Статья «Приемы работы со вступительной статьей учебника о писателе или поэте»

7
6
Материал опубликован 10 June 2019

Приемы работы со вступительной статьей учебника о писателе или поэте (программа по литературе под ред.В.Ф.Чертова, 5-9 классы)

         Проблема подачи биографического материала на уроке литературы не нова. Ученики неохотно берутся за чтение вступительной статьи учебника, не могут сосредоточиться на главном, выбрать нужное. Задача учителя – научить ребят вдумчиво работать с учебным материалом, запоминать то, что пригодится в дальнейшем. Предложенные мной приемы формируют умение сжимать текст, необходимое для сдачи ОГЭ по русскому языку. Кроме того, решится банальная проблема малой накопляемости оценок на таких уроках. Составление же и проверка этих работ совсем необременительна для учителя.

         Ребята в процессе чтения вступительной статьи учебника заполняют пропуски на карточках, составленных учителем, находя ответы в статье учебника. Причем сложность ответов от начала к концу карточки может увеличиваться. Если вначале нужно просто вставить пропущенной слово (словосочетание), отыскав его в статье, то в последнем предложении карточки предлагается сделать самостоятельные выводы по поводу прочитанного, дать оценку. Ученикам могут быть предложены также ответы на вопросы кроссворда, составление кластера, сложного и простого планов.

Карточка №1 (стр.83-84, учебник «Литература» 7 класс под ред. В.Ф.Чертова, 2 часть Москва «Просвещение», 2016 г)

Настоящая фамилия Анны Ахматовой - ______________. Подобно Пушкину она училась в _______________. Основной темой творчества поэта стала тема_______________. Передать психологическое состояние ахматовской героини помогают____________________________.  Еще одной из ведущих тем в творчестве Ахматовой является тема_________________. На долю этой женщины выпали страшные испытания:___________________________________. Но она ____________________вела себя в годы суровых событий (революции, Великой Отечественной войны). Анна Ахматова показалась мне человеком____________________, потому что она_______________________.

 

Карточка №2 (стр.147-148, 151- 152, учебник «Литература» 8 класс под ред. В.Ф.Чертова, 2 часть Москва «Просвещение», 2017 г)

Литература о войне – это своеобразный ______________ тем, кто сражался за Родину. Особая роль принадлежала ___________, которая служила________. Её главным героем стал______________________.

         Литературу о ВОв можно разделить на несколько этапов: 1___________________________2.__________________3._________________4________________________________________

В.Л.Кондратьев- представитель ________, сам участник__________________. Главный его принцип- ______________________.

В основе повести «Сашка» лежит____________________. Этот конфликт пришел из__________________________и __________________________. Автор проводит своего героя через _______________________________, что позволяет ему глубже раскрыть характер Сашки.

 

Карточка №3 (стр.220-225, учебник «Литература» 8 класс 1 часть под ред. В.Ф.Чертова, Москва «Просвещение», 2017 г)

 

 

1.     Разгадайте кроссворд

 

По горизонтали:

1.     Название одной из «петербургских повестей», где Гоголем выведен образ «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина.

2.     Прием, на котором строится вся «вселенная» Лермонтова.

3.     Стилистическая фигура речи, основанная на сочетании контрастных по значению слов.

4.     Художественный прием, умышленное искажение границ правдоподобия, смешение реального и фантастического, доведение изображаемого до абсурда.

По вертикали:

1.     Что разоблачал в своих произведениях Гоголь?

2.     Название комедии Гоголя, сюжет которой был подсказан Пушкиным.

 

2. Прослушав сообщение одноклассника об истории создания комедии «Ревизор», дополните сведения о ней материалами учебника. Представьте материалы в сжатом виде. Пишите только то, о чем не говорил ваш товарищ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Прочитав статью учебника (стр.223-225), перечислите новаторства Гоголя при создании «Ревизора». Представьте материалы в сжатом виде.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка №4 (стр.328-331, учебник «Литература» 8 класс 1 часть под ред. В.Ф.Чертова, Москва «Просвещение», 2017 г)

Прочитайте вступительную статью о Л.Н.Толстом.

1.Расскажите о детстве писателя, сжимая информацию до 1-го предложения:

А) о матери;

 Б) об отце;

В) об атмосфере родительского дома;

Г) о влиянии Ясной Поляны на формирование личности Толстого.

2. Заполните пропуски.

Самостоятельная жизнь Толстого связана с ______________. Уже тогда в нем открылись _________________ способности.

3. Ответьте на вопрос, сжав ответ до 1-го слова: Благодаря чему развивался Толстой после университета?

4. Ответьте на вопрос, сжав ответ до 1-го предложения: Какую роль в судьбе Толстого сыграла военная служба?

5. Расскажите об общественной жизни Толстого. Ответ оформите в виде кластера.

 

         Еще одним приемом работы со вступительной статьей учебника является афиширование, которое предполагает работу в группах. Тема работы группы определяется учителем или же, если ребята работали дома с составлением плана (простого или сложного) статьи учебника, ученики могут помочь выделить тематические разделы.

Так, например, статья учебника «Литература» 8 класс 1 часть под ред. В.Ф.Чертова, Москва «Просвещение», 2017 г. о Н.М.Карамзине (стр.61-66) позволяет подготовить материал о биографии писателя, чертах его характера, литературной деятельности, новаторствах, о Карамзине-историке. Ребята, сформировав группы, читают (или перечитывают) заданный фрагмент статьи и сжимают материал, вынося на листы только главное (слово или словосочетание). Затем «выбрасывают» наработанное на доску. После представители группы, отвечая у доски, презентуют свою работу, раскрывая суть сжатого.

 

         Предложенные мной формы работы, может быть, и не новы. Однако методических материалов для подготовки к урокам по программе В.Ф.Чертова немного, поэтому надеюсь, что помогу кому-то или же вдохновлю на создание подобного.

Комментарии

Спасибо, замечательный материал!

10 June 2019

Спасибо! Материал, действительно, замечательный. Беру в копилку!

10 June 2019

Спасибо, коллеги, как здорово! Только опубликовала, а уже отзывы получила, причем позитивные. Спасибо!

10 June 2019

Эх, когда я училась, не было таких ресурсов! Насколько проще было бы сочинения писать...

10 June 2019

Спасибо за интересный и полезный ресурс!

10 June 2019

Замечательные, практико-ориентированные и совершенно не стандартные приемы!

19 June 2019