Урок биологии в 8-9 классе «Влияние социальной и природной среды на формирование высшей нервной деятельности человека»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Влияние социальной и природной среды на формирование высшей нервной
деятельности человека
В процессе исторического развития высшая нервная деятельность человека претерпела как количественные так и качественные изменения. В результате воздействия окружающей среды и в процессе общественно-исторического труда: у человека возникла новая форма отображения внешнего мира. При воздействии природной среды на органы чувств человека у него в головном мозге возникают ощущения, через которые он познает окружающий его мир. В процессе практической деятельности человек проверяет истинность своих ощущений. Поэтому ощущения можно рассматривать как непосредственную связь сознания человека с внешним миром. У животных окружающий мир воспринимается непосредственным раздражением рецепторов и их следами в анализаторах больших полушарий головного мозга.
Это I сигнальная система, как ее называл И. П. Павлов. В преображенном виде она существует и у человека. Это конкретные сигналы внешнего материального мира, вызывающие у людей ощущения, впечатления и представления как об окружающей; природе, так и о социальной среде. В процессе исторического развития у человека, кроме I сигнальной системы, стала формироваться и II сигнальная система, т. е. речь — слова, слышимые и видимые, когда сигнализируют о раздражителях первой сигнальной системы в большие полушария головного мозга. При произнесении, написании и прочтении слов сигналы в головной мозг поступают не только из органов речи, но и из органов слуха, зрения, а также из тех групп скелетных мышц, которые участвуют в произношении или написании слов. Следовательно, функция второй сигнальной системы обеспечивается многими анализаторами первой сигнальной системы:
В процессе усложнения социальной среды усиливается и ее воздействие на природу человека. Происходит двустороннее воздействие: с одной стороны, человек формирует социальную среду, а с другой — сама социальная среда формирует и развивает человека. Постепенно слова от физических условных звуковых сигналов начинают воздействовать на людей тем главным, что в них заключается, — понятием. В головном мозге человека совершается переход от ощущений к-понятиям, к мысли об окружающей действительности. Понятия отражают сущность предметов и явлений внешнего мира. Это обобщенные знания о природе и обществе. Реакция человека на слово зависит от его мировоззрения, убеждения, характера, воспитания и т. д. В отличие: от животных у человека есть сознание, история которого начинается лишь с развития человеческого общества. У животных нет общественно-трудовой деятельности и речи, а без труда и речи не существует сознания, способности мыслить понятиями. Следовательно, главное отличие человека; от животных состоит в том, что человек мыслит понятиями и только у него есть отвлеченное, абстрактное мышление, которое он приобрел; формируя и сам формируясь в социальной среде.
Глубокое, всестороннее изучение качественно своеобразного нервного процесса головного мозга человека как материальной основы его психики имеет огромное значение для развития таких наук, как психология, педагогика и медицина. При этом следует учитывать; что, хотя психические процессы и процессы высшей нервной деятельности качественно отличаются друг от друга, они неразрывны, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Еще до И.П. Павлова крупнейший физиолог И. М. Сеченов утверждал, что человеческое сознание обусловливается деятельностью мозга и дает правильное отображение существующего вне нас мира.
Заслуга же И. П. Павлова в исследовании этой проблемы заключается в том, что он вскрыл конкретные механизмы, определяющие эту деятельность, — условные рефлексы и их закономерности. Образование условных рефлексов является тем основным физиологическим механизмом, который определяет выработку необходимых, складывающихся в течение жизни человека отношений к социальной и природной среде,
т. е. окружающему его миру.
.
Подумайте и ответьте. 1. В результате чего у человека возникла новая форма отображения внешнего мира"? 2. Почему ощущения называют субъективными органами внешнего мира? 3. Докажите взаимосвязь и взаимозависимость 1 и II сигнальных систем в жизни человека..4. Формированию какой сигнальной системы способствует социальная среда? 5. В какой период усиленно начало формироваться сознание человека? 6. Какое главное отличие существует между человеком и животными? 7. Какие русские учёные внесли неоценимый вклад в исследование высшей нервной и психической деятельности человека?
Объясните значение терминов: социальная среда, природная среда, окружающий мир, ощущения, I сигнальная система, II сигнальная система, сознание, понятия, абстрактное мышление.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание
Первая и вторая сигнальная система.
Вторая Сигнальная Система
Научное развитие и абстрактное мышление.
Тайна восприятия. Сознание. Сновидения. Сущность материи
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html