Урок на тему «Пейзаж и его роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Сведения об авторе: Вялых Элеонора Леонидовна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пристень» Пристенского района Курской области
Пейзаж и его роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
Цель урока: дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы, увидеть богатство выразительных средств языка.
Задачи:
установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;
определить роль пейзажа в рассказе;
продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения; развивать воображение;
воспитывать трепетное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения нового материала (анализ художественного текста).
Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, словарь Ожегова
Ход урока
Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.
2.Проверка домашнего задания.(Прием «Чистая доска»)
Дома вы должны были познакомиться с биографией, сейчас я проверю, как вы справились с этим заданием.
1.Когда родился И.С.Тургенев?
2.К какому роду И.С.Тургенев принадлежал?
3.Где прошли детские и юношеские годы И.С.Тургенева?
4.Какими иностранными языками владел И.С.Тургенев?
Ребята, действительно, память о Тургенева жива и сегодня. Тургенев – великий писатель – психолог, писатель- пейзажист, который на протяжении свой жизни написал большое количество произведений, внес свой огромный вклад в развитие литературы. Перед вами выставка его произведений, с некоторыми вы уже знакомы, но есть и такие, с которыми вам предстоит познакомиться. Среди них рассказ «Бежин луг», который вы дома прочитали.
Блиц-опрос
1.События происходят в августе.-
2.Автор оказался в лесу, потому что стерёг табун.-
3.Собаку автора звали Пчелка.-
4.У костра было пять мальчишек.+
5.Мальчики на лугу стерегли табун лошадей.+
6.Самым старшим был Федя.+
7.Автор заходил в березовую рощу.-
8.Истории о бабе-яге не было в рассказе.+
Взаимопроверка: 1-,2-,3-,4+,5+,6+,7-,8+
Каждый правильный ответ- это 1 балл.
8+ - «5»
6-7 + - «4»
4-5 + - «3»
0-3 + - «2»
Поднимите солнышко, у кого оценка «5», солнышко и тучку -«4», тучку - «3», «2». Рада, что сегодня у нас на уроке очень солнечно. Молодцы, хорошо подготовились.
3.ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ.
Создаёт проблемную ситуацию (Литературоведческий диктант):
- Вы получили карточки, содержащие определения литературоведческих терминов.. Вы должны были вспомнить этот термин. Если правильно справитесь с этим заданием, то мы узнаем пароль, ключевое слово, без которого наше путешествие не сможет начаться.
изображение внешности героя в произведении (ПОРТРЕТ)
небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (РАССКАЗ)
необычный порядок слов (ИНВЕРСИЯ)
созвучие концов стихов (РИФМА)
перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
произведение, предназначенное для постановки на сцене (ДРАМА)
противопоставление образов, картин, слов, поступков (АНТИТЕЗА)
- Обратите внимание на первые буквы слов. Кто назовёт пароль, который и станет сигналом к началу нашего путешествия? (Природа)
- Вы правы, именно природа станет своеобразной героиней нашего урока, тема которого «Пейзаж и его роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
- Все ли слова понятны вам? Что такое пейзаж?
Давайте обратимся к словарю Ожегова?
Пейзаж – 1.Вид какой- нибудь местности
2.Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.
- Но вернёмся к ключевому слову нашего урока. Как вы думаете, почему, обращаясь к рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”, мы особое внимание уделяем картинам природы?
(Описаний природы много в рассказе, картины природы яркие, легко представить то, о чём говорится в рассказе.)
- Как вы думаете, важно ли уметь описывать природу?
- Итак, выбор нашей темы не случаен. Наш разговор сегодня важен и необходим, ибо, во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем, описывая картины природы, вы использовали результаты сегодняшней работы.
4.Работа с художественным текстом.
На прошлом уроке мы с вами в рассказе выделили 3 части, но не успели их озаглавить. Сейчас вам предстоит поработать в парах и составить в тетрадях план рассказа
1.Июльское утро (стр 164-165)
2.Ночь (стр 167 от слов «Между тем ночь приближалась и росла…»)
3. Пробуждение летнего утра (188-189 от слов «Не успел я отойти двух верст…»)
1. Анализ 1 части.
– С чего начинается рассказ?
– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая»)
– Какое настроение создаётся при чтении? (Прекрасное, веселое)
– Почему такое внимание автор уделяет небу? (заключительные строки пейзажа связывают его с реальными приметами крестьянской жизни)
– Каково развитие сюжета? Что происходит с рассказчиком?
2. Работа над художественно-изобразительными средствами
– Ребята, У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?
Эпитеты (ясно, лучезарное, не огнистое)
Метафоры (заря пылает пожаром, разливается румянцем, солнце всплывает, край облачка засверкает змейками)
Сравнение (солнце на момент действия и солнце перед бурей)
Румянец, лиловый, лучезарный (светлый), серебро
Много глаголов движения и состояния (разливается, всплывает, просияет, погрузится, засверкает)
Запечатлены изменения на небе, а не только одно мгновение
-Какую функцию выполняет в данной части пейзаж? ((Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию.
ВЫВОД: Таким образом, писатель описывает природу, словно рисует картину. Используются длинные предложения с развернутыми метафорами и обилием цветообозначений.
Анализ 2 части (от слов Между тем ночь приближалась..) Зачитаем.
- Что далее происходит с рассказчиком?
-Найдите и зачитайте описание надвигающейся ночи.
-Изменился ли тон рассказчика?
-Почему?
-Что чувствует наш охотник? (усталость, сумка с дичью режет плечо; « я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной»)
-Чьими глазами мы видим ночь? (Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека)
- Какие тропы передают тревожные чувства рассказчика? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
ВЫВОД: При изображении наступающей ночи автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги.
Анализ 3 части- конец рассказа ( с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».
- Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке ?
( Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).
- Что значит природа для мальчиков? (« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Но природа для них полна и загадок.
- Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.
- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра. Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?
– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?
– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?
– Чем вы это объясните?
Таким образом, Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.
Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста.
- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?
- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
– А почему так много картин природы в произведении?
– В чём мастерство И.С.Тургенева?
Облако»Тегов»
Мне было интересно, когда…
Мне было трудно, когда…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».