Урок литературы на тему «Изучение русского фольклора в прошлом и настоящем» (8–10 классы)

1
1
Материал опубликован 26 December 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №14

Краснооктябрьского района города Волгограда

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока литературы

 

«Изучение русского фольклора в прошлом и настоящем»

 

Выполнили:

Жадовская Светлана Александровна,

кандидат филологических наук,

научный сотрудник отдела

фольклора Института

русской литературы

Российской академии наук;

 

Аванесова Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии №14 Краснооктябрьского

района города Волгограда,

кандидат филологических наук.

 

 

 

Санкт-Петербург - Волгоград, 2017

 

 

 

Пояснительная записка

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Выбор темы и содержания урока литературы «Русский фольклор в прошлом и настоящем» для 9-го класса обусловлен необходимостью возвращения к проблеме фольклорных традиций в творчестве писателей при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». В настоящее время фольклорные тексты включены в программы 5-8 классов (сказки, пословицы, поговорки, былины, песни), однако в старших классах эта тема никак не продолжается и не развивается.

Данный урок литературы позволит актуализировать имеющиеся знания обучающихся о фольклоре и вызвать интерес к более глубокому анализу фольклорных традиций в творчестве писателя. Урок  рассчитан на учащихся 9 класса, которые уже могут рассуждать, анализировать, делать выводы.

«В поэтике «Мертвых душ» очевидным представляется совмещение традиций различных литературных жанров, в том числе романа-путешествия и плутовского романа, сюжет которых ориентирован на имеющую мифологический генезис кумулятивную схему. В то же время Гоголь являлся носителем национальной культуры, был писателем исключительно самобытным, «выдвинутым из самых глубоких недр русской провинции» (В. Ф. Переверзев). Традиции устного народного творчества органично входили в сознание автора поэмы, поэтому принцип организации композиции, логика соединения глав могли заимствоваться Гоголем из фольклора, в первую очередь - из такой архаической повествовательной структуры, как кумулятивная сказка (эта жанровая разновидность фольклора впервые была отмечена в указателе Н. П. Андреева)»[1].

Не случайно утверждал А. И. Герцен: «Гоголь не будучи <…> выходцем из народа по своему происхождению, был им по своим вкусам и по складу ума»[2]       .

Цели:

Образовательная: знакомство учащихся с практикой собирания и обработки фольклора как особой художественной системы и формирование у них представлений об особенностях использования фольклора в творчестве русских писателей XIX века.

Развивающая: способствовать развитию толерантного сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных.

Воспитательная: воспитание у молодежи позитивного отношения к фольклору –  народной мудрости, которая полно и многогранно восстанавливает картину народной жизни, раскрывает душу народа, его достоинства и особенности.

 В ходе проведения урока основной упор делается на реализацию интерактивных средств и способов обучения, а также будут использованы элементы личностно-ориентированной, проектной технологии и технологии проблемного диалога, направленных на углубленное изучение учащимися способов изучения и систематизации устного народного творчества

Оборудование: результаты предварительной работы по подбору теоретического  материала, компьютер, проектор, фотографии, видеоролики.

Временной интервал данного мероприятия составляет 40 минут.

Ход классного часа

В качестве подготовительной работы обучающимися были подготовлены устные выступления на следующие темы:

1 этап Постановка проблемы

Учитель Здравствуйте, уважаемые ребята! У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь с ними. Садитесь. Спасибо, что согласились сотрудничать со мной и помочь принять участие в городском семинаре. Вы готовы начать наш урок?

Хочу Вам представить сегодняшнего эксперта Светлану Александровну Жадовскую, научного сотрудника отдела фольклора Института русской литературы Российской академии наук. Институт русской литературы находится в Санкт-Петербурге, откуда мы и поговорим со Светланой Александровной.

Сейчас я прочитаю высказываение о писателе, а вы попробуйте догадаться, о ком идет речь? Одной из самых характерных особенностей художественного
мира (этого писателя) является яркое и детальное изображение различных на­родных обычаев и обрядов, включение в образную систему произве­дений значительного фольклорного материала. (Н.В. Гоголь)

Анализируя произведения каких писателей, кроме Н.В. Гоголя, мы говорили об использовании фольклорных мотивов и образов? (монах Нестор «Повесть временных лет», баллады В.А. Жуковского, А.С. Пушкин Сказки, «Евгений Онегин», лирика М.Ю. Лермонтова и др.)

Напомнит значение термина

Ученик

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции.

Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. (ссылка на теоретический материал)[3]. И на уроках литературы мы убеждались в том, что невозможно сделать качественный анализ эпизода, портрета героя, композиции произведения без обращения к фольклорным традициям.

Учитель Поможет нам Шабельская Мария

Большое спасибо.  Посмотрите на фотографии, кто-нибудь знает, что это? (фонограф и валики) А скажите, как собирался фольклор? Знаете ли вы имена известных сказителей и фольклористов (исследователей фольклора)? Как вы думаете, нужно об этом говорить, если фольклор имеет такое большое значение в художественной литературе? Можете догадаться о теме нашего урока? Предлагаю сегодня поработать и узнать ответы на вопросы, которые вызвали у вас затруднение. А поможет нам в этом Светлана Александровна.

СА: Здравствуйте, Анна Сергеевна, дорогие ребята и гости! Мы с вами переносимся сейчас в Петербург, на Стрелку Васильевского сотрова, где находится Институт русской литературы Российской академии наук. Это научно-исследовательский институт, который носит также название Пушкинский Дом. Посмотрите на него (несколько фото). Хотя А. С. Пушкин или его современники никогда не бывали в этом здании, здесь хранятся его рукописи, черновики и наброски, здесь работали и работают исследователи его творчества. Пушкинский Дом был задуман во время подготовки к столетнему юбилею поэта в 1899 г., открыт Академией наук под патронажем Великого князя Константина Константиновича, тоже поэта, через несколько лет (в 1905 г.), и с тех пор его коллекции пополнялись все новыми и новыми материалами. Сегодня здесь находятся рукописи, черновики, прижизненные издания, личные книги с пометками и вещи многих других русских писателей и поэтов и ведется научное изучение их творчества.

И конечно, в институте есть отдел русского фольклора. Сокровищницей отдела фольклора является фонограммархив. Это собрание огромного количества звукозаписей народно-поэтического и песенного творчества, сделанных в самое разное время и на различные носители.

Как вы думаете, ребята, зачем вообще когда-то понадобилось собирать, записывать народное творчество?

(потому что любое авторское творчество вырастает на основе народных традиций и ими питается)

Да, и началось собирание народного творчества (песен, сказок) одновременно со становлением национальной русской литературы – в 18 в.

А почему, на ваш взгляд, собирание фольклора приобрело размах в 30-е годы XIX века?

 Учитель На этот вопрос постараются ответить Корнева София и Антипина Софья

 (Подъем общественного сознания после войны 1812 г., развитие национальной идеи – в связи с восстанием декабристов. Поиски материала, на который можно опереться в духовном смысле. Народное творчество вечно и потому надежно, это истоки нашей культуры и потому они есть в каждом русском человеке. «Познание прошлого своего народа, его поэзии и быта включается в число основных задач эпохи и становится одной из движущих сил литературного развития» (М. К. Азадовский).

Как и следовало ожидать, первыми известными собирателями фольклора стали сами литераторы, которые осознавали важность народного творчества для всей русской культуры и старались зафиксировать его. При этом они использовали эти материалы в своих произедениях, творчески перерабатывая их.

Так, известно о Пушкине: “Пушкин один из первых понял необходимость при записи сказок и песен сохранять наиболее характерные особенности говора. Чрезвычайно интенсивна была и собирательская деятельность Пушкина. К середине 30-х годов у него составилось небольшое, но довольно разнообразное собрание сделанных им записей. Он записал (в подробных конспектах, с сохранением многих подлинных выражений) ряд сказок от Арины Родионовны; в Михайловском же записал несколько исторических песен (в том числе и песню об Аракчееве), большое количество лирических и свадебных песен)» (М. К. Азадовский).

То же можно сказать о Гоголе: в письмах к родным он высказывал просьбы присылать ему подробнейшие описания костюмов и обрядов с текстами.

СА.  Позвольте вам процитировать литературоведа-фольклориста Валерию Игоревну Еремину

Но только ли литераторы собирали фольклор?

Учитель на этот вопрос нам ответит

Не только литераторы, но в целом представители дворянской и разночинной интеллигенции (то есть образованные люди) первыми стали записывать фольклор (не только в России: братья Гримм). Часто открытия в области изучения фольклора происходили случайно: в середине 19 в. П. Н. Рыбников, будучи сосланным в Олонецкую губернию, обнаружил там живую былинную традицию и в одиночку записал почти 300 былин. Вслед за ним многие профессиональные фольклористы предприняли экспедиции, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги песенного эпоса и сделаны записи тысяч былинных текстов. Самый известный из фольклористов этого времени – А. Ф. Гильфердинг, действительный статский советник и член-корр. Академии наук (еще 318 былин от 70 сказителей). Благодаря этим людям мы имеем возможность сегодня, когда былины уже не поются и не рассказываются, узнать, как это было когда-то.

СА. Как велись записи фольклора в то время? Записывали по ходу исполнения, вручную, карандашом. А почему именно карандашом, как вы думаете?

(Потому что макать перо в чернильницу некогда было: ничего не успели бы записать).

Да, поэтому говорят, что карандаш – главное орудие фольклориста. Но даже карандашом трудно было успеть за сказителем, поэтому Рыбников, например, просил исполнять былину несколько раз, и фольклорист дополнял свои записи.

Учитель Новый шаг для фольклористов связан с фамилией Эдисона. Об этом расскажет Токарев Александр

Но понятно, что технические средства, способные записать и передать звук, - мечта фольклориста. Так первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, положивший начало звукозаписи. Изобретён в 1877 Т. А. Эдисоном (США). Запись звука в фонографе Эдисона велась на цилиндрический барабан (фонографический валик), обернутый оловянной фольгой. Немного позже Эдисон стал использовать восковые цилиндры (валики), и это позволило удлинить длительность записи.

(Фото фонографа и валиков)

С.А. Эдисон подарил фонографы самым знаменитым людям мира, находившимся в преклонном возрасте. Такой аппарат получил и Лев Николаевич Толстой в 1895 г. и периодически записывал на него вплоть до 1908 г. Эти записи также хранятся в фонограммархиве Пушкинского Дома. Давайте послушаем голос Толстого.

(Фрагмент записи – до 1 мин.)

В фонограммархиве Пушкинского Дома есть уникальные записи 1894 года – запись былин в исполнении известнейшего сказителя из семьи Рябининых. Глава семьи, Трофим Рябинина из дер. Гарницы (недалеко от Петрозаводска) – показать фрагмент карты, - пел былины, которые сегодня знают все: Иван Муромец и Соловей-разбойник, Вольга и Микула и др. Трофим Рябинин был настолько замечательным сказителем, что в 1871 г. его пригласили в Петербург, где он выступал перед фольклористами и музыкантами (Римский-Корсаков тогда сделал нотные записи его былин, Мусоргский использовал его былинный напев в опере “Садко” и в “Борисе Годунове”). «Вот вы, например, не знаете, — писал об этих выступлениях В. В. Стасов Л. Толстому, — какую пользу принес у нас тут Рябинин. Его главные мотивы не только что записаны и напечатаны, но еще Мусоргский употребил один великолепный — вот уж подлинно архивеликолепный — мотив его в своего “Бориса Годунова”». В 1890-е годы в Петербург и в Москву приезжал уже его сын, Иван Рябинин. Ему суждено было стать первым русским сказителем, записанным на фонограф (в Москве). Давайте послушаем подобную запись.

(Фонозапись, до 3 минут)

Учитель Как в слышите, какие существенные недостатки были свойственны фонографам?: (низкое качество записи, непродолжительность проигрывания; непрочный восковой слой выдерживал небольшое количество воспроизведений (от 1 в первых до 25 в усовершенствованных). Запись нельзя было копировать.)  Светлана Александровна, расскажите,  удаётся ли сегодня копировать информацию с восковых валиков?

СА. Сегодня в фонограммархиве Пушкинского Дома хранится большая коллекция фоноваликов (более 2000 шт.), таких фонограммархивов в мире всего четыре (Пекинский, Венский, Берлинский и наш). В 1970–80-х гг. информация с восковых валиков была переписана на магнитные ленты. Кро­ме этих записей, в Фонограммархиве хранится коллекция граммофонных пластинок и одна из самых богатых коллекций русского фольклора на магнитных лентах. По решению ЮНЕСКО исторические коллекции Фонограммархива Пушкинского Дома в 2001 году были включены в программу «Память Мира».

В настоящее время в фонде Фонограммархива более 150 000 единиц хранения (фонозаписей на разных носителях). Наряду с записями русского фольклора, представлены звуковые материалы различных народностей, проживающих как на территории России, так и за ее пределами.

Учитель Сегодня записывать фольклор стало гораздо проще, как вы думаете, как это происходит?: (в нашем распоряжении есть видеокамеры, цифровые фотоаппараты и, самое главное, - цифровые диктофоны. Длительность записи не ограничена, записи можно свободно вопроизводить и копировать. Но и фольклор стал разнообразнее).

С.А. Ребята, вспомните, какие жанры устного народного творчества вы знаете? Можно привести известные вам примеры для каждого жанра.

(сказки, песни – обрядовые (свадебные, календарные), плясовые и хороводные, лирические, колыбельные; былины, легенды и предания, пословицы, поговорки, загадки, частушки, былички и бывальщины).

Верно, это жанры традиционного фольклора. Однако народное творчество подвижно, оно развивается вместе с народом, и поэтому современные люди, мы с вами, тоже являются носителями фольклорной традиции. Многим из нас, даже сегодняшних, мамы пели в раннем детстве колыбельные, рассказывали сказки. Сегодня это часто авторские сказки западноевропейских писателей, но без «Теремка», «Репки», «Курочки Рябы» и в наши дни не обошелся ни один ребенок. А это традиционные русские сказки. Бабушкины присказки, потешки тоже живут с нами с рождения.

 С.А. Ребята, как вы думаете, а современный фольклор существует?

Наверняка вы еще с детского сада помните считалки, дразнилки, особые приметы. Все это тоже записывается и изучается современными фольклористами. При этом продолжается собирание и традиционного фольклора в деревнях. Давайте посмотрим фрагмент современной экспедиционной видеозаписи.

(Видео 3-4 мин.).

Учитель Современный фольклор влияет на литературу? (Если образ попал на язык народу, значит, в данный момент это очень важно. (Если времени достаточно, то можно привести несколько примеров современного фольклора.

Сегодня фольклор, как и литература, существует и развивается; можно говорить о всенародном устном творчестве. Классовое разделение сменилось разделением на социальные группы: фольклор туристов, студенческий фольклор, шахтерский, тюремный и т.д. Идет постоянное взаимовлияние фольклора и литературы, но это взаимовлияние двух родственных искусств слова - устного и письменного, в обоих случаях искусства образного слова.

Современному фольклору осталось только искусство устного слова. Поэтому сегодня невозможны ни былины, ни «Илиада» - их время прошло. Но частушка, пословица, поговорка несут в себе большой поэтический заряд, необходимый в нашей сегодняшней нелегкой жизни.

Изучение фольклорных традиций в литературе, проблема фольклоризма в творчестве того или иного писателя - одна из наиболее распространенных в литературоведении. Взаимодействие литературы с фольклором - не односторонний процесс. Наблюдения над современным фольклором показывают, что не только устное народное творчество влияет на литературу, но и литература - на фольклор. В каких формах отражается это влияние, что берет фольклор из литературы.

К уходящему фольклору должно быть очень внимательное и бережное отношение. Им нельзя не восторгаться, его нельзя не любить. Он может (и должен) звучать со сцены, по радио и телевидению - но все равно он не заменит современного фольклора. А современный фольклор творится сегодня: на основе традиции или на основе ломки традиции - в этом разберутся потомки. Наш долг перед ними - беречь и сохранять, записывать и фиксировать все.

Итак, давайте подведем итоги! Что нового для себя вы сегодня узнали? Есть что-то, что вас потрясло?

Отметки за урок: отличные получают все выступающие и активно работающие.

Д/З читать две первые главы Н.В. Гоголя “Мертвые души” брать на заметку фольклорные традиции в образной и композиционной системе поэмы.

 

 

[1] Минюхина, Елена Анатольевна Фольклорная образность в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" http://www.dissercat.com/content/folklornaya-obraznost-v-poeme-nv-gogolya-mertvye-dushi

[2] Герцен А. И. О развитии революционных идей в России. С. 19: http://knigolubu.ru/russian_classic/gertsen_ai/o_razvitii_revolyutsionnyih_idey_v_rossii.4042/?page=19 

[3] http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2530-folklor___ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_osobennosti_folklora.html

Комментарии

Отсутствует презентация.

25 January 2018