12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козлова Елена Константиновна21
Россия, Коми респ., Печора
5

Статья «Изучение финансовой грамотности как одного из основных требований современного образования»

Изучение финансовой грамотности, как одно из основных требований современного образования

 

Лучшее качество свободного человека – чувство собственного достоинства. Оно не позволяет пренебрегать своими правами и обязанностями, мириться с обманом со стороны других людей и идти у них на поводу. Изучение и умение применять свои финансовые права и обязанности происходит на уроках финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять средства и правильно преумножать имеющийся капитал. При изучении финансовой грамотности, у учащихся формируются глобальные компетенции, например функциональная грамотность. Функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности. Такие навыки помогут учащимся найти себя в обществе, являются определяющими для определения ценностных ориентиров.

Существует международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Это тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять полученные знания на практике. В тесте участвуют подростки 15 лет. PISA оценивает также и финансовую грамотность учащихся, проверяя, насколько 15-летние учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию различных финансовых систем. Элементами PISA являются: выявление финансовой информации, анализ информации в финансовом контексте, оценка финансовых проблем, применение финансовой информации.

Быть финансово грамотным необходимо в современном мире. Сегодня, в условиях формирования глобальных компетенций, формирования функциональной грамотности, задача преподавания состоит не столько в выдаче обширного теоретического материала, а в подготовке к реалиям современной жизни. Школьникам не раз пригодятся в жизни знания о банковской системе и финансовых операциях, о возможностях инвестирования. Они не раз вспомнят уроки об особенностях пенсионной системы¸ возможностях получения прибыли. Также многим в жизни придется столкнуться с различными видами кредитов, в том числе ипотечным кредитованием.

Сегодня большое количество населения России пребывает в состоянии финансовой неосведомленности. Об этом говорит тот факт, что ежедневно люди попадаются на уловки телефонных мошенников, Интернет - мошенников, принимают сомнительные финансовые предложения, в надежде получить прибыль. Поэтому, знание основ финансовой грамотности – одна из насущных потребностей общества в целом.

Курс финансовой грамотности может преподаваться как отдельным модулем, а также в курсе обществознания.

При изучении финансовой грамотности может быть организована и межпредметная форма занятий. Примером могут служить интегрированные уроки финансовой грамотности с географией, математикой, экономикой, историей, правом. Продуктивным является проведение недель, декад, месячников, посвященных финансовой грамотности, с приглашением на мероприятия сотрудников банков, пенсионного фонда, налоговой инспекции и других организаций. Важной является и просветительская деятельность среди родителей, которые не всегда являются финансово грамотными.

На занятиях по финансовой грамотности наиболее эффективной является кейс – технология, при которой учащимся предлагаются комплексные задания, касающиеся реальной жизни, имеющие сюжет. На таких занятиях учащиеся могут выполнять ситуативные задания – задачи. Выполнять задания такого типа учащимся бывает затруднительно, так как, как правило, происходит опора на имеющиеся знания, но учащимся сложно оперировать практическими умениями. При выполнении таких заданий целесообразно объединить учащихся в группы и пары.

При использовании кейс – технологии могут использоваться задания следующего типа: подруги Таня и Ира пришли в торговый центр. Ира купила два стаканчика мороженого. Таня купила один стаканчик, потом, глядя на Иру, купила еще один. Прогулявшись по торговому центру, подруги зашли в канцелярский отдел, где купили цветную бумагу, блокнот, две ручки с разноцветными пастами. Придя домой, мама Тани увидела покупки и попросила ответить на вопрос, насколько они были необходимы, то есть были ли покупки Тани рациональны. Таня ответила, что цветная бумага ей очень понравилась, так как на обложке изображены герои ее любимого мультипликационного фильма, хотя дома цветная бумага у нее есть. Блокнот у нее также имеется, но он почти весь исписан. Ручки у нее такой нет, а вторую она купила, чтоб потом подарить подруге, на день рождения к которой она собирается пойти.

Вопрос: что огорчило маму?

2. Какие покупки являются рациональными, какие нет?

3. Мама Тани зарабатывает 20 тыс руб в месяц, оцените примерно покупки Тани, сколько надо работать маме, чтоб заработать на них?

Варианты заданий исследования PISA приводятся на сайте Института стратегии развития образования.

Эффективным является и составление тестов по изученной теме. Учитель собирает созданные учащимися тесты, на основе которых составляет свой собственный тест.

Применение интерактивных заданий помогает в изучении финансовой грамотности, дети могут получать знания, знакомиться с финансовой терминологией через игру. Для этого можно использовать сайт Финзнайка.РФ.

Таким образом, изучение курса финансовой грамотности является необходимым для формирования глобальных компетенций современных школьников.

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.