Сценарий урока биологии в 6 классе «Влияние окружающей среды на растительные сообщества»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: формировать знания о растительных сообществах; дать представление о влиянии человека и окружающей среды на растительные сообщества; обосновать роль различных природных сообществ в природе и жизни человека; дать представление о необходимости охраны растений и природных сообществ вообще.
Оборудование и материалы: таблицы: «Растения Красной книги», «Редкие и исчезающие виды растений», гербарии и изображения редких и исчезающих видов растений, Красная книга.
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, биогеоценоз, экосистема; устойчивость биогеоценозов; природные зоны: полупустыня, пустыня, степь, зона широколиственных листопадных лесов, зона смешанных лесов, зона тайги, лесотундра, тундра; Красная книга, Зеленая книга; ботанический сад, охраняемые и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; биосферный заповедник, временный заказник, постоянный заказник.
Рассказ с ошибками
Исправьте биологические ошибки в тексте.
Группу взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительным сообществом, или биогеоценозом. В растительном сообществе выделяют основные и сопутствующие виды растений. Сопутствующие виды растений называются видами-эдификаторами. В еловом лесу основным видом растений является ель обыкновенная, а сопутствующими - клен, дуб и липа. Ель обыкновенная занимает верхний, первый ярус. Подрост и подлесок в еловом лесу обычно очень мощный и представлен различными видами широколиственных растений. В травянистом ярусе елового леса преобладают такие растения, как черника, брусника, кислица обыкновенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушан- ка круглолистная, и другие виды растений. Все эти растения являются светолюбивыми. Еловый лес является коренным, или климаксным, сообществом.
Еловому лесу обычно предшествует появление мелколиственных пород деревьев, таких, как береза, осина, ольха, сосна. Мелколиственные породы деревьев обычно поселяются на заброшенных полях, где ранее господствовала луговая растительность.
К смене природных сообществ могут привести как внутренние факторы, связанные с жизнедеятельностью самого сообщества, так и внешние. К внешним факторам относят пожары, оползни, извержения вулканов, подтопление почв, хозяйственная деятельность человека.
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомните, как называется вертикальное распределение растительности в сообществе. (Ярусность.)
В каком сообществе больше ярусов — в смешанном лесу или на лугу? (В смешанном лесу обычно больше ярусов, чем на лугу.)
Как сообщества реагируют на вмешательство человека? (Человек может полностью изменить некоторые сообщества.)
Причем при некоторых воздействиях человека, например при вырубке лесов, выпасе скота, осушении болот, может произойти резкая смена сообществ, которая влечет за собой и другие необратимые последствия.
Общее число видов растений (и животных), способных ужиться в одном сообществе, может быть достаточно велико.
Как вы считаете, в каких сообществах можно встретить наибольшее число видов растений и животных? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир тропических лесов. На 1 км2 тропического леса можно насчитать несколько сотен тысяч видов растений и животных. Но и в природных сообществах, формирующихся намного севернее, в более суровых климатических условиях, способны уживаться тысячи различных видов живых организмов.
Любой биоценоз — очень сложная природная система, которая поддерживается за счет различных связей между ее компонентами (различными видами живых организмов) и имеет очень сложную внутреннюю структуру. Стоит нарушить какие-либо из взаимосвязей компонентов биоценоза, и это может привести к его изменению.
Организмы сообщества не существуют изолированно, они взаимодействуют между собой и с представителями других сообществ. Различные компоненты биоценоза могут быть связаны как прямыми, так и опосредованным (косвенными) связями.
Устойчивость биоценоза (экосистемы) к внешнему воздействию определяется количеством и разнообразием связей между организмами этого сообщества. Чем больше видов входит в сообщество, тем больше взаимосвязей возникает между ними, и, соответственно, тем выше его устойчивость по отношению к внешнему воздействию. Изменение внешних условий способствует вторжению новых видов или распространению видов, которые в данном сообществе раньше не были доминирующими.
Давайте более подробно познакомимся с различными крупными экосистемами, распространенными на территории России. Крупные экосистемы совпадают с природными зонами.
(Знакомство с крупными экосистемами, распространенными на территории России, можно провести в форме докладов, начиная от наиболее южных к более северным. Ученики заранее получают темы докладов, а при необходимости и материалы для их подготовки.)
Степь
Наиболее южной природной зоной России является степь. К югу степи постепенно переходят в пустыни и полупустыни. В степях нет высоких деревьев, для них характерна различная травянистая растительность: злаки, многолетнее разнотравье. Деревья образуют заросли только по долинам рек. Для зоны степей характерны небольшое количество осадков (около 350-200 мм в год), резко континентальный климат (холодная зима и жаркое лето).
Степи по праву считаются самыми плодородными сельскохозяйственными угодьями умеренных регионов Земли. В России это территории черноземов между Волгой и верховьями Дона и Днепра. Степи традиционно использовались человеком под пастбища и распахивались под посевы.
Это слабоустойчивая зона, поэтому при изменении равновесия степи или опустыниваются, или захватываются деревьями.
Кроме того, на распаханных степных просторах возникают сильные ветра, которые уносят плодородный слой, не закрепленный корнями растений. Образуются мощные пыльные бури, которые переносят пески на многие сотни километров.
Степи России
Широколиственный лес
Севернее степи находится зона широколиственных листопадных лесов. Здесь достаточно тепло летом и относительно холодно зимой. Среднегодовое количество осадков составляет 750-250 мм. Листопад- ность этих лесов связана в первую очередь с недоступностью воды для корней растений в течение большей части зимы. Температура почвы опускается ниже нуля, и грунт промерзает. Почвы в умеренных листопадных лесах обычно кислые и относительно бедные из-за повышенной микробиологической активности в более влажной среде по сравнению со степными почвами. Поэтому после расчистки лесные почвы быстро теряют плодородие при возделывании для нужд земледелия.
Широколиственный лес.
Смешанный лес
Севернее зоны широколиственных лесов, за счет примеси хвойных пород деревьев, расположена зона смешанных лесов. Она находится в условиях с более холодными зимами и с меньшим среднегодовым количеством осадков, представляет собой переходную зону между тайгой на севере и умеренными листопадными лесами на юге.
Смешанные леса
Тайга
Еще севернее располагается зона тайги. Эта зона распространена исключительно во внутренних районах крупных континентов. В России она занимает значительные площади.
Среднегодовая амплитуда температур в тайге составляет от -50 до +35 °С. Годовое количество осадков не превышает 300 мм, большинство из них выпадает летом. Зимой же воздух холодный и очень сухой, поэтому морозы не так сильно чувствуются. В тайге обычно много озер и болот из-за низкой интенсивности испарения. Повышенная влажность связана также с вечной мерзлотой, занимающей до 75% всей площади таежной зоны. Вечная (или многолетняя) мерзлота в тайге начинается на глубине около 1 м, поэтому избытки воды не могут просочиться в глубь почвы. Таежные почвы в основном очень кислые, бедные питательными веществами.
Основные виды растений в тайге - преимущественно вечнозеленые или листопадные хвойные деревья. В основном - это ель, пихта, лиственница. В сухих защищенных местах встречаются сосны. Травянистый ярус часто представлен многолетними травами, мхи и лишайники образуют мощные ковры. Однолетние травы практически полностью отсутствуют. В целом видовое разнообразие в таежных экосистемах невелико.
В южной части тайги деревья высокие и мощные, а в северной низкорослые.
Тайга Природная зона умеренного климата
Лесотундра, тундра
На северной границе тайга постепенно переходит лесотундру, а затем и в тундру. Тундра - безлесная экосистема, представляет собой единый пояс, окаймляющий с севера Евразию и Северную Америку. Она занимает площадь, равную почти одной шестой части суши.
Природа Заполярья. Лесотундра.
Тундра целиком находится в зоне вечной мерзлоты. Годовое количество осадков не превышает 250 мм, но в то же время имеется огромное количество небольших мелких озер и болот. Это связано с низким испарением и невозможностью просачивания поверхностных вод в глубь почвы.
Природная зона тундры
Почвы в тундре очень бедные, кислые или нейтральные, обычно небогатые азотом.
Вегетационный период во многих районах тундры менее двух месяцев. Обычные в других местах деревья здесь имеют вид низкорослых кустарников. Среди них чаще всего встречаются береза и различные виды ивы. Распространены голубика и багульник, а также многолетние травы. Но основная растительность во многих районах тундры представлена преимущественно разнообразными видами мхов, а также кустистыми, листовыми и накипными лишайниками. Многие растения здесь вечнозеленые. Это позволяет им начинать фотосинтез сразу, как только сложатся подходящие условия освещенности, температуры и влажности. Высота растений определяется высотой снежного покрова, способствующего выживанию зимой.
Из-за небольшого видового разнообразия, а также по причине того, что корневые системы растений не могут глубоко проникать в почву, экосистема тундры крайне уязвима. Тундра чутко реагирует на любое грубое вмешательство человека: использование тяжелой техники, выпас домашних животных (преимущественно одомашненного северного оленя), прокладку газопроводов и т. д.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 60; учебник В.В. Пасечника § 59.)
Творческое задание. Какие редкие и исчезающие виды растений встречаются в вашей местности? Нарисовать эти растения, подписать их. В каких природных сообществах они встречаются? Описать меры, которые принимаются для охраны редких и исчезающих видов растений вашей местности, а также меры, которые, на ваш взгляд, могли бы быть приняты для их охраны.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Подумать, для каких целей человек вырубает лесные массивы, что производит из срубленного леса, как использует освободившиеся земли. Предложить один или несколько вариантов рационального использования лесных богатств. Как можно сохранить те же площади лесов, продолжая использовать древесину в том же объеме, что и раньше? Подготовить доклад на эту тему.
Составить карту, на которую нанести все заповедники и национальные парки России. Подписать их названия. Информацию о заповедниках можно найти в специальной литературе по экологии и природопользованию
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций