12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гиранова Резеда Нафиловна40
2

«Изучение топонимов Краснокамского района на уроках в начальных классах»

«Изучение топонимов Краснокамского района на уроках в начальных классах»

Автор: Гиранова Резеда Нафиловна

Учитель начальных классов

Каждый из нас с вами любит путешествовать и во время поездки перед глазами все время мелькают названия различных городов, рек, сел, деревень, улиц. А вы когда–нибудь задумывались, почему ту или иную деревню, город, поселок, село назвали так, а не иначе. Откуда вообще произошло название. А я задумалась, и это легло в основу моей дипломной работы, когда я была студентом. Когда начала работать в школе, я задумалась: а можно ли использовать тот объем информации, которую я изучала, искала, накапливала за период обучения в вузе на уроках в начальных классах. Ответ был, конечно, положительным.

цель: представление опыта внедрения топонимов на уроках в начальных классах.

Задачи:

- раскрыть понятия «топонимика», «ойконимы», «урбанонимы», «гидронимы»;

- поделиться личным опытом работы по использованию топонимов на уроках в начальной школе;


Любой учебный предмет является мощным источником приобщения детей к национальной культуре, традициям своего региона. Одним из средств использования местного материала на уроках является топонимический материал.

Иногда даже для нас взрослых, такие термины как «топонимика», «ойконимика», «гидронимы», «урбанонимы» и т.д. вызывают трудности в понимании. А для детей уж тем более. В начальном курсе нигде эти понятия не изучаются и не встречаются. Я считаю, что детей младшего школьного возраста нужно знакомить с данными понятиями для расширения кругозора.


Иногда детям не интересно решать задачи про те географические объекты, в которых они не бывали. Когда слышат знакомые названия, сразу оживают и с интересом начинают решать.

Например, на уроке математики можно предложить такие задачи:

Задача № 1

Из деревни Саузбаш и села Николо-Берёзовка находящихся друг от друга на расстоянии 42 км, выехали на встречу друг другу два велосипедиста. Первый ехал со скоростью 6 км/ч, второй – 8 км/ч. Через сколько часов они встретились?

6+8=14(км) – общая скорость велосипедистов;

42:14=3 (ч) – встретились

Задача № 2

Вычисли расстояние между селом Новокабаново и город Нефтекамск, через деревню Саузово. Если расстояние между с. Новокабаново и д. Саузово 7 км. От д. Саузово до города 47 км.

47+7 = 54 (км)

После решения подобных задач можно познакомить детей с таким понятием как «ойконимы». Ойконимы – это раздел топонимики, где изучаются названия населенных пунктов.


Формы работы с топонимическим материалом на уроке русского языка могут быть разнообразными:

Работа с предложениями: составить из слов предложения и подчеркнуть грамматическую основу (Выходцы, деревню, Саузбаш, из, деревни, основали, Еней-Иткино. Основали деревню Саузбаш выходцы из деревни Еней-Итуино.

Работа с текстом - выполнение упражнений и диктантов, Анализ текста, содержащего краеведческий материал, Пересказ текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста сжато, подробно выборочно; развёрнутый ответ на вопрос

Например, при изучении темы «Собственные и нарицательные имена существительные можно поработать с текстом. Найти в нем имена существительные. Это задание можно варьировать по уровню сложности:


Для сильных учащихся. Исправить грамматические и стилистические ошибки в тексте.

Краснокамский район – это край неповторимый по своим природным особенностям и богатством недр. Краснокамский район расположен в живописных местах у слияния рек белой и камы. По территории Краснокамского района протекают реки белая, кама, амзя, березовка, кельтей, тыхтем, быстрый танып.


В первом тексте повторяется словосочетание Краснокамский район, его нужно заменить местоимениями. Собственные имена существительные написаны со строчной буквы.


Для средних учащихся. Найти 5 грамматических ошибок:

Краснокамский район – это край неповторимый по своим природным особенностям и богатством недр. Расположен в живописных местах у слияния рек белой и Камы. По его территории протекают реки белая, кама, Амзя, березовка, Кельтей, тыхтем, Быстрый Танып.



Для слабых учеников – можно дать сам текст и задание: списать текст и подчеркнуть имена собственные.

После работы с текстом можно познакомить с понятием «гидронимы». Раздел топонимики, который изучает названия рек, озер, водоемов называется гидронимы.

Чтобы познакомить с понятием «урбаноним». Урбанонимы – это раздел топонимики где изучаются названия улиц, площадей. На уроке музыки можно прослушать песню Ю.Антонова «На улице Каштановой».

На уроке чтения можно использовать отрывок из романа-сказки Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», которая как раз связана с названиями улиц. Данное произведение можно использовать для закрепления топонимического материала, т.к. в нем встречаются названия городов, рек.

Некоторые виды работ можно дать на дом, например, изучите происхождения названия деревни Новокабаново. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, что предусмотрено федеральным стандартом. Параллельно идет патриотическое воспитание.

Закончить свое выступление хочется Василия Александровича Сухомлинского: Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

Давайте будем прививать детям любовь, гордость, патриотизм к Малой и Большой Родине!

На этом у меня все, Спасибо за внимание.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.