Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие
1 этап
Мотивация к учебной деятельности
| Тема урока. Записываем ее в рабочем листе. Цитата «Экономика есть опора государства» - Как вы понимаете эти слова? – Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему? - Что мы должны сегодня узнать (Формулируем задачи урока)
| Обучающиеся формулируют вопросы, на которые должны найти ответ на уроке: Что такое экономика? Из чего она состоит? Как она влияет на жизнь людей? От чего зависит богатство (процветание) государства? |
2 этап
Актуализация знаний из курса 8 класса | Предлагает программу для работы и знакомит с правилами работы. Сформулировать понятие «экономика» с помощью набора слов из «лото». Что такое экономика? «Экономика» (от греч. oikos — дом, домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) буквально — знание о ведении дома, хозяйства, домохозяйство. Для современного использования термина характерно его разделение на значения:
Приём «Собери слово» Экономика как хозяйство - система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и нематериальными (духовными) благами. Экономика как наука - наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества /в условиях ограниченности ресурсов.
Делаем вывод вместе с обучающимися: Главная задача экономики как хозяйства - создание материальных благ для удовлетворения потребностей.
Главная функция экономики как науки - поиск путей эффективного ведения хозяйства для удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. | Знакомятся с программой для самостоятельной работы: обсуждают пути решения обсуждают правила работы выполняет задания. 1.Формулируют понятие «экономика» с помощью учебника с.126 |
2 этап (продолжение)
Учитель формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения самостоятельной работы с заданием | Отработка заданий № 1. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов. 2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности. 3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство. 4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. 5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство. Пояснение. 1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов — да, верно. 2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности — нет, неверно, это хозяйство. 3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство — нет, неверно, это хозяйство. 4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. — да, верно. 5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство — нет, неверно, это хозяйство. Ответ: 14. Ключ оценивания: полностью верно – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 и более ошибки – 0 баллов
№ 2 Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы- 1 Б) покупка товара в магазине - 2 В) разработка планов развития национальной экономики - 1 Г) открытие сети химчисток - 2 Д) выплата налогов фирмой - 2 1) экономика как наука 2) экономика как хозяйство 12122 Ключ оценивания: полностью верно – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 и более ошибки – 0 баллов | Выполняют задания: отвечают на вопросы, рассуждают |
3 этап Изучение нового материала
| Учитель: Иначе говоря, экономика как наука изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг. Процесс производства осуществляется непрерывно и распадается на ряд последовательных этапов (стадий). На каждой такой стадии складываются определенного вида экономические отношения. Выделяют следующие стадии. 1) Производство - это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности. 2) Распределение - это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве. В рыночной экономике функции распределения принимает в основном на себя рынок, но частично они сохраняются за государством. Примерами будет - косвенные налоги, взносы в фонд социального страхования, прямые налоги, дивиденды, субсидии, социальные выплаты. 3) Обмен – это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт. Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление: прежде чем товар будет потреблён, он должен пройти через рынок — сферу обмена. Следовательно, обмен — обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления. 4) Потребление - заключительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление краткосрочной продукции). | Слушают учителя, делают записи в тетрадях |
3 этап (продолжение)
Учитель формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения самостоятельной работы с заданием
| Организует парную работу по усвоению составных частей экономики, применению полученных знаний (Игра «Путаница» Приложение 1) При перепечатке материала одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности. Рассмотрите схему и найдите ошибки, допущенные при наборе материала производство | распределение | обмен | потребление | Изготовление мебели. Медицинские услуги. Продажа квартиры. Сбор налогов. | Составление бюджета. Товарообмен между предприятиями. Обед в ресторане. Покупка продовольствен ных товаров. | Получение пенсии. Использования в быту отопления. | Индивидуальный пошив одежды. Выплата пособий на детей. Посещение бассейна. |
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: производство | распределение | обмен | потребление | Изготовление мебели. Медицинские услуги. Индивидуальный пошив одежды. Составление бюджета. | Сбор налогов. Выплата пособий на детей. Получение пенсии.
| Товарообмен между предприятиями. Покупка продовольственных товаров. Продажа квартир. | Посещение бассейна. Обед в ресторане. Использование в быту отопления. |
Ключ оценивания: 13 – 12 слов верно расставлены – 5 баллов каждому ученику 9 – 11 слов верно расставлены – 4 бала каждому ученику 6 – 8 слов верно расставлены – 3 бала каждому ученику | Работают с карточками лото, проверяют вместе с учителем |
Промежуточный вывод | Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем coздания и использования необходимых жизненных благ. Ее главная цель - поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг - основные характеристики экономической жизни общества. Экономическая жизнь общества многoгpaннa и изучается различными экономическими науками. В данном случае нас больше интересуют такие ее стороны, как соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой конкретно на нашу повседневную жизнь. |
|
4 этап. Первичное осмысление и закрепление изученного
Кейс – технология
Метод инцидента
На этом этапе решения кейса обучающиеся находят пути выхода из сложившейся ситуации
этап – представление полученных результатов и обмен мнениями | ДИСКУССИЯ (Приложение 2) 20 млн. из 148 млн. россиян находятся за чертой бедности и не довольны своим экономическим положением. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН и Международных экономических организаций в России за последние 10 лет улучшила свои показатели на 8 пунктов, по уровню процветания поднялась с 82 на 74 место в мире.
1 этап работы Вопросы: 1. Какая проблема, на ваш взгляд, прослеживается в данных материалах СМИ? Сформулируйте данную проблему 2.Выявите основные причины возникновения проблемы. Причины формулируются со слов «нет», «не». (назвать не менее 3 причин; max 3 балла)
3. Причины становятся задачей ( шаг для решения проблемы).
3. Причины становятся задачей ( шаг для решения проблемы). Что надо сделать, чтобы решить выше обозначенную проблему? Как российское государство их решает? (назвать задачу; max 3 балла)
4. Какие способы (пути) решения задачи (см. пункт № 3) вы можете предложить? Для решения этой задачи может быть несколько путей по её решению (назвать не менее 3 путей; max 3 балла) 1. «Правила игры» Чёткое законодательство по защите собственности; предпринимательству; эффективная налоговая политика; политика по поддержке малого и среднего бизнеса; четкость законов, регулирующие отношения работодателей и наемных работников; 2. Внедрение в производство новейших технологий, повышение уровня квалификации кадров, рачительное использование природных богатств. 3.Создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы; 4. Повышение доходов и уровня благосостояния населения; 5.Увеличение прибыльности и рентабельности отечественных предприятий; повышение уровня конкурентоспособности отдельных предприятий и национальной экономики в целом;
| (возможные ответы обучающихся)
1.Проблема бедности в России
2.Причины бедности: - неэффективная экономика по причине её неконкурентноспособность; / Причинами низкой эффективности экономики могут быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране/
- Нет работы, невысокая зарплата;
3. Бедность превратилась в серьезную проблему для нашей страны. 3.Считается, что главной задачей является экономический рост. (Можно ввести термин - Экономический рост – это увеличение объёма выпуска товаров и услуг)
4.Экономический рост можно достигнуть через создание современных производств, внедрение новейших технологий, высокий уровень квалификации кадров, рачительное использование природных богатств.
Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. Только государство способно обеспечить правовой порядок, внешнюю и внутреннюю безопасность. Создание правового порядка предусматривает, прежде всего, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.
Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры», т. е. по каким законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон. |
Вывод учителя
| Учитель: Слово «экономика» в нашей жизни мы слышим постоянно. По телевидению, в газетных статьях и дома, за столом обсуждаются различные экономические проблемы. Однако, считается, что есть специально обученные люди, которые знают, как устроена экономика и почему мы сейчас живем хуже, чем нам хотелось бы. Но ведь экономические проблемы приходится постоянно решать нам, и не только экономические: как заработать деньги, на что их потратить, как платить налоги. Знание экономики необходимо не только экономисту-профессионалу, бизнесмену. Любой человек должен уметь принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ними стоит. Предложенные нами пути решения проблемы бедности в России наглядно показывают, что роль экономики в жизни общества очень велика. Необходимо следить за актуальными проблемами современной экономической и социальной политики, стараться не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, но и находить пути цивилизованных (эффективных) форм cвoeгo участия в экономической жизни. - А каким вы видите своё участие в экономической жизни?
|
|
| Подведение итогов: - Какова же роль экономики в жизни общества? - Что нового об экономике вы узнали сегодня? - Какие выводы о роли экономики в жизни человека можно сделать? - Вернёмся в цитате «Экономика есть опора государства»: можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?
| Ответы: 1. Обеспечивает людей продуктами питания, одеждой, жилищем. 2. Охватывает широкую область жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, финансы, денежное обращение. 3. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству |
5 этап урока
Рефлексия настроения на уроке
| Метод «Уборка в доме» Цель: подведение итогов работы Численность: ученики Материал: 3 листа формата А4 с рисунками чемодана, мусорной корзины и мясорубки Проведение:
К стене (на доску) приклеиваются три листа, на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем - мясорубка (или кастрюля). Каждый участник получает по три клеящихся листочка. На одном листочке пишется важный момент, который участник вынес с занятия и готов использовать, этот листик клеится на плакате «чемодан». На втором листочке - то, что оказалось ненужным, неинтересным, бесполезным и что можно отправить в «корзину». На третьем листке - то, что оказалось интересным, но то, что нужно ещё додумать, доработать (переварить) и приклеивается на лист «мясорубка» («кастрюля») |
|
3 этап рабочего листа | Задание 3 – КЕЙС №1. Существует точка зрения, что различные социальные пособия приводят к возникновению иждивенческих настроений в обществе. Люди привыкают жить на государственное пособие и перестают работать, что приносит обществу вред. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Выскажите свое мнение по этому поводу. Ответ аргументируйте.
№ 2. Проанализируйте высказывание. «Не давай голодному рыбу, а дай ему удочку и научи его ловить» (народная мудрость) Как вы понимаете смысл этого высказывания? Согласны ли вы с этим высказыванием? Выскажите свое мнение по этому поводу. Ответ аргументируйте. |
|
ДЗ | Параграф 1
|
|