Урок экологии в 9 классе на тему «Воздействие человека на окружающую среду»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Воздействие человека на окружающую среду.
С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время.
Млрд. наших современников оказывают на природу такое же (по масштабам) воздействие, какое могли оказать люди каменного века, если бы их численность составляла 50 млрд. человек, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимо с энергией, получаемой Землей от Солнца.
Еще в Древнем Риме и Афинах римляне отмечали загрязнение вод Тибра, а афиняне - вод афинского порта Пирея. Римские поселенцы в провинциях Африки жаловались на оскудение земель вследствие эрозии почв.
Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт английского короля Эдуарда IV (1273 г.), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени, за нарушение эдикта полагалась смертная казнь. Более чем через 100 лет (1388 г.) издается эдикт Об охране Темзы в черте города.
С развитием науки и техники увеличились количества и объемы химических соединений, поступающих в атмосферу, загрязняющих водоемы, проникающих в почву и недра Земли, изменяющих протекание естественных (природных) круговоротов и др. В результате перед обществом возникла дилемма: либо бездумно катиться к своей неизбежной гибели в надвигающейся экологической катастрофе, либо сознательно превратить созданные гением человека могучие силы науки и техники из орудия, ранее обращенного против природы и самого человека, в орудие их защиты и процветания, в орудие рационального природопользования.
Таким образом, социальная экология возникла в ответ на потребность в сокращении опасного воздействия человечества на природу для сохранения естественных условий жизни. Ее основное назначение - обеспечить качественно новый способ развития общества во взаимодействии с природой
В 1957 г. П. Дансеро сформулировал три экологических закона:
Закон необратимости взаимодействия в системе «человек - биосфера» - часть возобновимых природных ресурсов (животных, растительных и др.) может стать невозобновляемой, если деятельность человека сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство. Мы уже упоминали о том, что, например, неконтролируемая охота на стеллерову корову привела к ее исчезновению как биологического вида. То же самое происходит и с другими видами животных. В целом за последние примерно 400 лет с лица Земли исчезло свыше 160 видов млекопитающих и птиц.
Закон обратимости биосферы - биосфера после прекращения воздействия на ее компоненты антропогенных факторов стремится восстановить свое состояние, т. е. сохранить свое экологическое равновесие и устойчивость. Например, заброшенные сельскохозяйственные поля постепенно, в результате сукцессии, возвращаются в состояние дикой природы.
Закон обратной связи взаимодействия в системе «человек-биосфера» - любое изменение в природной среде, вызванное хозяйственной деятельностью человека, бумерангом возвращается к человеку и имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную жизнь и здоровье людей. Подтверждением этого закона могут быть экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала и др.
Вопросы и задания
1.Оцените современное воздействие человека на окружающую среду
2.Приведите примеры, иллюстрирующие экологические законы П. Дансеро
Воздействие человека на природу
Влияние человека на окружающую среду
Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций