Доклад «Рефлексия на уроках в начальных классах»
«Рефлексия на уроках в начальных классах»
Цель: распространение опыта в применении приёмов рефлексии на уроках в начальной школе.
Задачи:
Познакомить с понятием “рефлексия”
Дать представление о классификации рефлексии.
Показать приёмы проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса и участников
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своем мастер – классе.
Покажите свое настроение при помощи смайлика.
Послушайте притчу.
У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.
– Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика.
– А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик.
– Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
– Здесь ты, юноша, встретишь таких же.
Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:
– Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.
Старик вновь ответил вопросом на вопрос:
– А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
– Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
– Здесь ты найдешь таких же.
Как вы понимаете смысл притчи?
Ответы.
- Вопрос кто я? Что обо мне подумают окружающие? Размышления о своем внутреннем состоянии и есть рефлексия.
Тема моего мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе». Слайд №2
Одним из требований ФГОС к метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования является формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Это связано с возрастными особенностями психического развития младших школьников. Для формировании рефлексии в детском, да и в юношеском возрасте необходимо создание рефлексивной образовательной среды.
Так что же такое рефлексия? Рефлексия – это такое осмысление человеком совершённой им деятельности, при котором он понимает, что он сделал, зачем, каким образом. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексию можно классифицировать
Классификация рефлексии
1. По функциям
1.1.рефлексия настроения и эмоционального состояния.
1.2.рефлексия деятельности.
1.3. рефлексия содержания учебного материала
2. По времени урока
2.1.Начало урока
2.2. Середина урока
2.3. Конец урока
3. По этапам урока
3.1.Изучение нового материала
3.2.Закрепление материала
3.3. Обобщение
4. По способу передачи
4.1. Устная рефлексия
4.2. Письменная рефлексия.
5. По форме организации
5.1. Индивидуальная
5.2. Групповая
5.3. Коллективная
6. По предметным областям
6.1.гуманитарные предметы
6.2. естественно - научные предметы
-К рефлексии настроения и эмоционального состояния можно отнести такие приемы как
«Солнышко и лучики», «Смайлики».
К рефлексиии деятельности «Лестница успеха»
«Дерево успеха»
К рефлексии содержания учебного материала
«Рефлексивный экран»
«Цветограмма»
Классификация |
Приемы рефлексии |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
«Солнышко и лучики» «Смайлики» |
Рефлексия деятельности |
«Лестница успеха» «Дерево успеха» |
Рефлексия содержания учебного материала |
«Рефлексивный экран» «Цветограмма» |
Практическая часть.
Сейчас ув. коллеги предлагаю поработать в парах.
Каждая пара получит кейс с заданием.