12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Воздействие человека на окружающую среду.

С возникновением человеческой цивилизации появился но­вый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг ог­ромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время.

Млрд. наших современников оказывают на природу такое же (по масштабам) воздействие, какое могли оказать люди каменно­го века, если бы их численность составляла 50 млрд. человек, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимо с энергией, получаемой Землей от Солнца.

Еще в Древнем Риме и Афинах римляне отмечали загрязне­ние вод Тибра, а афиняне - вод афинского порта Пирея. Римские поселенцы в провинциях Африки жаловались на оскудение зе­мель вследствие эрозии почв.

Первым законом об охране окружающей среды принято счи­тать эдикт английского короля Эдуарда IV (1273 г.), запрещаю­щий использование каменного угля для отопления жилищ Лондо­на. По обычаям того времени, за нарушение эдикта полагалась смертная казнь. Более чем через 100 лет (1388 г.) издается эдикт Об охране Темзы в черте города.

С развитием науки и техники увеличились количества и объ­емы химических соединений, поступающих в атмосферу, загряз­няющих водоемы, проникающих в почву и недра Земли, изме­няющих протекание естественных (природных) круговоротов и др. В результате перед обществом возникла дилемма: либо без­думно катиться к своей неизбежной гибели в надвигающейся эко­логической катастрофе, либо сознательно превратить созданные гением человека могучие силы науки и техники из орудия, ранее обращенного против природы и самого человека, в орудие их за­щиты и процветания, в орудие рационального природопользования.

Таким образом, социальная экология возникла в ответ на по­требность в сокращении опасного воздействия человечества на природу для сохранения естественных условий жизни. Ее основное назначение - обеспечить качественно новый способ развития общества во взаимодействии с природой

В 1957 г. П. Дансеро сформулировал три экологических за­кона:

Закон необратимости взаимодействия в системе «человек - биосфера» - часть возобновимых природных ресурсов (живот­ных, растительных и др.) может стать невозобновляемой, если деятельность человека сделает невозможным их жизнедеятель­ность и воспроизводство. Мы уже упоминали о том, что, напри­мер, неконтролируемая охота на стеллерову корову привела к ее исчезновению как биологического вида. То же самое происходит и с другими видами животных. В целом за последние примерно 400 лет с лица Земли исчезло свыше 160 видов млекопитающих и птиц.

Закон обратимости биосферы - биосфера после прекра­щения воздействия на ее компоненты антропогенных факторов стремится восстановить свое состояние, т. е. сохранить свое эко­логическое равновесие и устойчивость. Например, заброшенные сельскохозяйственные поля постепенно, в результате сукцессии, возвращаются в состояние дикой природы.

Закон обратной связи взаимодействия в системе «чело­век-биосфера» - любое изменение в природной среде, вызванное хозяйственной деятельностью человека, бумерангом возвращается к человеку и имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную жизнь и здоровье людей. Подтверждени­ем этого закона могут быть экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала и др.

Вопросы и задания

1.Оцените современное воздействие человека на окру­жающую среду

2.Приведите примеры, иллюстрирующие экологические законы П. Дансеро

Воздействие человека на природу

 

 

 

 

Влияние человека на окружающую среду

 

 

 

Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.