12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино

На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ "Муму" (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.

В центре 1 урока - личность писателя. На дом ученики получили задание прочитать статью в учебнике о писателе и подготовить сообщение о нём. Ученики также обращаются к дополнительной литературе.

В начале урока слушаем и оцениваем сообщения учащихся по критериям:

  • степень раскрытия  темы
  • свобода владения материалом
  • интересные факты и использование дополнительных источников
  • выразительная и чёткая речь

Ученики, по возможности,  учатся рецензировать ответ товарища по опоре: "Я считаю, что сообщение ... (имя) можно оценить на ... (оценка), потому что ... (качество выступления в соотвествиии с критериями)

А можно провести тест:


Тест по статье о Тургеневе
DOCX / 163.38 Кб

Вспоминаем, что нам известно о рассказе "Муму", и знакомимся со сборником "Записки охотника" по статье учебника, предваряющей рассказ.

Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания - примерно 1 час):


Аудиокнига
MP3 / 56.46 Мб

Чтобы оживить учеников, поработаем  со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).


Тургенев "Бежин луг" 1 урок
PPTX / 1.12 Мб

Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку - сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа - небо, поля, леса).
И.С.Бах Сюита №3
MP3 / 11.18 Мб


Роль пейзажа
DOCX / 13.17 Кб

Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков). 

2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя. Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает  графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами. С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа)  скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть - работа продолжится на следующем уроке.


Работа с иллюстрациями
DOCX / 11.69 Кб

Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время  слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении  ребят или в актёрском исполнении - по одной от каждого мальчика (например,

(В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу "Бежина луга", прослушав рассказы)

Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:"Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?", ""Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?"


Таблица "Портреты и рассказы мальчиков"
DOCX / 12.87 Кб

3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.

Вначале осознаем разницу между значением слов:

Россказни - (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.

Предание —  устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.

Поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Ученики считают, что рассказы мальчиков - это, скорее, поверья.

Сам же повествователь употребляет слово "разговор" -  словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.


Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает  Федя. И это тоже характеризует его - он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.

w1575787050.jpg
Федя

Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако   он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:"Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!"

Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить - он слепо принимает на веру рассказы взрослых.

w1575787073.jpg
Илюша

Костя - мальчик, отличающийся  тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру. Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа - это абсолютное зло.  А   Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.

a1575787178.jpg
Костя

Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке  заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.

Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя - своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня  - кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша 

h1575787587.jpg
Павлуша (ранний вариант)

v1575787617.jpg
Павлуша (поздний вариант)
На 4 уроке подводим итоги, говорим об авторском отношении и роли пейзажа.

Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться  заполненной ранее таблицей).


Угадай героя
DOCX / 11.69 Кб

Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:

l1576600249.jpg
Рассказчик 2
v1576600227.jpg
Рассказчик 1

- В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь - тоже важное действующее лицо в расказе?

Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:


Роль пейзажа
DOCX / 13.17 Кб

На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить  выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков - кому что нравится.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Суслопарова Людмила Юрьевна, 17.12.19 в 15:03 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна, за интересный и полезный материал!
Стригачева Татьяна Николаевна, 17.12.19 в 19:40 3Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, добавила материал по 4 уроку - теперь публикация законченная.
Пролубщикова Наталья Владимировна, 17.12.19 в 18:13 3Ответить Пожаловаться
Очень хорошая работа!!! Спасибо за труд!
Стригачева Татьяна Николаевна, 17.12.19 в 19:42 2Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, из-за "зависания" публикации не могла выложить всё сразу - теперь 4 урок добавила - всё в порядке. Буду рада, ели материал пригодится.
Юлия Васильевна Воробьева, 17.12.19 в 19:38 2Ответить Пожаловаться
Эх, жаль, что мы уже в этом году прочитали "Бежин луг"! Но всё равно сохраню себе материал. Спасибо!
Стригачева Татьяна Николаевна, 18.12.19 в 18:54 1Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, Юлия Васильевна! В 5-6 классе количество часов ещё позволяет "посмаковать" произведение, и "Бежин луг" того стоит!
Горбачёва Марина Юрьевна, 18.12.19 в 19:04 1Ответить Пожаловаться
И мы закончили! Отличный материал!
Стригачева Татьяна Николаевна, 19.12.19 в 20:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Хоть и дорога ложка к обеду, но лучше поздно, чем никогда.
Наталья Алексеевна Яковлева, 03.06.20 в 23:41 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна! Спасибо за интересный урок!
Стригачева Татьяна Николаевна, 10.06.20 в 19:25 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, Наталья Алексеевна!)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.