Урок литературы на тему «Образы-символы в искусстве. На примере поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"» (8 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ-КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»
Конспект интегрированного урока литературы
в 8 – Б классе
«Образы-символы в искусстве»
(на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
учитель музыки:
первой квалификационной категории
Хоменко Лилия Владимировна
Керчь, 2018
Цели:
- усвоение понятия образов-символов и осознание их роли в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»;
- обобщение знаний о художественных воплощениях в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и в живописи;
- формирование навыков литературоведческого анализа и нравственно-философского осмысления текста;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи;
- активизация коммуникативной деятельности учащихся;
- формирование ценностных установок, мировоззрения, жизненной позиции;
- выявить структурное своеобразие и особенности поэмы.
- создание условий для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других.
Задачи:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Тип урока: урок систематизации знаний ( общеметодологической направленности)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Вид урока: урок-исследование.
На доске: символы, картины, портрет М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, презентация.
Что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вход детей в класс. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности.
У. Искусства – Начнём наш урок с загадки ( на экране пейзаж И.Левитана «Владимирка»).
Народная загадка: «Лежит брус во всю Русь. Встанет — до неба достанет, а ляжет — так всю Русь обоймёт» (Дорога).
- Дети отгадывают.
- Правильно – дорога. Дорога – это символ жизненного пути человека, его судьбы.
Явные или скрытые образы можно найти во многих произведениях литературы, изобразительного искусства и музыки. Достаточно назвать имена композиторов:
М.И. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников:
И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов : А. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова.
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Дети выдвигают свои предположения, догадки.
- Да, верно. Образы-символы в искусстве.
Бежал я долго - где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть…
- В каком произведении мы будем рассматривать образы-символы?
- Кто его автор? (На экране иллюстрации художников к поэме и стихотворение).
- Дети отвечают. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». (На экране тема урока).
3.Ознакомление с целями и задачами урока.
- Какая цель нашего урока?
- Узнать об образах-символах в искусстве и их роли в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»;
4.Введение в тему урока.
- Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
- Образы – символы бывают: предметные – семейные реликвии; двигательные – жесты учителя; звуковые – плач ребёнка; цветовые - красный – символ огня, крови ит.д. (На экране слайд со схемой ).
- Сейчас каждый подумает и приведёт пример символа из нашей жизни. ( Так, к предметным символам можно отнести, например, деньги, семейные, религиозные, государственные реликвии. Двигательные символы включают мимику, жесты, которые демонстрируют тип поведения человека в зависимости от его социальной роли: вождя, военного, судьи, больного, врача, учителя, начальника, подчинённого и т. д. Давно подмечено, что, если человека лишить внешних символических знаков, например погон, мундира, шпаги, креста, медалей и т. д., меняется и его психика). ( На экране схема)
Фронтальный опрос.
- Посмотрите на картину К. Васильева и опишите её.
- Какой смысл вложил К. Васильев в горящую свечу, горящий свиток, филина и плётку на картине «Человек с филином»?
- Ответы детей. Свет – это знания, сова – мудрость, плётка – символ власти.
Вывод: мудрость старцев, управляющих народом с помощью законов.
5.Основная часть. Ведущий учитель.
У. Литературы - Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов.
- Что такое образы-символы?
- Образ-символ — художественный образ, созданный писателем, имеющий символическое (обобщающее) значение. (Запись в тетрадь). (На экране).
- Символизация, создание символов на основе самых разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы.
Символизация — излюбленный прием Лермонтова-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни. Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко...»), одинокий старый утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой...») — символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения.
- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим образы-символы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
- Какие образы-символы присутствуют в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и что они обозначают? Эпиграфом нашего урока будет высказывание литературного критика 20 века
В.Г. Белинского.
Что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский
Анализ образов-символов в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
6.Практическая часть. Работа в группах.
У. Литературы. - Разделимся на группы. У каждой группы на столе лежит картина художника (раздаточный материал), на которой изображён явный или скрытый образ-символ. Нужно раскрыть образ и написав на листе, прикрепить на доску. На экране появится правильное соответствие образа с картиной художника (проверяем).
- Далее выбираем из отрывков поэмы «Мцыри» тот, который раскрывает этот образ-символ. --- Группа, которая первая стравляется с заданием, получает оценку «отлично» и т.д.
7. Рецензирование.
У. Литературы - Особое развитие получает тема пути в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.
( Представитель каждой группы стоит возле доски).
( Представитель группы зачитывает отрывок) – на экране слайд…..
Бежал я долго - где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть…
Презентация по "Мцари"
PPT / 37.41 Мб
- Еще один романтический символ появляется в этом произведении - огонь. Огонь символизирует очищение, обновление жизни, силу, энергию, страсть. Пламя - типичное символическое отображение сердца. Огонь - основа образа Мцыри, это его любовь, мысли о свободе (выросший в стенах монастыря герой остается полным огня борьбы), даже болезнь и быстрая смерть. Мцыри видит огонь, жизнь только за пределами монастыря. "Любимый идеал" поэта близок личности самого Лермонтова. Ему, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания. ( Представитель группы зачитывает отрывок) – на экране слайд…..
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
- Но главный символ поэмы «Мцыри» - символ неволи -- монастырь (в лирике ему соответствует тюрьма). ( Представитель группы зачитывает отрывок) – на экране слайд…..
На мне печать свою тюрьма
Оставила... Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждет лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печалью тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия...
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок...
Вывод: Образ Мцыри – оригинальное создание М.Ю.Лермонтова. Мцыри свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. Жить для него – гореть. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнета и насилия над личностью. Давайте обратим внимание, как тонко отметил характер Мцыри В.Г.Белинский.
Что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский
8.Итог урока.
У.Литературы - Образы-символы раскрываю характер героя в искусстве (литературе), помогают понять романтическую направленность в поэме. Сегодня мы на уроке рассмотрели образы-символы огня, неволи и пути, которые помогли нам понять мысли и чувства Мцыри. Этот герой учит нас бороться за свободу и жить в гармонии с природой. ( На экране краткий вывод).
У. Искусства - Символические образы всегда несли, кроме познавательных, ещё и психотерапевтические функции, помогая структурировать мир в сознании человека и создавая иллюзию защищённости. «Переживание вечного» позволяет возродиться человеческой психике так же, как возрождается природа после зимнего сна. Происходят эмоциональное приятие вневременных представлений, устойчивых ориентиров и их адаптация к бытовым условиям (мораль), поэтизация происходящего в реальности конфликта и переориентация на его благополучное разрешение.
9. Выставление оценок за работу в группах ( в оценочных листах) и за ответы на уроке (по карточкам).
10. Рефлексия.
(На экране вопросы)
- Ответьте на вопросы, пожалуйста.
Сегодня на уроке:
- было трудно…
- мне больше всего понравилось….
- мне в жизни пригодится….
- мне было интересно …
- мне захотелось…
5