Урок обществознания в 11 классе на тему «Роль экономики в жизни общества»

7
0
Материал опубликован 15 October 2022 в группе

Кейс к уроку
DOCX / 301.53 Кб

/data/files/g1665835253.docx (Кейс к уроку)


Лист достижений на уроке
DOCX / 21.86 Кб

/data/files/s1665835278.docx (Лист достижений на уроке)


Презентация к уроку
PPT / 3.89 Мб

/data/files/l1665835315.ppt (Презентация к уроку)


Видеофрагмент к уроку
MP4 / 25.47 Мб

/data/files/n1665835383.mp4 (Видеофрагмент к уроку)Тема. Роль экономики в жизни общества. 11 класс

Цель для педагога:

вызвать интерес у обучающихся к теме «Роль экономики в жизни общества» и актуализировать их дальнейшую познавательную деятельность.

-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.

-учебно-информационные умения: умение работать с кейс-заданиями, документами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт.


Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Задачи: - раскрыть тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества.

Методы организации на данном этапе работы: работа с образовательным «кейсом» , самостоятельное изучение учащимися разделов учебного текста и их анализ, опора на социальный опыт, проблемная ситуация, сравнение, практическая работа.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

- межпредметная связь; привлечение знаний из курсов истории, географии дает возможность углубить и систематизировать знания,

- своеобразное и правильное выполнение заданий;

- доступность учебного материала;

Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:

- похвала; - создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствие


1 этап


Мотивация к учебной деятельности


Тема урока. Записываем ее в рабочем листе.

Цитата «Экономика есть опора государства»

- Как вы понимаете эти слова?

Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?

- Что мы должны сегодня узнать (Формулируем задачи урока)


Обучающиеся формулируют вопросы, на которые должны найти ответ на уроке:

Что такое экономика?

Из чего она состоит?

Как она влияет на жизнь людей? От чего зависит богатство (процветание) государства?


2 этап


Актуализация знаний

из курса 8 класса

Предлагает программу для работы и знакомит с правилами работы.

Сформулировать понятие «экономика» с помощью набора слов из «лото».

Что такое экономика?

«Экономика» (от греч. oikos — дом, домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) буквально — знание о ведении дома, хозяйства, домохозяйство. Для современного использования термина характерно его разделение на значения:


Приём «Собери слово»

Экономика как хозяйство - система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и нематериальными (духовными) благами.

Экономика как наука - наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества /в условиях ограниченности ресурсов.


Делаем вывод вместе с обучающимися:

Главная задача экономики как хозяйства - создание материальных благ для удовлетворения потребностей.


Главная функция экономики как науки - поиск путей эффективного ведения хозяйства для удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Знакомятся с программой для самостоятельной работы:

обсуждают пути решения

обсуждают правила работы выполняет задания.

1.Формулируют понятие «экономика» с помощью учебника с.126

2 этап (продолжение)


Учитель формулирует задание, обеспечивает

мотивацию выполнения самостоятельной

работы с заданием

Отработка заданий

1.

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет изу­че­ние спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ресурсов.

2) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет про­из­вод­ство то­ва­ров пи­ще­вой промышленности.

3) Экономика вы­сту­па­ет как наука в про­цес­се внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий в сель­ское хозяйство.

4) Экономика как наука вклю­ча­ет со­во­куп­ность зна­ний о хо­зяй­стве и свя­зан­ной с ним де­я­тель­но­сти людей.

5) Экономика как наука вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ное и не­ма­те­ри­аль­ное производство.

Пояснение.

1) Эко­но­ми­ку как науку ил­лю­стри­ру­ет изу­че­ние спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ре­сур­сов — да, верно.

2) Эко­но­ми­ку как науку ил­лю­стри­ру­ет про­из­вод­ство то­ва­ров пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти — нет, неверно, это хозяйство.

3) Эко­но­ми­ка вы­сту­па­ет как наука в про­цес­се внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий в сель­ское хо­зяй­ство — нет, неверно, это хозяйство.

4) Эко­но­ми­ка как наука вклю­ча­ет со­во­куп­ность зна­ний о хо­зяй­стве и свя­зан­ной с ним де­я­тель­но­сти людей. — да, верно.

5) Эко­но­ми­ка как наука вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ное и не­ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ство — нет, неверно, это хозяйство.

Ответ: 14.

Ключ оценивания:

полностью верно – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

2 и более ошибки – 0 баллов


2

Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»:

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы- 1

Б) покупка товара в магазине - 2

В) разработка планов развития национальной экономики - 1

Г) открытие сети химчисток - 2

Д) выплата налогов фирмой - 2

1) экономика как наука

2) экономика как хозяйство

12122

Ключ оценивания:

полностью верно – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

2 и более ошибки – 0 баллов

Выполняют задания: отвечают на вопросы, рассуждают

3 этап

Изучение нового материала


Учитель:

Иначе говоря, экономика как наука изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг.

Процесс производства осуществляется непрерывно и распадается на ряд последовательных этапов (стадий). На каждой такой стадии складываются определенного вида экономические отношения. Выделяют следующие стадии.

1) Производство - это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

2) Распределение - это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве. В рыночной экономике функции распределения принимает в основном на себя рынок, но частично они сохраняются за государством.

Примерами будет - косвенные налоги, взносы в фонд социального страхования, прямые налоги, дивиденды, субсидии, социальные выплаты.

3) Обмен – это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление: прежде чем товар будет потреблён, он должен пройти через рынок — сферу обмена. Следовательно, обмен — обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.

4) Потребление - заключительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление краткосрочной продукции).

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

3 этап

(продолжение)


Учитель формулирует задание, обеспечивает

мотивацию выполнения самостоятельной

работы с заданием


















Организует парную работу по усвоению составных частей экономики, применению полученных знаний

(Игра «Путаница» Приложение 1)

При перепечатке материала одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности.
Рассмотрите схему и найдите ошибки, допущенные при наборе материала

производство

распределение

обмен

потребление

Изготовление мебели. Медицинские услуги. Продажа квартиры. Сбор налогов.

Составление бюджета. Товарообмен между предприятиями. Обед в ресторане. Покупка продовольствен

ных товаров.

Получение пенсии. Использования в быту отопления.

Индивидуальный пошив одежды. Выплата пособий на детей. Посещение бассейна.





ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

производство

распределение

обмен

потребление

Изготовление мебели. Медицинские услуги.

Индивидуальный пошив одежды.

Составление бюджета.

Сбор налогов. Выплата пособий на детей.

Получение пенсии.


Товарообмен между предприятиями.

Покупка продовольственных товаров.

Продажа квартир.

Посещение бассейна.

Обед в ресторане. Использование в быту отопления.

Ключ оценивания:

13 – 12 слов верно расставлены – 5 баллов каждому ученику

9 – 11 слов верно расставлены – 4 бала каждому ученику

6 – 8 слов верно расставлены – 3 бала каждому ученику

Работают с карточками лото, проверяют вместе с учителем

Промежуточный вывод

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем coздания и использования необходимых жизненных благ.

Ее главная цель - поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг - основные характеристики экономической жизни общества. Экономическая жизнь общества многoгpaннa и изучается различными экономическими науками. В данном случае нас больше интересуют такие ее стороны, как соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой конкретно на нашу повседневную жизнь.


4 этап.

Первичное

осмысление и

закрепление

изученного


Кейс – технология


Метод инцидента























На этом этапе решения кейса обучающиеся находят пути выхода из сложившейся ситуации





этап – представление полученных результатов и обмен мнениями

ДИСКУССИЯ (Приложение 2)

20 млн. из 148 млн. россиян находятся за чертой бедности и не довольны своим экономическим положением. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН и Международных экономических организаций в России за последние 10 лет улучшила свои показатели на 8 пунктов, по уровню процветания поднялась с 82 на 74 место в мире.


1 этап работы

Вопросы:

1. Какая проблема, на ваш взгляд, прослеживается в данных материалах СМИ? Сформулируйте данную проблему

2.Выявите основные причины возникновения проблемы. Причины формулируются со слов «нет», «не».

(назвать не менее 3 причин; max 3 балла)





















3. Причины становятся задачей ( шаг для решения проблемы).


3. Причины становятся задачей ( шаг для решения проблемы). Что надо сделать, чтобы решить выше обозначенную проблему? Как российское государство их решает? (назвать задачу; max 3 балла)






4. Какие способы (пути) решения задачи (см. пункт № 3) вы можете предложить? Для решения этой задачи может быть несколько путей по её решению (назвать не менее 3 путей; max 3 балла)

1. «Правила игры»

Чёткое законодательство по защите собственности; предпринимательству; эффективная налоговая политика; политика по поддержке малого и среднего бизнеса; четкость законов, регулирующие отношения работодателей и наемных работников;

2. Внедрение в производство новейших технологий, повышение уровня квалификации кадров, рачительное использование природных богатств.

3.Создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;

4. Повышение доходов и уровня благосостояния населения;

5.Увеличение прибыльности и рентабельности отечественных предприятий; повышение уровня конкурентоспособности отдельных предприятий и национальной экономики в целом;


(возможные ответы обучающихся)







1.Проблема бедности в России



2.Причины бедности:

- неэффективная экономика по причине её неконкурентноспособность;

/ Причинами низкой эффективности экономики могут быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране/


- Нет работы, невысокая зарплата;



3. Бедность превратилась в серьезную проблему для нашей страны.

3.Считается, что главной задачей является экономический рост.

(Можно ввести термин -

Экономический рост – это увеличение объёма выпуска товаров и услуг)




4.Экономический рост можно достигнуть через создание современных производств, внедрение новейших технологий, высокий уровень квалификации кадров, рачительное использование природных богатств.


Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики.

Только государство способно обеспечить правовой порядок, внешнюю и внутреннюю безопасность.

Создание правового порядка предусматривает, прежде всего, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.


Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры», т. е. по каким законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

Вывод учителя


Учитель:

Слово «экономика» в нашей жизни мы слышим постоянно. По телевидению, в газетных статьях и дома, за столом обсуждаются различные экономические проблемы. Однако, считается, что есть специально обученные люди, которые знают, как устроена экономика и почему мы сейчас живем хуже, чем нам хотелось бы. Но ведь экономические проблемы приходится постоянно решать нам, и не только экономические: как заработать деньги, на что их потратить, как платить налоги.

Знание экономики необходимо не только экономисту-профессионалу, бизнесмену. Любой человек должен уметь принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ними стоит.

Предложенные нами пути решения проблемы бедности в России наглядно показывают, что роль экономики в жизни общества очень велика. Необходимо следить за актуальными проблемами современной экономической и социальной политики, стараться не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, но и находить пути цивилизованных (эффективных) форм cвoeгo участия в экономической жизни.

- А каким вы видите своё участие в экономической жизни?





Подведение итогов:

- Какова же роль экономики в жизни общества?

- Что нового об экономике вы узнали сегодня?

- Какие выводы о роли экономики в жизни человека можно сделать?

- Вернёмся в цитате «Экономика есть опора государства»: можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?



Ответы:

1. Обеспечивает людей продуктами питания, одеждой, жилищем.

2. Охватывает широкую область жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, финансы, денежное обращение.

3. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству

5 этап урока



Рефлексия настроения на уроке



Метод «Уборка в доме»

Цель: подведение итогов работы

Численность: ученики

Материал: 3 листа формата А4 с рисунками чемодана, мусорной корзины и мясорубки

Проведение:


К стене (на доску) приклеиваются три листа, на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем - мясорубка (или кастрюля).

Каждый участник получает по три клеящихся листочка. На одном листочке пишется важный момент, который участник вынес с занятия и готов использовать, этот листик клеится на плакате «чемодан». На втором листочке - то, что оказалось ненужным, неинтересным, бесполезным и что можно отправить в «корзину». На третьем листке - то, что оказалось интересным, но то, что нужно ещё додумать, доработать (переварить) и приклеивается на лист «мясорубка» («кастрюля»)


3 этап рабочего листа

Задание 3 – КЕЙС

1. Существует точка зрения, что различные социальные пособия приводят к возникновению иждивенческих настроений в обществе. Люди привыкают жить на государственное пособие и перестают работать, что приносит обществу вред.

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Выскажите свое мнение по этому поводу. Ответ аргументируйте.


2. Проанализируйте высказывание.

«Не давай голодному рыбу, а дай ему удочку и научи его ловить» (народная мудрость)

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Согласны ли вы с этим высказыванием? Выскажите свое мнение по этому поводу. Ответ аргументируйте.


ДЗ

Параграф 1





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.