Сценарий урока биологии в 6 классе «Влияние окружающей среды на растительные сообщества»

3
0
Материал опубликован 9 March 2018 в группе

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: формировать знания о растительных сообществах; дать представление о влиянии человека и окружающей среды на ра­стительные сообщества; обосновать роль различных природных сообществ в природе и жизни человека; дать представление о не­обходимости охраны растений и природных сообществ вообще.

Оборудование и материалы: таблицы: «Растения Красной кни­ги», «Редкие и исчезающие виды растений», гербарии и изображе­ния редких и исчезающих видов растений, Красная книга.

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фито­ценоз, биогеоценоз, экосистема; устойчивость биогеоценозов; природные зоны: полупустыня, пустыня, степь, зона широколист­венных листопадных лесов, зона смешанных лесов, зона тайги, лесотундра, тундра; Красная книга, Зеленая книга; ботанический сад, охраняемые и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; биосфер­ный заповедник, временный заказник, постоянный заказник.

Ход урока

Актуализация знаний

Рассказ с ошибками

Исправьте биологические ошибки в тексте.

Группу взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительным сообществом, или биогео­ценозом. В растительном сообществе выделяют основные и сопутст­вующие виды растений. Сопутствующие виды растений называются видами-эдификаторами. В еловом лесу основным видом растений является ель обыкновенная, а сопутствующими - клен, дуб и липа. Ель обыкновенная занимает верхний, первый ярус. Подрост и подле­сок в еловом лесу обычно очень мощный и представлен различными видами широколиственных растений. В травянистом ярусе елового леса преобладают такие растения, как черника, брусника, кислица обыкновенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушан- ка круглолистная, и другие виды растений. Все эти растения являют­ся светолюбивыми. Еловый лес является коренным, или климаксным, сообществом.

Еловому лесу обычно предшествует появление мелколиственных пород деревьев, таких, как береза, осина, ольха, сосна. Мелколиствен­ные породы деревьев обычно поселяются на заброшенных полях, где ранее господствовала луговая растительность.

К смене природных сообществ могут привести как внутренние факторы, связанные с жизнедеятельностью самого сообщества, так и внешние. К внешним факторам относят пожары, оползни, изверже­ния вулканов, подтопление почв, хозяйственная деятельность человека.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, как называется вертикальное распределение растительности в сообществе. (Ярусность.)

В каком сообществе больше ярусов — в смешанном лесу или на лугу? (В смешанном лесу обычно больше ярусов, чем на лугу.)

Как сообщества реагируют на вмешательство человека? (Че­ловек может полностью изменить некоторые сообщества.)

Причем при некоторых воздействиях человека, например при вырубке лесов, выпасе скота, осушении болот, может произойти резкая смена сообществ, которая влечет за собой и другие необ­ратимые последствия.

Общее число видов растений (и животных), способных ужить­ся в одном сообществе, может быть достаточно велико.

Как вы считаете, в каких сообществах можно встретить наибольшее число видов растений и животных? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир тропических лесов. На 1 км2 тропического леса можно насчитать несколько сотен тысяч видов растений и животных. Но и в при­родных сообществах, формирующихся намного севернее, в более суровых климатических условиях, способны уживаться тысячи различных видов живых организмов.

Любой биоценоз — очень сложная природная система, которая поддерживается за счет различных связей между ее компонентами (различными видами живых организмов) и имеет очень сложную внутреннюю структуру. Стоит нарушить какие-либо из взаимо­связей компонентов биоценоза, и это может привести к его из­менению.

Организмы сообщества не существуют изолированно, они взаимодействуют между собой и с представителями других сооб­ществ. Различные компоненты биоценоза могут быть связаны как прямыми, так и опосредованным (косвенными) связями.

Устойчивость биоценоза (экосистемы) к внешнему воздей­ствию определяется количеством и разнообразием связей между организмами этого сообщества. Чем больше видов входит в сооб­щество, тем больше взаимосвязей возникает между ними, и, со­ответственно, тем выше его устойчивость по отношению к внеш­нему воздействию. Изменение внешних условий способствует вторжению новых видов или распространению видов, которые в данном сообществе раньше не были доминирующими.

Давайте более подробно познакомимся с различными круп­ными экосистемами, распространенными на территории России. Крупные экосистемы совпадают с природными зонами.

(Знакомство с крупными экосистемами, распространенны­ми на территории России, можно провести в форме докладов, начиная от наиболее южных к более северным. Ученики заранее получают темы докладов, а при необходимости и материалы для их подготовки.)

Устные доклады школьников

Степь

Наиболее южной природной зоной России является степь. К югу степи постепенно переходят в пустыни и полупустыни. В степях нет высоких деревьев, для них характерна различная травянистая расти­тельность: злаки, многолетнее разнотравье. Деревья образуют заросли только по долинам рек. Для зоны степей характерны небольшое коли­чество осадков (около 350-200 мм в год), резко континентальный климат (холодная зима и жаркое лето).

Степи по праву считаются самыми плодородными сельскохозяй­ственными угодьями умеренных регионов Земли. В России это терри­тории черноземов между Волгой и верховьями Дона и Днепра. Степи традиционно использовались человеком под пастбища и распахивались под посевы.

Это слабоустойчивая зона, поэтому при изменении равновесия сте­пи или опустыниваются, или захватываются деревьями.

Кроме того, на распаханных степных просторах возникают сильные ветра, которые уносят плодородный слой, не закрепленный корнями растений. Образуются мощные пыльные бури, которые переносят пески на многие сотни километров.

Степи России

 

 

 

 

Широколиственный лес

Севернее степи находится зона широколиственных листопадных лесов. Здесь достаточно тепло летом и относительно холодно зимой. Среднегодовое количество осадков составляет 750-250 мм. Листопад- ность этих лесов связана в первую очередь с недоступностью воды для корней растений в течение большей части зимы. Температура почвы опускается ниже нуля, и грунт промерзает. Почвы в умеренных листо­падных лесах обычно кислые и относительно бедные из-за повышенной микробиологической активности в более влажной среде по сравнению со степными почвами. Поэтому после расчистки лесные почвы быстро теряют плодородие при возделывании для нужд земледелия.

Широколиственный лес.

 

 

 

 

Смешанный лес

Севернее зоны широколиственных лесов, за счет примеси хвойных пород деревьев, расположена зона смешанных лесов. Она находится в условиях с более холодными зимами и с меньшим среднегодовым ко­личеством осадков, представляет собой переходную зону между тайгой на севере и умеренными листопадными лесами на юге.

Смешанные леса

 

 

 

 

Тайга

Еще севернее располагается зона тайги. Эта зона распространена исключительно во внутренних районах крупных континентов. В России она занимает значительные площади.

Среднегодовая амплитуда температур в тайге составляет от -50 до +35 °С. Годовое количество осадков не превышает 300 мм, большин­ство из них выпадает летом. Зимой же воздух холодный и очень сухой, поэтому морозы не так сильно чувствуются. В тайге обычно много озер и болот из-за низкой интенсивности испарения. Повышенная влажность связана также с вечной мерзлотой, занимающей до 75% всей площади таежной зоны. Вечная (или многолетняя) мерзлота в тайге начинает­ся на глубине около 1 м, поэтому избытки воды не могут просочиться в глубь почвы. Таежные почвы в основном очень кислые, бедные пита­тельными веществами.

Основные виды растений в тайге - преимущественно вечнозеле­ные или листопадные хвойные деревья. В основном - это ель, пихта, лиственница. В сухих защищенных местах встречаются сосны. Травяни­стый ярус часто представлен многолетними травами, мхи и лишайники образуют мощные ковры. Однолетние травы практически полностью отсутствуют. В целом видовое разнообразие в таежных экосистемах невелико.

В южной части тайги деревья высокие и мощные, а в северной низ­корослые.

Тайга Природная зона умеренного климата

 

 

 

 

Лесотундра, тундра

На северной границе тайга постепенно переходит лесотундру, а за­тем и в тундру. Тундра - безлесная экосистема, представляет собой единый пояс, окаймляющий с севера Евразию и Северную Америку. Она занимает площадь, равную почти одной шестой части суши.

Природа Заполярья. Лесотундра. 

 

 

 

 

Тундра целиком находится в зоне вечной мерзлоты. Годовое коли­чество осадков не превышает 250 мм, но в то же время имеется огром­ное количество небольших мелких озер и болот. Это связано с низким испарением и невозможностью просачивания поверхностных вод в глубь почвы.

Природная зона тундры

 

 

 

 

Почвы в тундре очень бедные, кислые или нейтральные, обычно небогатые азотом.

Вегетационный период во многих районах тундры менее двух ме­сяцев. Обычные в других местах деревья здесь имеют вид низкорослых кустарников. Среди них чаще всего встречаются береза и различные виды ивы. Распространены голубика и багульник, а также многолетние травы. Но основная растительность во многих районах тундры представ­лена преимущественно разнообразными видами мхов, а также кусти­стыми, листовыми и накипными лишайниками. Многие растения здесь вечнозеленые. Это позволяет им начинать фотосинтез сразу, как только сложатся подходящие условия освещенности, температуры и влажно­сти. Высота растений определяется высотой снежного покрова, спо­собствующего выживанию зимой.

Из-за небольшого видового разнообразия, а также по причине того, что корневые системы растений не могут глубоко проникать в почву, экосистема тундры крайне уязвима. Тундра чутко реагирует на любое грубое вмешательство человека: использование тяжелой техники, вы­пас домашних животных (преимущественно одомашненного северного оленя), прокладку газопроводов и т. д.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 60; учебник В.В. Пасечника § 59.)

Творческое задание. Какие редкие и исчезающие виды расте­ний встречаются в вашей местности? Нарисовать эти растения, подписать их. В каких природных сообществах они встречаются? Описать меры, которые принимаются для охраны редких и исче­зающих видов растений вашей местности, а также меры, которые, на ваш взгляд, могли бы быть приняты для их охраны.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Подумать, для каких целей человек вырубает лесные мас­сивы, что производит из срубленного леса, как использует осво­бодившиеся земли. Предложить один или несколько вариантов рационального использования лесных богатств. Как можно со­хранить те же площади лесов, продолжая использовать древесину в том же объеме, что и раньше? Подготовить доклад на эту тему.

Составить карту, на которую нанести все заповедники и на­циональные парки России. Подписать их названия. Информацию о заповедниках можно найти в специальной литературе по эколо­гии и природопользованию

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.