Статья «Методика изучения темы "Предложение" в начальных классах»

7
0
Материал опубликован 14 February 2021

Методика изучения темы «Предложение» в начальных классах.

 

 

В соответствие с Федеральным государственным стандартом начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку должны отражать несколько направлений.

1) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Данные результаты достигаются также путем системной работы над синтаксисом, в частности над предложением.

Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на основе которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основных категорий и многих других понятий.

В этом и заключается актуальность темы данного исследования.

Цель исследования состоит в выявлении наиболее эффективных методических приемов изучения предложения в начальных классах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые представлены на слайде:

1) изучить лингвистические основы работы над предложением;

2) проанализировать систему работы над предложением;

3) выявить упражнения, используемые при работе с предложением;

4) провести аспектный анализ учебников русского языка;

5) проанализировать уровень сформированности знаний обучающихся по теме «Предложение»;

6) провести работу над повышением уровня знаний обучающихся по теме «Предложение»;

7) проанализировать изменение уровня знаний обучающихся по теме «Предложение»;

8) выделить наиболее эффективные приёмы изучения предложения.

Объект исследования — процесс формирования знаний младших школьников о предложении.

Предмет исследования — методические приёмы изучения предложения в начальных классах.

Гипотеза исследования заключается в исходном предположении, что использование наиболее эффективных методических приёмов изучения предложения будет способствовать лучшему усвоению темы «Предложение».

Синтаксисом и в частности темой «Предложение» занимались многие лингвисты и методисты: В.В. Виноградов, П.А. Лекант. Было принято общее определение предложения – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

В начальной школе существует определенная система работы над темой «Предложение», которая регламентируется Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования и Примерной общей образовательной программой.

Тема «Предложение» является сквозной – ее изучение происходит в течение всей начальной школы в период с первого по четвертый класс.

Формирование понятия о предложении происходит уже в период обучения грамоте и проходит ряд ступеней:

- составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы;

- произнесение с нужными интонациями;

- членение на слова;

- постановка вопросов к словам в предложении;

- счет числа слов;

- составление схемы - моделирование;

- моделирование состава предложения и его границ;

- составление предложений по их моделям.

Далее в курсе «Русский язык» в 1-ом классе ученики разбирают предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится.

Во 2-ом классе ученикам предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения.

В 3-ем классе обучающиеся наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов:

а) по интонации:

восклицательные;

невосклицательные;

б) по цели высказывания:

повествовательные;

побудительные;

вопросительные.

в) по грамматическому строению:

распространенные;

нераспространенные;

В 4-ом классе ученики знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Также нами были проанализированы три УМК: «Перспективная начальная школа», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно Примерной общей образовательной программе начального общего образования. Но есть некоторые различия в подходе изучения данной темы.

Первое отличие – это то, что среди трех УМК точное определение предложения в учебнике вводится лишь по УМК «Школа России». В «Перспективной начальной школе» его не вводят в учебнике вообще (учитель с детьми выводят определение сами), а в учебнике «Начальной школы 21 века» вводят признаки предложения.

Второе отличие – в УМК «Перспективная начальная школа» изучение членов предложения начинается со 2-ого класса в теме «Главные и неглавные слова в предложении». Научные названия вводятся только в 3-ем классе.

Третье существенное отличие заключается в том, что только в УМК «Начальная школа 21 века» сложные предложения делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.

После анализа лингвистической и методической литературы нами был разработан и проведен эксперимент, включающий в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в том, чтобы определить уровень сформированности знаний по теме «Предложение». Для этого нами было проведено тестирование учащихся 4 класса. Оно показало, что большая часть учеников не справилась с заданиями, которые были связаны со знанием теории. Следовательно, у детей плохо сформированы теоретические знания по теме «Предложение». Но учитывая низкий процент ошибок в некоторых других заданиях, а также отсутствие ошибок в заданиях практического характера, школьники умеют находить предложения, составлять их из отдельно взятых слов, определять грамматическую основу и второстепенные члены, находить однородные члены предложения, а также находить и строить верные схемы предложений.

Исходя из результатов тестирования констатирующего этапа на формирующем этапе были разработаны и проведены два урока на тему «Предложение. Повторение знаний о предложении».

Целью этих уроков являлось обобщение и закрепление знаний по теме «Предложение». Направления работы первого и второго уроков: определение предложения, признаки предложения, оформление предложения, члены предложения, однородные члены; повторение определения, признаков, оформления, границы предложений, члены предложений, виды предложений, схема предложений.

Все основные понятия, связанные с предложением, с которыми ученики работали в течение двух уроков, по мере их повторения были вынесены на доску: предложение, признаки предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, однородные члены, признаки однородных членов; повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение. В конце обоих уроков, опираясь на синтаксические понятия, ученики дали полный ответ на вопрос «Что мы сегодня вспомнили о предложении?».

На контрольном этапе эксперимента было проведено тестирование по теме «Предложение» с целью закрепления знаний о предложении и определения изменения уровня знаний по данной теме. Задания контрольного этапа были составлены аналогично заданиям констатирующего этапа.

Если сравнить результаты тестирований констатирующего и контрольного этапов, можно сделать вывод о том, что после проведенных двух уроков на формирующем этапе у учеников повысился уровень знаний о предложении. Значительно понизился уровень ошибок в заданиях теоретического характера, с которыми большинство класса не справились в первом тестировании. Задания практической направленности были выполнены также на более высоком уровне, чем в первом тестировании.

Изучив методическую литературу, мы выяснили, что в начальных классах работа над темой «Предложение» подразделяется на несколько направлений.

Данные направления взаимосвязаны и имеют набор различных упражнений. На основе анализа литературы, а также проведенного эксперимента в 4 классе, нами были выделены наиболее эффективные приёмы изучения предложения.

А) Формирование грамматического понятия «предложение» происходит на основе наблюдения за предложениями, их сравнения, определения смысла предложений. Выделение предложений из ряда различных записей ученики производят на основе знаний признаков предложения.

Такие упражнения, как восстановление деформированного предложения и деление сплошного текста на предложения часто используют на уроке при изучении темы «Предложение». Второе задание было дано нами на всех этапах эксперимента. Ученики показали хороший уровень сформированности умения определить границы предложений в сплошном тексте.

Б) Овладение учащимися структурой предложения зависит от понимания сущности связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Во время проведения урока на этапе формирующего эксперимента большая часть класса задание на выделение грамматической основы предложения из устной речи учителя выполнила верно.

Умение выделять члены предложения из потока устной речи также зависит от того, на сколько хорошо развито внимание учеников. Поэтому здесь имеют место различные типы диктантов: выборочные, предупредительные, объяснительные, контрольные и другие. Они требуют максимального сосредоточения внимания учеников.

В) Формирование у обучающихся умения пользоваться в своей речи предложениями, зависит от упражнений, направленных непосредственно на развитие речи.

Составление предложений по данному подлежащему, данному сказуемому, данной основе, составление связных письменных текстов типа изложения и сочинения – упражнения, требующие формулирования собственных мыслей, изложение своей точки зрения, взгляда на различные ситуации, описание картины – всё это способствует развитию мышления и, соответственно, устной речи обучающихся.

Г) Развитие умения точно употреблять слова в предложении основывается на понимании значения того или иного слова в предложении, т.е. на лексике и семантике. Имеет место работа с синонимами, антонимами, омонимами, фразеологизмами и т.д.

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Поэтому изучению темы «Предложение» стоит уделять особое внимание. Необходимо использовать различные упражнения, направленные на усвоение понятий, связанных с предложением, на их понимание и закрепление знаний о предложении. Также стоит уделять особое внимание освоению теоретической базы по теме «Предложение», формированию качественных знаний всех понятий и определений.

Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась. Использование наиболее эффективных методических приёмов изучения предложения будет способствовать лучшему усвоению темы «Предложение».

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации