Урок на тему литературы: Изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (6 класс)
На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ "Муму" (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.
В центре 1 урока - личность писателя. На дом ученики получили задание прочитать статью в учебнике о писателе и подготовить сообщение о нём. Ученики также обращаются к дополнительной литературе.
В начале урока слушаем и оцениваем сообщения учащихся по критериям:
- степень раскрытия темы
- свобода владения материалом
- интересные факты и использование дополнительных источников
- выразительная и чёткая речь
Ученики, по возможности, учатся рецензировать ответ товарища по опоре: "Я считаю, что сообщение ... (имя) можно оценить на ... (оценка), потому что ... (качество выступления в соотвествиии с критериями)
А можно провести тест:
Тест по статье о Тургеневе
DOCX / 163.38 Кб
Вспоминаем, что нам известно о рассказе "Муму", и знакомимся со сборником "Записки охотника" по статье учебника, предваряющей рассказ.
Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания - примерно 1 час):
Чтобы оживить учеников, поработаем со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).
Тургенев "Бежин луг" 1 урок
PPTX / 1.12 Мб
Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку - сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа - небо, поля, леса).
И.С.Бах Сюита №3
MP3 / 11.18 Мб
Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков).
2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя. Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами. С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа) скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть - работа продолжится на следующем уроке.
Работа с иллюстрациями
DOCX / 11.69 Кб
Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении ребят или в актёрском исполнении - по одной от каждого мальчика (например,
(В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу "Бежина луга", прослушав рассказы)
Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:"Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?", ""Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?"
Таблица "Портреты и рассказы мальчиков"
DOCX / 12.87 Кб
3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.
Вначале осознаем разницу между значением слов:
Россказни - (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.
Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
Поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
Ученики считают, что рассказы мальчиков - это, скорее, поверья.
Сам же повествователь употребляет слово "разговор" - словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.
Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает Федя. И это тоже характеризует его - он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.
Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:"Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!"
Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить - он слепо принимает на веру рассказы взрослых.
Костя - мальчик, отличающийся тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру. Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа - это абсолютное зло. А Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.
Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.
Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя - своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня - кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша
Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться заполненной ранее таблицей).
Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:
- В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь - тоже важное действующее лицо в расказе?
Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:
На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков - кому что нравится.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Стригачева Татьяна Николаевна
Юлия Васильевна Воробьева
Стригачева Татьяна Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Наталья Алексеевна Яковлева
Стригачева Татьяна Николаевна