«ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ».

0
0
Материал опубликован 17 December в группе







t1734438862aa.gift1734438862ab.gift1734438862ac.gift1734438862ad.gifСАЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»




«ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ».





Данную работу рекомендуем к ознакомлению для родителей детей, а также для взрослых учеников, посещающих творческие занятия. Можно включить в родительское собрание. Актуально в год семьи.













подготовила:



Захарова Анастасия Евгеньевна

педагог дополнительного образования









2024г.

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ.

С чего начинается развитие и формирование личности ребенка, его вкусов, предпочтений и круга интересов? Конечно же, с колыбели и родителей, ответите вы и будете совершенно правы.

Первая информация поступающая ребенку исходит исключительно от его родителей и близкого круга общения, не всегда родители имеют время и силы контролировать тот поток информации, который они транслируют на свое чадо, в веке современных технологий живое общение вытесняется гаджетами и отвлечением ребенка на различные интерактивные платформы. Тем не менее, не стоит отметать живые игры, совместное чтение книг, конкретно сказок, как пережиток прошлого, как показывает практика, это как раз путь к разрушению целостности личности ребенка, что в дальнейшем приводит к большой информационной «дыре» в его восприятии мира.

Работая с малышами дошкольного возраста, я обнаружила закономерность, те дети, с кем родители, или педагоги детского сада, занимаются развитием мелкой моторики посредством «игр потешек», распеванием детских песенок и стишков, чаще более быстро схватывают танцевальные движения, более осознанно подходят к танцевальному процессу и охотнее задают вопросы учителю, что свидетельствует об их готовности работать на более профессиональном уровне, чем их сверстники.

Введя данную методику в преподавание младших групп, уже через пару лет, был получен результат: дети имели более развитый слух и координацию, не путали направления движений, активно интересовались творческим процессом и спокойно реагировали на критику учителя.

К чему же здесь изучение русского фольклора? В случае с занятиями танцем, в процессе используется изучение песенного материала, разбор смысловой нагрузки танцевального произведения: про что танец, откуда он пришел, кто его мог исполнять, когда и по каким праздникам? В процесс обсуждения дети включаются с большим интересом, понимая, что из чего исходит, они переносят свое восприятие и в исполнение танцевальных движений.

Как и любое обучение, изучать фольклор лучше с самых первых его азов, это как раз и есть сказки, потешки и песни, но как оказалось, многие современные родители не то, чтобы не умеют, но и сами не знают ничего из выше перечисленного, получается, что наши дети упускают целый пласт информации, который веками копился и передавался по наследству. Песни, колыбельные напевы, развивают не просто слух, но музыкальное восприятие, потешки, в свою очередь, это не просто игры и стишки, это сложное логорифмическое упражнение, где происходит одновременное развитие мелкой моторики, слуха, координации движений, внимательности и самое важное, происходит общение ребенка со старшими, в комфортном для него виде. Сказки же, в свою очередь, являются понятным и простым жанром фольклора, транслируя в себе борьбу добра со злом, рассказывая детям о том, как поступать не правильно, описывая простые жизненные ситуации и выводы, сказка не несет в себе серьезности и историчности, но заставляет ребенка включить фантазию и сопереживать героям. Без сопереживания, ребенок не может полностью выразить свои чувства, легкие рассказы и повести, прекрасно формируют мышление и заставляют ребенка думать над ситуацией, проживая ее в воображении. Именно это и является важным фундаментом для его дальнейшего духовного и нравственного воспитания.

Изучения фольклора, начиная от самых его азов, развивает в человеке чувство прекрасного, вызывает потребность знать свои корни и открывает любовь к родной стране, культуре и народу, без этих качеств не возможно заставить ребенка танцевать народный танец, то, что ему не понятно, не может ему нравится и приносить удовольствие. Невозможно заставит девочку надеть русский сарафан, если он ей противен и кажется глупым, мальчик не может выполнять мужскую партию танца, если не видит в ней смысла. Это еще одна грань, открывающаяся нам при изучении фольклора, там, как нигде, прописана мужская и женская роль, понятная и простая: женщина – нежная и добрая, мужчина – ловкий и смелый защитник и герой, конечно дети переносят эти роли и на себя, что не может, не отразится на их поведении.

На примере девочек-девушек старшего школьного возраста, изучающих русский лирический танец, можно судить о том, как меняется их отношение к исполнению материала, от пренебрежительного до вдохновенного, после изучения истории тех же хороводов, лирической песенной и смысловой линии.

При этом стоит отметить, что в расчет берутся дети, не имеющие профессиональной подготовки и пришедшие на занятия «для себя», то есть миновавшие многолетнюю школу подготовки. Если дети младшего возраста еще могут слушать учителя, потому что так надо, то старшие имеют свое сложившееся вне класса мнение и вкусовые предпочтения и здесь необходимо планомерно и спокойно проводить беседы, давать самостоятельные задания, с целью вызвать в них интерес к обсуждаемому вопросу. Именно поэтому, чем раньше ребенок будет получать требуемую информацию, тем более она будет на него влиять. К примеру, подростки, пропустившие данный этап, не видевшие ни деревни с ее жителями, песнями, обычаями, не знающие элементарно истории своей страны, или зная узкую школьную программу, не имеют критического мышления по данному вопросу, не умеют любить и ценить то, что их окружает, они просто не видят в этом смысла. Человек городской уже является оторванным от своего нормального существования, у него стерты некоторые черты быта: не надо следить за хозяйством. Не надо пахать землю, выращивать еду, ткать и прясть – это все теперь можно купить, пропало чувство уважения к труду, поскольку много стерлось из нашей памяти, дети выросшие в городе в четырех стенах совсем отрываются от своего прошлого и теряются в реалиях современного мира.

Стоит особенно отметить, что русский фольклор несет в себе еще и духовную линию, не столько относящуюся к религии, хотя и это присутствует, что, несомненно, положительно, сколько сохранение традиций наших предков. Именно об этом необходимо помнить давая детям тот или иной материал, смотреть как они его принимают, тщательно все объясняя, знать, что они вас не понимают не потому, что не хотят, а потому, что сама связь оказалась нарушенной.

Отдельно следует привлекать родителей к своей работе, устраивать совместные «вечорки» главным условием которых должно быть соблюдение выбранной темы, можно выбрать понятную всем «колядки», «рождество» или наоборот задать мало известную: «смотрины», «девичьи посиделки», м др. многие родители довольно активно принимают участие в таких мероприятиях, приглашают родственников старшего поколения, которые помнят еще что-то из своей юности или детства и могут поделиться своими воспоминаниями, это очень сближает не только педагога и его учеников, но и налаживает отношения внутри семьи, что следует поддерживать. Изучая песенный материал мы также смотрим и пытаемся воспроизвести танцы того времени и местности, фольклорный танец достаточно прост даже для не танцующих людей, поскольку отражает быт народа, не сценическое исполнение, но после нескольких подобных мероприятий, дети вполне могут проследить развитие хореографического текста от нарождения в быту до его выхода на сцену и увидеть определённые черты той или иной области.

Одно из преимуществ современного мира – доступность информации, сеть возможность пообщаться с видными людьми изучающими фольклор, организовать видео конференции, где рассказать и показать детям как собирается материал, обсудить разнообразие традиций нашей необъятной Родины, сравнить отличительные черты, как внешнего вида, так и элементарно отношения к той или иной ситуации. Такие лекции-конференции очень интересны детям от семи лет, младшим естественно больше нравится участвовать в процессе не только слушателем, но и действующим лицом – для них можно организовать просмотр лекций костюмов, аксессуаров, лучше, если все можно потрогать, в младшем возрасте важен тактильный контакт и развитие фантазии.

Используя все вышеперечисленное в качестве дополнительного средства изучения танца, за последние два года, на примере танцевального коллектива были созданы: мужской класс народного танца для мальчиков и семейный ансамбль для людей старшего возраста. Отмечена положительная динамика в развитии детей в возрасте от 6 до 15 лет, дети младшего возраста улучшили свою координацию и время восприятия танцевального текста, ученики старшего возраста самостоятельно научились находить темы хореографии и «сочинять» свои собственные постановки, которые высоко оцениваются жюри конкурсов. Также повысился интерес к фольклорному танцу и выросло количество учеников и групп, родители, кроме всего прочего, отмечают, что дети в возрасте 13-15 лет охотно делятся своими впечатлениями от увиденного/услышанного совместно с родителями материала, становятся инициаторами подобных встреч, хотя ранее подобного не проявляли.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.