12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Парилов Максим Алексеевич63
Преподаватель общественных дисциплин
Россия, Иркутская обл., Братск
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

 

 

М.А. Парилов

 

Рецензент:

Кунжаров Е.М. кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ГОУ ВПО «Братский государственный университет»

 

 

Учебное пособие

«Обществознание в схемах и таблицах»

Братск 2016

Содержание:

 

 

Введение.

Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

Раздел 3. Экономика.

Раздел 4. Социальные отношения.

Раздел 5. Политика как общественное явление.

Раздел 6. Право.

Использованная литература.

 

 

 

Введение.

Учебное пособие «Обществознание в схемах и таблицах» составлено в соответствии рабочей программой учебной дисциплины «Обществознание», разработанной на основе ФГОС по специальностям среднего профессионального образования.

Основу учебного пособия составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Особенностью данного учебного пособия является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание учебного пособия направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия обучающихся, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.

К тому же у обучающихся юношеского возраста отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности. В настоящем пособии представлены варианты таблиц и схем, адекватные обязательному минимуму содержания обществоведческого образования среднего (полного) общего образования базового уровня.

Материал пособия изложен в соответствии с разделами рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание». Таблицы и схемы раскрывают самые значимые вопросы дисциплины обществознания, которые представляют сложность в освоении обучающимися.

Пособие позволит преподавателю отобрать на занятие те виды условной наглядности, которые по его усмотрению сделают учебный процесс более результативными, а обучающимся – более эффективно подготовиться к текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Учебное пособие создаёт условия для суще­ственного углубления обществоведческих знаний; развития мыш­ления и формирования умений обучающихся получать и осмысливать социальную информацию; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; помогает сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Учебное пособие является дополнением к учебнику «Обществознание», обеспечивает практическую направленность обучения.

 

Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.

 

Социальные науки.

Науки, изучающие общество.

Науки, изучающие человека.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1) анатомия

наука о строении организма

2) педагогика

наука о воспитании и обучении

3) философия

наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

4) социология

наука об обществе, отношениях людей и групп в нём

5) физиология

наука о функциях, отправлениях организма

6) антропология

наука о биологической природе человека

7) психология

наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности

8) биохимия

наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества

Взгляды на происхождение человека

Религиозная
теория

Теория
палеовизита

Естественнонаучные
(материалистические) теории

Ч. Дарвин
(1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Ф. Энгельс
(1820-1895
) – социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека.

Душа – источник человеческого в человеке

Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

 

 

История воззрений на общество.

Мифологическое мировоззрение;

Философское мировоззрение:

            • Аристотель;

              Фома Аквинский;

              Эпикур;

              Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Оуэн

Социология с 19 в. О.Конт;

Философия Гегеля;

Материалистическая теория - К.Маркс, Ф.Энгельс;

ХХ в. - Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу; Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффле

 

Основные сферы общества.
 

Сферы общества

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения

(организации)

Экономическая сфера

Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, банки, рынки, школы, больницы и др.

Социальная

сфера

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий

Коммунальные службы, система здравоохранения, социального обеспечения, предприятия связи, досуга и др.

Политическая сфера

Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.

Духовная

сфера

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распространения, потребления

Учреждения системы образования, науки, театры, музеи и т.д.

 

Типы обществ.

Тип
общества

Доиндустриальное

Индустриальное

Постиндустриальное

Основной фактор производства

земля

капитал

знания

Основной продукт производства

пища

 

услуги

Характерные черты производства

ручной труд

широкое применение механизмов, технологий

автоматизация производства, компьютеризация общества

Характер труда

 

деятельность

резкое повышение
творческого начала
в труде

Занятость населения

 

сельское хозяйство
– около 10%
промышленность
– 85%

 

Основной вид экспорта

сырье

 

услуги

Политика в области образования

борьба с неграмотностью

   

Продолжительность жизни

40-50 лет

свыше 70 лет

свыше 70 лет

Воздействие человека на природу

     

Взаимодействие с другими странами

несущественное

   

 

Направления движения общества.

прогресс регресс

Основные формы прогресса

Эволюция Революция Реформа

Эволюция – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным путем.

Революция – относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества

Реформа – комплекс мероприятий, направленных на преобразование, изменение переустройство различных сторон общественной жизни.

Цивилизация и общество.

 

Подходы к изучению общества.

формационный

Формация – исторически определённый тип общества, рассмотренный во взаимосвязи

всех его сторон и сфер, возникающий на основе определённого способа производства.

Типы формаций:

первобытнообщинная

рабовладельческая

феодальная

капиталистическая

коммунистическая

цивилизационный

Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за дикостью и варварством.

 

Типы цивилизаций:

восточные по видам

западные мировоззрения

локальные по масштабам

особенные распространения

всемирные

исламская

православная

буддистская по религии

христианская

индуистская

конфуцианская

Линии сравнения

Формационный
подход

Цивилизационный
подход

1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития

Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны

Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности

2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества

Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества

Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими

3. Направленность исторического развития.

Понятие "прогресс"

Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений

Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в "палитру" человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно

Западная и восточная цивилизации.

Линии сравнения

Западная цивилизация

Восточная цивилизация

1. Особенности восприятия мира

Рациональное, противоречивое восприятие – "фаустовско-гамлетовское"

Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)

2. Отношение к природе

Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника

Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела

3. Соотношение личности и общества

Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы

Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма

4. Отношения власти

Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм

Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)

5. Отношения собственности

Господство частной собственности

Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

6. Отношение к прогрессу

   

 

Глобализация человеческого общества.

 

Причины

   
         

Всемирная общность людей, целостность современного мира


 

противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми

 

Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания

         
 

Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации

 
         
         

интерсоциальные проблемы

 

проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы

 

проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества

         
         

предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран

 

обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды

 

преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др.

         
         
 

Общие черты

 
         
         

затрагивают жизнедеятельность всего человечества

 

проявляются как объективный фактор развития общества

 

настоятельно требуют решения

         
         
 

предполагают международное сотрудничество различных стран

 

от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации

 

Главные (приоритетные)
глобальные проблемы

 
     

проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

 

преодоление отсталости развивающихся стран

     

экологическая

 

демографическая

     

энергетическая

 

сырьевая

     

продовольственная

 

использования Мирового океана

     
 

мирового освоения космоса

 
 

Основные направления разрешения
глобальных проблем

 

   

Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах

 

Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

     

Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

 

Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений

     

Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций

 

Четкая международная система прогнозирования

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

 

Духовная культура личности и общества.

 

Культура (от лат. возделывание, обрабатывание)

         
         
 

в широком смысле
слова

 

в узком смысле
слова

 
         
 

исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей

 

процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

 
         
         
 

материальная
культура

 

духовная
культура

 
         
         

связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека

 

совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению

         
   

Функции

   
         

познавательная –

целостное представление о народе, стране, эпохе

оценочная –

отбор ценностей, обогащение традиций

регулятивная –
(нормативная)

система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

информативная –

передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

коммуникативная

способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение

социализации –

усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

         

Формы и разновидности культуры.

 

русская;
украинская;
французская
и др.

     

национальная – мировая;
светская – религиозная;
западная – восточная

Культура

 
         
         
         

элитарная

 

народная

 

массовая

         
         


 

создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами

 


 

создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

(мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

 


 

концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры

         
 

субкультура

 

контркультура

 
         
         
 

часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная)

 

направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества

 
         

Наука и образование в современном мире.

Наука

 

       
         

как особая система знаний

 

как особый вид деятельности

 

как особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ)

 
 

система научных исследований

 

опытно-конструкторские изыскания и др.

         

       
         

Виды

 

Общекультурные
характеристики

естественные

гуманитарные;

фундаментальные – прикладные и т.д.

 

рациональность;
– критичность;
– индивидуальность;
– коммуникабельность

         
   

Функции

   
         
         

культурно-мировоззренческая

 

познавательно-объяснительная

 

прогностическая

         

Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры

 

Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований

 

Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации

       
         

Система образования

 

Основные тенденции в развитии образования

дошкольные образовательные учреждения;

общеобразовательные школы (гимназии);

профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);

духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты);

университеты, колледжи, технические школы;

подготовка научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовка кадров;

самостоятельное образование граждан

 

демократизация образования во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования – работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ;

гуманизация образования – внимание к личности учащегося, его запросам, интересам, индивидуальным особенностям;

гуманитаризация образования – повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе;

интернационализация образования – интеграция образовательных систем;

компьютеризация образования – использование новых современных технологий обучения

         
   

Функции

   
         
         

экономическая

 

социальная

 

культурная

         

формирование социально-профессиональной структуры общества

 

социализация личности

 

использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида

Мораль как элемент духовной культуры.

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях

     

 

Моральные требования и представления

     

 

 

         

нормы
поведения

моральные
качества

нравственные принципы

морально-психологические механизмы

высшие моральные ценности

 

("не лги";

"не укради"; "не убий"
и т.д.)

(справедливость; мудрость и т.д.)

(эгоизм – альтруизм и т.д.)

(долг, совесть и т. д.)

(смысл жизни; свобода; счастье)

 
         
         
 

Функции

   

Наука

         


 

 

 
 

Регулятивная - регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей

Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и по­буждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного об­лика личности.

Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности -высшие, гла­венствующие над всеми другими формами регуляции поведе­ния людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная - обеспечение единства и согласован­ности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоя­тельствах.

Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке

 

Этика

 

 

Религия как элемент духовной культуры.

Религии современного мира

 

Ранние религии

родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день

национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

 

магия (колдовство);

тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы

 

мировые религии

 

христианство

(I в. н.э. в Палестине)

буддизм

(VI-V вв. до н.э. в Индии)

ислам

(VIII в. н.э. в Аравии)

 
             
             

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного (слово "религия" производно от латинского religio "благочестие, набожность, святыня")

             
   

Основные функции

   
             
             

мировоззренче­ская

 

регулятивная

 

терапевтическая

 

культуротрансли­рующая

Любая религия есть определенное мировоззрение, т.е. взгляд на мир как единое целое. Обладая мировоззрением, человек осознает свое предназначение и место в мира

 

Религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность

 

Религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования

 

Религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

             
 

коммуникативная

 

интегрирующая

 

легитимизирующая

 

"Богообщение" – высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом

 

религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания

 

религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы с т.з. высшего требования – максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним

 

Искусство как элемент духовной культуры.

Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

 
                 
 

предмет искусства

 

наука

 
 

человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях

 

Эстетика

 
 
                 
     

виды искусства

     
                 
 

архитектура
(зодчество
)

     

театр

 
                 
 

живопись

     

цирк

 
                 
 

скульптура

     

балет

 
                 
 

декоративно-прикладное искусство

     

кино

 
                 
 

литература

     

фотоискусство

 
                 
 

музыка

     

эстрада

 
                 
     

специфика искусства как формы художественного познания

     
                 
                 

образное и наглядное

 

специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.)

 

большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта

 
 

Раздел 3. Экономика.

Экономика как наука.

 

Экономика – (от греч. управление хозяйством)

 

           
             

это наука, изучающая национальные хозяйства в цело, условия и элементы производства

 

это сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь

             
             
   

Экономика

как система общественного производства

   
             
             

Материальное производство

 

Нематериальное производство

изготавливает вещественные блага в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.

 

создает духовные и нравственные ценности

             
             

Производство материальных благ

 

Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

 

Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.)

 

Производство нематериальных благ

             
             
   

Сфера услуг

   
             
             

Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта

     

     
             
   

Основные типы экономических
систем

   
             

Линии
сравнения

Традиционная

Централизованная

Рыночная

Что надо производить?

Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно

Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – "плановиками"

Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено

Как производить?


 

Производят так и тем, как и что производили предки

Определяется планом

Определяют сами производители

Кто получает товары и услуги?

Большинство людей существуют на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям

"Плановики", направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг

Потребители получат столько, сколько хотят, производители – прибыль

Определение


 

Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики

Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства

Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц

Производство.

 

Пути повышения эффективности
производства

 

                   
                     
                     

Снижение издержек

     

Рост доходов

                     
                     

снизить цену

 

снизить сопутствующие расходы

(доставка, установка)

 

снизить риск изготовления некачественного продукта

 

улучшить качество и повысить за счет этого цену

 

наладить выпуск новой продукции

 

увеличить количество продаваемых товаров

                     

 

 

Факторы производства

ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества

 
         
   

взаимодействие

   

Человеческий фактор

 

Вещественный
или материальный фактор

   

технология

   
         

рабочая сила – способность человека к труду, совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства

 

средства производства совокупность предметов труда (т.е. того, из чего производятся материальные блага) и средств труда (т.е. того, чем или с помощью чего они производятся)

         
   

природные ресурсы

 

произведенные ресурсы

   

пахотные земли, леса, полезные ископаемые и т.д.

 

капитал; оборудование; здания и сооружения; разного рода полуфабрикаты и т.д.

         

Производство – это процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека

         
 

Важные факторы современного производства:

 
         
 

наука (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства);

 
 

экологический фактор (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства);

 
 

энергетический фактор;

 
     
 

инфраструктура – совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства

 
         
 

производственная
инфраструктура

 

социальная
инфраструктура

 
 

(транспорт; связь; материально-техническое снабжение и др.)

 

(жилищное и бытовое хозяйство; торговля; служба быта; здравоохранение, образование и др.)

 
         
 

предпринимательская способность или предприимчивость

 

 

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке

 

 
 

Признаки товара

 

он должен быть предназначен для обмена

он должен удовлетворять потребность человека

он должен обладать способностью обмениваться на другой товар

 

 
     

Товарное производство – способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности, чтобы производить товары или услуги для обмена друг с другом и получать от этого выгоду

     
     
 

Виды

 
     

Линии
сравнения

Простое
товарное

Товарное производство
централизованной
экономики

Товарное производство рыночной экономики

Цель

Удовлетворение человеческих потребностей

Получение прибыли

Кому принадлежат средства производства?

Основному производителю

Государству

Владельцу средств производства

Кто трудится?

Владелец средств производства

Наемный труженик

Кому принадлежат результаты труда?

Владельцу средств производства, основному производителю

Государству

Владельцу средств производства, совладельцам, труженикам данного производства

Что общего у различных видов товарного производства?

Производство товаров

 

Законы товарного производства.

Законы товарного производства

Сущность закона

Закон стоимости

Основной закон товарного производства. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами

Закон спроса

Определяет связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой

Закон предложения

Характеризует количественную взаимосвязь предложения и рыночной цены. Выражает функциональную зависимость: количество предлагаемых товаров зависит от цены на них

Рыночная экономика.

Модели рынка

 

Чистая (свободная конкуренция)

Чистая
монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.

Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д.

Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.

Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.

Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

Условия возникновения рынка

       
         

общественное
разделение труда

 

экономическая
обособленность
производителей

 

самостоятельность производителя

         
         

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

Признаки рынка

нерегулируемое
предложение

нерегулируемый
спрос

нерегулируемая
цена

производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить

потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения

         
         

виды

     

функции

         

с т.з. действующего
законодательства

 

легальный (законный);
– нелегальный (теневой)

 

информационная

         
       

посредническая

по товарам и услугам

 

потребительских товаров и услуг;

   
   

средств производства;

 

регулирующая

   

рабочей силы;

   
   

инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

 

санирующая

   

иностранных валют

   
   

ценных бумаг;

 

ценообразующая

   

научно-технических разработок и инноваций;

   
   

информации

   
         

по пространственному признаку

 

мировой;

региональный;

национальный;

местный

   
         

 

 

Деньги.
 

 

делимость

 

узнаваемость

 
 

способность
делиться
на части

 

легко узнаваемы,
тяжелы
в подделке

 

           
             

стабильность

 

портативность

 

износостойкость

 

однородность

более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра

 

малы, легки, удобны

 

имеют продолжительность жизни

 

равные количества денег имеют равную стоимость

             
             
   

Качества денег

   
             
             
 

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров

 
             
   

Функции денег

   
             
             

средства обращения

     

мера стоимость

в денежной экономике каждый может продать то, что у него есть любому, а затем использовать вырученные деньги для покупки необходимого

     

деньги дают возможность выразить стоимость чего-либо в терминах, которые каждому понятны

             
             
   

средство платежа

   
   

деньги позволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня для покупки чего-либо в будущем

   
             

Инфляция.

 

Причины

   
         
         

инфляционный спрос

 

рост издержек

В наличии много денег, но малое количество товаров спрос растет быстрее предложения рост цен

 

Цены в силу повышения затрат на производство растут. Рост заработной платы, опережающий рост производительности труда

         
         
 

Инфляция – процесс повышения общего уровня цен в стране

 
         
         
   

виды

   
         
         

умеренная
(ползучая инфляция)

 

галопирующая

 

гиперинфляция

         
         

цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (на 10% в год)

 

быстрый рост цен (примерно 100-150% в год)

 

сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

         
         
   

Последствия

   
         
         

перераспределение доходов в обществе в пользу отдельных лиц или структур

 

разрушение нормальных социально-экономических отношений

         
         

Конкуренция.

Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов

                 
                 
   

Типы конкуренций,

основанные на частной собственности

   
                 
                 

простых
товаропроизводителей

 

единичных
капиталов

 

монополий

 

национальных
капиталов

 

интернациональных капиталов

                 
                 
   

Как "война всех против всех"

   
                 
                 
   

конкуренция среди продавцов

 

конкуренция среди покупателей

 

конкуренция между продавцами и покупателями

   
                 

Государственный бюджет.

Государственный бюджет (от англ. кошелек) – это баланс доходов и расходов органов власти

           
             

Доходная часть

 

Расходная часть

показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества

 

показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства

             
             
   

Источники

   
             
             

Налоги

 

Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.)

 

Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег

 

Займы у международных организаций

Налоги.

Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц

 

Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг

 

прямые

     

косвенные

 

           

Налоги – это государственные сборы с населения и предприятий

             

федеральные

 

региональные

 

местные

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы;

таможенная пошлина;

подоходный налог;

налог на покупку валюты и др.

 

налог на имущество предприятий;

лесной налог;

плата за воду и др.

 

земельный налог;

курортный сбор;

налог на рекламу;

налог на содержание жилого фонда и др.

             

Основные принципы налогообложения

 
             

Налогообложение должно быть справедливым

 

Налогоплательщик должен знать время, место, способ и размер платежа

 

Налог должен взиматься удобным для плательщика способом и в удобное для него время

 

Каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности

 

Кредит.

Кредит – предоставление лицу (или организации), нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами

           
   

Принципы кредитования

   
             
             

срочность

 

платность

 

возвратность

 

гарантированность

             

банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок

 

банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату (процент на кредит)

 

банк проводит работу по оценке кредитоспособности – наличию у заемщика возможности вовремя вернуть деньги

 

банк, оценивая кредитоспособность заемщика, требует у него залог

Заработная плата.

Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений

     

Факторы, влияющие на величину заработной платы

 

Формы заработной платы

     

стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы

 

повременная – вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени

     

минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному уровню

 

сдельная – вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий

     

уровень квалификации работников

 

современные формы оплаты – вознаграждение за труд в зависимости от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом

   

развитость экономических и социальных условий жизни населения

 
     

спрос и предложение на рынке труда

   

Заработная плата

 
         

номинальная

 

реальная

         

это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег

 

это сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги

         
         
   

Основные факторы, определяющие уровень реальной заработной платы

         
         

величина номинальной заработной платы

 

уровень цен на предметы потребления и услуги

 

размеры налогового обложения

Безработица.

Слишком высокая заработная плата

 

Слишком низкий спрос

 

Негибкость, характерная для рынка труда

         
         
 

Точки зрения на причину безработицы

 
                 

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда

                 
                 
   

Основные виды безработицы

   
                 
                 

структурная

 

фрикционная

 

застойная

 

скрытая

 

циклическая

невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации

 

невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности

 

включает не только работающих на предприятиях, но и на дому, которые заняты только в определенное время

 

работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного труд - ва

 

характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

Международные экономические отношения – это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик

       

       
                 

Международная торговля товарами и услугами

 

Формы

Валютно-кредитные отношения

 

 

       
                 

Движение капиталов и зарубежных инвестиций

 

Миграция
труда

 

Межотраслевая кооперация производства

 

Обмен в области науки и техники

                 

Предпринимательство.

 

Предпринимательство – способ хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции

         

виды

     

функции

         
         

индивидуальное

 

коллективное

 

ресурсная

соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое

любая созидательная деятельность одного человека и его семьи

 

некоторое дело, которым занят целый коллектив

         
   

мелкий бизнес (до 50 чел.)

 

организационная – использование своих способностей для получения высокого дохода

 

средний бизнес (до 500 чел.)

         
   

крупный бизнес (до нескольких тысяч чел.)

 

творческая

связана с новаторством в предпринимательской деятельности

 
 

 

Раздел 4. Социальные отношения.

Социальная система – множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое

           
             

Социальная структура общества

Социальная связь – набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях, в конкретное время для достижения тех или иных целей

Социальный состав – набор элементов, составляющих социальную структуру

             
             

социальные
группы

 

социальные
слои

 

социальные
общности

 

социальные
институты

устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)

 

группы людей, объединенные каким-либо одним или несколькими близкими социальными признаками (например, по уровню доходов, образования, культуры и т.п.)

 

реально существующая совокупность людей, характеризующихся едиными признаками, отличающиеся аморфностью, неустойчивостью, недостаточной определенностью границ и расплывчатостью состава

 

исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совестной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей (семья, армия, школа, трудовой коллектив и т.д.)

             
             
 

Социальные отношения

это отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества

 
             

 

Социальная общность

   
                     
                     

устойчивые

       

кратковременные

(нации)

         

(пассажиры в автобусе)

                     
       

виды

       
                     
                     

классовые общности и слои

 

исторические формы общности людей

 

социально-демографические общности

 

корпоративные общности

 

этнические и территориальные общности

 

общности, сложившиеся в зависимости от интереса

                     
                     
                     
                     
   

 

Социальные группы

       
                     
                     
 

малые

   

по численности

 

большие

   
                     
 

семья

       

класс, нация

   
                         
 

первичные

   

по характеру
взаимодействия

 

вторичные

   
                         
 

формальные

   

по способу организации и регулирования взаимодействия

 

неформальные

   
                         
 

односторонние

   

по количеству ценностей, вокруг которых они объединены

 

многосторонние

 
                     

Социальная стратификация.

Страта

(от лат. - слой, настил) реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.)

Социальная стратификация – наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа

   
               
               
 

Исторические типы стратификации

               
               
 

рабство

 

касты

 

сословия

 

классы

               
               
 

единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод

 

социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением

 

социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями

 

большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов

 
                 
                 
                 
   

Закрытое общество – социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены, либо существенно ограничены

   

Открытое общество – перемещение из одной страты в другую не ограничено

                 

Страты

Классы

различаются по:

– уровню доходов;

– месту в системе общественного производства;

– основным чертам образа жизни;

– отношению к средствам производства;

– включенности во властные структуры;

– роли в общественной организации труда;

– отношениям собственности;

– способам и размерам получаемого богатства

– социальному престижу;

 

– самооценке своей позиции в обществе

 

Социальная мобильность –

переход людей из одних общественных групп в другие

   
     

вертикальная
мобильность

 

горизонтальная
мобильность

     
     

движение вверх


 

«социальный


 

карьеризм»


 

или вниз


 

по социально-


 

экономической шкале

 

географическое


 

перемещение


 

между районами,


 

городами и т.д.


 

или смена позиций на


 

одном социально-


 

экономическом уровне,


 

т.е. без изменения статуса


 

«профессиональный


 

карьеризм»

Этническая общность.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подробных образований

           
             
   

Виды

   
             
             

Род

 

Племя

 

Народность

 

Нация

             
             

Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

 

Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов

 

Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой

 

Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания

Межнациональный конфликт.

Причины межнациональных конфликтов

           
             

усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них

 

непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей

 

колониальное наследие

 

ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов

             
             

Межнациональный конфликт

одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн

             
             
 

Типы международных конфликтов

 
             
             

государственно-

правовой

 

этнотеррито-риальный

 

этнодемогра-фический

 

социально-психологический

             
             

неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности

 

определение территории нации, национально-территориальных границ

 

защита прав "коренной национальности", ограничения для "пришлых"

 

изменение образа жизни, нарушение прав человека

 

Социальный статус личности.

Социальный статус личности

это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением

       
         

статусы,

определяемые

положением индивида в группе

 

статусы,

определяемые

временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом

 

статусы,

приобретаемые

или не приобретаемые в результате свободного выбора

         

социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами

 

основной статус

определяет главное в жизни человека

 

предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности

 

неосновной статус влияет на детали поведения

         

личный статус

положение индивида в малой группе, зависящий от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами

     

смешанный статус обладает чертами предписываемого и достигаемого статусов

 
       

достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

         

Социальная роль

модель поведения, ориентированная на данный статус

         
         

психосомати-

ческие

 

психодрамати-ческие

 

социальные

         
         

поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека

 

поведение личности зависит от требований социального окружения

 

личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории

         

Социальные нормы

правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь

   
     

признаки

 

виды

     
     

не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

 

правовые;

возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

 

этические;

направлены на регулирование общественных отношений;

 

политические;

возникают в процессе исторического развития;

 

религиозные;

их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества

 

эстетические;

   

корпоративные

     

Социальный конфликт.

Причины социальных конфликтов

           
             

Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций

 

Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации

 

Религиозные различия

 

Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура)

             
             

Социальный конфликт –

высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности

             
             

стадии

         

разновидность

             

предконфликтная

конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника

     

национальные
конфликты

 

межнациональные
конфликты

 
         

непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Открытые и скрытые действия соперников

       
             

разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта

       
             
 

Виды конфликтов

 
     

по длительности

 

по объему

долгосрочные;
краткосрочные;
разовые;
затяжные;
повторяющиеся

 

глобальные;
локальные;
региональные;
групповые;
личные

     

по источнику
возникновения

 

по используемым средствам

объективные;
субъективные;
ложные

 

насильственные;
ненасильственные;

     

по форме

 

по влиянию на ход развития
общества

внутренние;
внешние

 

прогрессивные;
регрессивные

     

по характеру развития

 

по сферам общественной
жизни

преднамеренные;
спонтанные

 

экономические
(или производственные);
политические;
этнические;
семейно-бытовые

     

 

Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной
структуры современного российского общества

       
         

социальная поляризация, т.е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации

 

размывание интеллигенции, которое проявляется в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства ("утечка мозгов")

 

процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими

 

Семья.

Семья – основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью

   

функции

 

сферы семейной деятельности

     

репродуктивная – воспроизводство новых членов общества

социализации – формирование индивида как личности

экономическая – общее хозяйство, помощь, поддержка

защитная – физическая, экономическая, психологическая защита

статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т.д.

эмоционального удовлетворения – доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь

 

репродуктивная

хозяйственно-бытовая

экономическая

воспитательная

досуговая

эмоциональная

духовное общение

социально-статусная

первичный социальный контроль

Линии
сравнения

Виды семьи

По числу детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

По характеру распределения домашних обязанностей

Традиционная


 


 


 

домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине

Коллективистская


 


 


 

обязанности выполняются совместно или по очереди

По родственной структуре

Нуклеарная


 


 


 

супружеская пара
с детьми

Расширенная


 


 


 

супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними

Полигамная


 


 


 

жена с мужьями или муж с женами

По типу воспитания

Авторитарная


 


 


 

основывается на авторитете родителей

Либеральная


 


 


 

строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек

Демократическая


 


 


 

характеризует постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей

Раздел 5. Политика как общественное явление.

 

Понятие власти.

Источник власти

 
 

авторитет, сила, закон, богатство, знание,
харизма и др.

 
             

Субъект власти

 

Функции власти

 

Средства власти

 

Объект власти

государство, парламент, политический лидер, политические партии и др.

 

господство, руководство, управление, координация, организация, контроль

 

принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и др.

 

человек, масса, социальные слои и группы, и др.

             
             
 

Власть

это организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности – рода, класса, народа – подчинять своей воле людей, используя разные методы, в то числе и принуждение

 
             
                 
     

Виды власти

     
                 
                 

политическая

 

экономическая

 

принудительная

 

социальная

 

культурно-информационная

                 
                 

способность и умение реализовать функцию общественного управления

 

контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности

 

контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы

 

контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий

 

контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения

                 

               
 

Основные принципы устойчивости власти

 
                 
                 
 

легитимность

 

результативность

 
                 

Теория разделения властей.

 

 

Цель разделения властей

 
 

предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении

 

           
             
 

Теория разделения властей
(Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон,
Д. Мэдисон)

 
             
             
   

Основные положения

   
             
             

законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции

 

все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой

 

никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти

 

судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности

             
             
   

Разделение властей и их функции

   
             
             

Законодательная
(парламент)

 

Исполнительная
(правительство)

 

Судебная
(судьи всех уровней)

             
             

представляет интересы граждан, издает законы

 

управляет государственными делами

 

следит за соблюдением законов органами власти

             
 

 


 

Политическая система общества.

         
         

Политические организации как институты власти (органы государственной власти, политические партии, общественно-политические движения и организации)

 

Политические отношения

       
         
 

Политическая
система общества

– это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть

 
         

Политические
взгляды, идеи

 

Политические и правовые
нормы и ценности

         
   

Политическая
культура

   
         
         
 

Функции
политической системы

 
         

определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности

 

организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ

             

распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей

 

согласование интересов государства и социальных общностей

             

формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими

 

утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности

             
 

законотворчество

 
             
 

Политическая организация общества

совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами

 

       
 

Структура

 
         

Государство
(система государственных органов)

 

Политические
партии

 

Общественно-политические движения и организации

         
         
         
   

Государство.

   
         

Теологическая

 

Патриархальная
(Р. Филмер)

государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле

 

Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху как дети к отцу

       
         
 

Основные теории
происхождения
государства

 
         
         

Классовая
(К. Маркс,
В.И. Ленин)

 

Договорная
(Г. Гроций,
Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк)

 

Теория насилия
(Е. Дюринг,
Л. Гумплович)

Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов

 

Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав

 

Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных

         

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо - обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны

       

Признаки государства

 

Функции государства

               

1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)

 

1. Политическая государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов

внутренние

               

2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

 

2. Экономическая государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)

               

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)

 

3. Социальная осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры

               

4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)

 

4. Идеологическая воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации

               

5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию

 

1. Участие в решении глобальных проблем

внешние

               

6. Обязательность членства в государстве

 

2. Обеспечение национальной безопасности

               

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага

 

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества

               
       

4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

 

 

Форма государствауказывает, как организованы и функционируют государство и право

 

           
             

Форма
правления

 

Форма
государственного
устройства

 

Политический
режим

определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти

 

определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей

 

совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления

             
             
             
             

монархия

 

республика

 

унитарное

федеративное

конфедеративное

 

 

тоталитарный

авторитарный

демократический

   
             
             

абсолютная


(Саудовская Аравия, Катар, Оман)

 

президентская

(США, Аргентина, Бразилия)

 

полупрезидентская (смешанная)

(Австрия, Франция, Россия)

дуалистическая


 

(Иордания, Кувейт,
Марокко)

 

парламентская

(Италия, Германия, Швейцария, Индия)

   

парламентарная


 

(Великобритания,
Швеция, Норвегия)

 


 

 

Формы правления.

 

Монархия.

 

Линии сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентарная

1. Принадлежность законодательной власти

монарху

разделена между монархом и парламентом

парламенту

2. Осуществление исполнительной власти

монарх

формально – монарх, фактически – правительство

3. Назначение главы правительства

монарх

формально – монарх, но с учетом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

перед монархом

перед парламентом

5. Право роспуска парламента


(парламент)

у монарха
(неограниченное)

у монарха (по рекомендации правительства)

6. Право veto монарха на решения парламента

абсолютное veto

предусмотрено, но не используется

7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха

неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

только в период между сессиями парламента

предусмотрено, но не используется

8. Современные страны

Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт

Великобритания, Япония, Испания

 

Республика.

 

Линии сравнения

Президентская

Полупрезидентская
(смешанная)

Парламентская

1. Порядок избрания президента

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Избирается на заседании парламента

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

3. Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность переел парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства

4. Право роспуска парламента у президента

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министра

Отсутствует

Существует пост премьер-министра

6. Объем полномочий президента

Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность

7. Современные государства

США, страны Латинской Америки

Франция, Россия, Австрия

Италия, Индия, ФРГ, Швейцария

Формы территориально-политического устройства.

 

 

Формы
территориально-политического устройства

 

       

Унитарное
государство

 

Федеративное
государство

 

Конфедеративное
государство

         
         

единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориаль­ных единиц, не обладающих собственной государственностью

устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство

постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта и связи, денежной системы

централизованные государства
(Великобритания, Швеция, Дания)

децентрализованные государства (Франция, Италия,
Испания)

США,
Германия,
Мексика,
Бразилия,
Швейцария,
Россия

США (1776-1787)
Швейцария (до 1848)
Германия (1815-1867)

         
         

представляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией

крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена

     

Политический режим.

Линии сравнения

Виды режимов

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

1. Формы

Непосредственная и представительная демократия

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах арабского Востока

2. Социальная база

Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности

Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения

Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь

3. Государственное устройство

Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

"Всеобщее государство", осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни

Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни

4. Партийная система

Многопартийность

Государство одной партии

Правящая партия огосударствлена

5. Оппозиция

Действует легально

Отрицается

Ее деятельность ограничена жесткими рамками

6. Правовой принцип

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

7. Права человека

Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан

Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

8. Экономика

Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер

Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина

Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой

9. Идеология

Политический плюрализм

Существует единственная обязательная официальная идеология

Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений

10. Карательные органы

Строго подчиняются закону

Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны

Важный элемент государственного аппарата

Политические партии.

Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении

       
 

Классификация

 
         
         

по участию в осуществлении власти

 

по характеру
членства

 

по шкале
политического спектра

         

правящие – это те партии, которые находятся у власти

 

кадровые партии

немногочисленны;
– в них свободное членство;
– опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту;
– в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию;
– проводят деятельность только в период выборов

 

левые партии

за реформы;
– за вытеснение частного сектора;
– социальная защита трудящихся;
– радикально-революционные методы действия

     

оппозиционные – это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть

   
         
   

массовые партии

многочисленны;
– в них преобладает воспитательная функция;
– отличаются тесной связью между членами партии;
– в них есть жесткая дисциплина;
– есть первичные парторганизации;
– их деятельность проводится систематически

 

центристские партии

компромисс;
– сотрудничество

 

правые партии

за сильное государство;
– охрана частной собственности;
– за стабильность;
– отрицательное отношение к революции


 


 


 


 


 

       

Борьба за власть
в государстве
и влияние на политику государства

 

Участие
в осуществлении
власти

 

Участие
в формировании
органов власти

       
         
         

Политическое
воспитание

     

Формирование
общественного
мнения

         
         
         

Подготовка кадров
политиков

     

Выражение интересов
социальных групп

 


 


 


 


 


 

     

Политические лидеры.

Лидеры – реформаторы

Лидеры – революционеры

Лидеры – авантюристы

Лидеры –

популисты

Стремятся предвидеть последствия принимаемых решений, рассчитывают их на перспективу.

Поддерживают решительные меры, дающие быстрый эффект, учитывая при этом возможности общества.

Могут предложить полезные идеи, но ориентированы на внешний эффект. Программы действий не меняют.

Добиваются успеха, предлагая «простые, ясные» решения сложных проблем. Программы действий не имеют.

Демократия.

В широком смысле слова

 

В узком смысле слова

форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду

 

форма государственного политического устройства, которой присущи определенные признаки

           
             
 

Демократия

         
             

 

непосредственная
(прямая)

 

партиципационная
(демократия участия)

 

представительная
(репрезентативная)

           

непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни

 

участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства

 

опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве

         

 

Выборы

 

Референдум

 

принцип большинства

право меньшинства на оппозицию

свобода, равенство

принцип разделения властей

многопартийность

равенство в избирательных правах

Принципы

комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций

 

всенародное голосование (опрос) по общественным вопросам государственной, политической жизни

 
             

 

 

Правовое государство.

Главная цель

   

Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества

обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах

             
             
     

Признаки

 
             
 

Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в то числе и над самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права

 

Существует реальное разделение властей

 

Взаимная ответственность личности и государства

 

Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью

 

Равенство всех перед законом

 

Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов

 

Стабильность законности и правопорядка в обществе

             
             
 

Пути формирования

 
             
             

Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого

 

Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения

 

Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка

 

Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних

             

 

Социальное государство.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности

 
         
         

Основывается на:

 

Обеспечивает

         

достаточно высоком уровне экономического развития

 

движение к утверждению в обществе социальной справедливости

         

демократизме политической системы

 

ослабление социального неравенства

         

компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества

 

предоставление каждому человеку работы или иного источника существования