12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стригачева Татьяна Николаевна3019 Россия, Смоленская обл., Тюшино Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Урок на тему «Изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» в 6 классе»
На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ "Муму" (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.
В центре 1 урока - личность писателя. На дом ученики получили задание прочитать статью в учебнике о писателе и подготовить сообщение о нём. Ученики также обращаются к дополнительной литературе.
В начале урока слушаем и оцениваем сообщения учащихся по критериям:
- степень раскрытия темы
- свобода владения материалом
- интересные факты и использование дополнительных источников
- выразительная и чёткая речь
Ученики, по возможности, учатся рецензировать ответ товарища по опоре: "Я считаю, что сообщение ... (имя) можно оценить на ... (оценка), потому что ... (качество выступления в соотвествиии с критериями)
А можно провести тест:
Тест по статье о Тургеневе
DOCX / 163.38 Кб
Вспоминаем, что нам известно о рассказе "Муму", и знакомимся со сборником "Записки охотника" по статье учебника, предваряющей рассказ.
Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания - примерно 1 час):
Чтобы оживить учеников, поработаем со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).
Тургенев "Бежин луг" 1 урок
PPTX / 1.12 Мб
Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку - сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа - небо, поля, леса).
И.С.Бах Сюита №3
MP3 / 11.18 Мб
Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков).
2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя. Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами. С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа) скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть - работа продолжится на следующем уроке.
Работа с иллюстрациями
DOCX / 11.69 Кб
Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении ребят или в актёрском исполнении - по одной от каждого мальчика (например,
(В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу "Бежина луга", прослушав рассказы)
Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:"Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?", ""Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?"
Таблица "Портреты и рассказы мальчиков"
DOCX / 12.87 Кб
3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.
Вначале осознаем разницу между значением слов:
Россказни - (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.
Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
Поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
Ученики считают, что рассказы мальчиков - это, скорее, поверья.
Сам же повествователь употребляет слово "разговор" - словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.
Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает Федя. И это тоже характеризует его - он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.
Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:"Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!"
Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить - он слепо принимает на веру рассказы взрослых.
Костя - мальчик, отличающийся тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру. Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа - это абсолютное зло. А Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.
Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.
Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя - своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня - кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша
Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться заполненной ранее таблицей).
Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:
- В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь - тоже важное действующее лицо в расказе?
Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:
На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков - кому что нравится.