- выявить структурное своеобразие и особенности поэмы.

- создание условий для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других.

Задачи:

- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Тип урока: урок систематизации знаний ( общеметодологической направленности)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Вид урока: урок-исследование.
На доске: символы, картины, портрет М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, презентация.

Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вход детей в класс. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности.

У. Искусства – Начнём наш урок с загадки ( на экране пейзаж И.Левитана «Владимирка»).

Народная загадка: «Лежит брус во всю Русь. Встанет — до неба достанет, а ляжет — так всю Русь обоймёт» (Дорога).

- Дети отгадывают.

- Правильно – дорога. Дорога – это символ жизненного пути человека, его судьбы.

Явные или скрытые образы можно найти во многих произведениях литературы, изобразительного искусства и музыки. Достаточно  назвать  имена  композиторов: 

М.И.  Глинки,  П. Чайковского, С. Танеева,  С. Рахманинова,  Г. Свиридова;  художников:

И. Билибина, В. Васнецова,  И. Левитана,  Н. Рериха;  поэтов : А. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Дети выдвигают свои предположения, догадки.

- Да, верно. Образы-символы в искусстве.

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть…

- В каком произведении мы будем рассматривать образы-символы?

- Кто его автор? (На экране иллюстрации художников к поэме и стихотворение).

- Дети отвечают. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». (На экране тема урока).

3.Ознакомление с целями и задачами урока.

- Какая цель нашего урока?

- Узнать об образах-символах в искусстве и их роли в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»;

4.Введение в тему урока.

- Символ  в искусстве  является  художественным  образом,  воплощающем  какую-либо  идею.  Символ, как  загадка,  многозначен,  его  смыслы можно  раскрывать  до  бесконечности в  отличие  от  знака,  который  всеми понимается  одинаково.  Глубина  понимания  символа  зависит  от  способности  человека  к  интерпретации,  от  его эрудиции  и  интуиции.

- Образы – символы бывают: предметные – семейные реликвии; двигательные – жесты учителя; звуковые – плач ребёнка; цветовые - красный – символ огня, крови ит.д. (На экране слайд со схемой ).

- Сейчас каждый подумает и приведёт пример символа из нашей жизни. ( Так, к предметным символам можно отнести, например, деньги, семейные, религиозные, государственные реликвии. Двигательные символы включают мимику, жесты, которые демонстрируют тип поведения человека в зависимости от его социальной роли: вождя, военного, судьи, больного, врача, учителя, начальника, подчинённого и т. д. Давно подмечено, что, если человека лишить внешних символических знаков, например погон, мундира, шпаги, креста, медалей и т. д., меняется и его психика). ( На экране схема)

Фронтальный опрос.

- Посмотрите на картину К. Васильева и опишите её.

- Какой смысл вложил К. Васильев в горящую свечу, горящий свиток, филина и плётку на картине «Человек с филином»?

- Ответы детей. Свет – это знания, сова – мудрость, плётка – символ власти.

Вывод: мудрость старцев, управляющих народом с помощью законов.

5.Основная часть. Ведущий учитель.

У. Литературы - Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов.

- Что такое образы-символы?

- Образ-символ — художественный образ, созданный писателем, имеющий символическое (обобщающее) значение. (Запись в тетрадь). (На экране).

- Символизация, создание символов на основе самых разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы.

Символизация — излюбленный прием Лермонтова-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни. Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко...»), одинокий старый утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой...») — символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения.

- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим образы-символы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

- Какие образы-символы присутствуют в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и что они обозначают? Эпиграфом нашего урока будет высказывание литературного критика 20 века

В.Г. Белинского.

Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

Анализ образов-символов в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

6.Практическая часть. Работа в группах.

У. Литературы. - Разделимся на группы. У каждой группы на столе лежит картина художника (раздаточный материал), на которой изображён явный или скрытый образ-символ. Нужно раскрыть образ и написав на листе, прикрепить на доску. На экране появится правильное соответствие образа с картиной художника (проверяем).

- Далее выбираем из отрывков поэмы «Мцыри» тот, который раскрывает этот образ-символ. --- Группа, которая первая стравляется с заданием, получает оценку «отлично» и т.д.

7. Рецензирование.

У. Литературы - Особое развитие получает тема пути в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.

( Представитель каждой группы стоит возле доски).

( Представитель группы зачитывает отрывок) – на экране слайд…..

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть…


Презентация по "Мцари"
PPT / 37.41 Мб

- Еще один романтический символ появляется в этом произведении - огонь. Огонь символизирует  очищение, обновление жизни, силу, энергию, страсть. Пламя - типичное символическое отображение сердца. Огонь - основа образа Мцыри, это его любовь, мысли о свободе (выросший в стенах монастыря герой остается полным огня борьбы), даже болезнь и быстрая смерть. Мцыри видит огонь, жизнь только за пределами монастыря. "Любимый идеал" поэта близок личности самого Лермонтова. Ему, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания. ( Представитель группы зачитывает отрывок) – на экране слайд…..

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил, в земле чужой

- Но главный символ поэмы «Мцыри» - символ неволи -- монастырь (в лирике ему соответствует тюрьма). ( Представитель группы зачитывает отрывок) – на экране слайд…..

На мне печать свою тюрьма

Оставила... Таков цветок

Темничный: вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждет лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печалью тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия...

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок...

Вывод: Образ Мцыри – оригинальное создание М.Ю.Лермонтова. Мцыри свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. Жить для него – гореть. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнета и насилия над личностью. Давайте обратим внимание, как тонко отметил характер Мцыри В.Г.Белинский.

Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

8.Итог урока.

У.Литературы - Образы-символы раскрываю характер героя в искусстве (литературе), помогают понять романтическую направленность в поэме. Сегодня мы на уроке рассмотрели образы-символы огня, неволи и пути, которые помогли нам понять мысли и чувства Мцыри. Этот герой учит нас бороться за свободу и жить в гармонии с природой. ( На экране краткий вывод).

У. Искусства - Символические образы всегда несли, кроме познавательных, ещё и психотерапевтические функции, помогая структурировать мир в сознании человека и создавая иллюзию защищённости. «Переживание вечного» позволяет возродиться человеческой психике так же, как возрождается природа после зимнего сна. Происходят эмоциональное приятие вневременных представлений, устойчивых ориентиров и их адаптация к бытовым условиям (мораль), поэтизация происходящего в реальности конфликта и переориентация на его благополучное разрешение.

9. Выставление оценок за работу в группах ( в оценочных листах) и за ответы на уроке (по карточкам).

10. Рефлексия.

(На экране вопросы)

- Ответьте на вопросы, пожалуйста.

Сегодня на уроке:

- было трудно…

- мне больше всего понравилось….

- мне в жизни пригодится….

- мне было интересно …

- мне захотелось…

5

Презентация по "Мцари"
PPT / 37.41 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.