Урок биологии в 8-9 классе «Влияние социальной и природной среды на формирование высшей нервной деятельности человека»

3
0
Материал опубликован 9 November 2017 в группе
 

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Изучение нового материала

Влияние социальной и природной среды на формирование высшей нервной

деятельности человека

В процессе исторического развития высшая нервная деятель­ность человека претерпела как количественные так и ка­чественные изменения. В результате воздействия окружающей среды и в процессе общественно-исторического труда: у человека возникла новая форма отображения внешнего мира. При воздей­ствии природной среды на органы чувств человека у него в голов­ном мозге возникают ощущения, через которые он познает окру­жающий его мир. В процессе практической деятельности человек проверяет истинность своих ощущений. Поэтому ощущения можно рассматривать как непосредственную связь сознания человека с внешним миром. У животных окружающий мир воспринимается непосредственным раздражением рецепторов и их следами в ана­лизаторах больших полушарий головного мозга.

Это I сигнальная система, как ее называл И. П. Павлов. В преображенном виде она существует и у человека. Это конкретные сигналы внешнего мате­риального мира, вызывающие у людей ощущения, впечатления и представления как об окружающей; природе, так и о социальной среде. В процессе исторического развития у человека, кроме I сиг­нальной системы, стала формироваться и II сигнальная система, т. е. речь — слова, слышимые и видимые, когда сигнализируют о раздражителях первой сигнальной системы в большие полушария головного мозга. При произнесении, написании и прочтении слов сигналы в головной мозг поступают не только из органов речи, но и из органов слуха, зрения, а также из тех групп скелетных мышц, которые участвуют в произношении или написании слов. Следовательно, функция второй сигнальной системы обеспечивается мно­гими анализаторами первой сигнальной системы:

В процессе усложнения социальной среды усиливается и ее воз­действие на природу человека. Происходит двустороннее воздейст­вие: с одной стороны, человек формирует социальную среду, а с другой — сама социальная среда формирует и развивает человека. Постепенно слова от физических условных звуковых сигналов начина­ют воздействовать на людей тем главным, что в них заключается, — понятием. В головном мозге человека совершается переход от ощу­щений к-понятиям, к мысли об окружающей действительности. По­нятия отражают сущность предметов и явлений внешнего мира. Это обобщенные знания о природе и обществе. Реакция человека на слово зависит от его мировоззрения, убеждения, характера, вос­питания и т. д. В отличие: от животных у человека есть сознание, история которого начинается лишь с развития человеческого общества. У животных нет общественно-трудовой деятельности и речи, а без труда и речи не существует сознания, способности мыслить по­нятиями. Следовательно, главное отличие человека; от животных со­стоит в том, что человек мыслит понятиями и только у него есть отвлеченное, абстрактное мышление, которое он приобрел; форми­руя и сам формируясь в социальной среде.

Глубокое, всестороннее изучение качественно своеобразного не­рвного процесса головного мозга человека как материальной основы его психики имеет огромное значение для развития таких наук, как психология, педагогика и медицина. При этом следует учитывать; что, хотя психические процессы и процессы высшей нервной деятельности качественно отличаются друг от друга, они неразрывны, взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Еще до И.П. Павлова крупнейший физиолог И. М. Сеченов утверждал, что человеческое сознание обус­ловливается деятельностью мозга и дает правильное отображение существующего вне нас мира.

Заслуга же И. П. Павлова в исследо­вании этой проблемы заключается в том, что он вскрыл конкретные механизмы, определяющие эту деятельность, — условные рефлексы и их закономерности. Образование условных рефлексов является тем основным физиологическим механизмом, который определяет выработку необходимых, складывающихся в течение жизни человека отношений к социальной и природной среде,

т. е. окружающему его миру.

.

­ Подумайте и ответьте. 1. В результате чего у человека возникла новая форма отображения внешнего мира"? 2. Почему ощущения называют субъ­ективными органами внешнего мира? 3. Докажите взаимосвязь и взаимо­зависимость 1 и II сигнальных систем в жизни человека..4. Формированию какой сигнальной системы способствует социальная среда? 5. В какой пе­риод усиленно начало формироваться сознание человека? 6. Какое главное отличие существует между человеком и животными? 7. Какие русские учё­ные внесли неоценимый вклад в исследование высшей нервной и психичес­кой деятельности человека?

Объясните значение терминов: социальная среда, природная среда, окружающий мир, ощущения, I сигнальная система, II сигнальная система, сознание, понятия, абстрактное мышление.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание

 

 

 

 


 

Первая и вторая сигнальная система. 

 

 

 


 

Вторая Сигнальная Система

 

 

 

Научное развитие и абстрактное мышление.

 

 

 

Тайна восприятия. Сознание. Сновидения. Сущность материи

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.