Пояснительная записка к презентации
Сценарий мероприятия
К 185-летию со дня рождения Г. Г. Мясоедова
"Мясоедов был не только думающим,
но и глубоко чувствующим художником" .
Наш земляк русский живописец, Григорий Мясоедов был одним из создателей Товарищества передвижников, о степени его популярности свидетельствует обилие ходячих басен и слухов. В годы политического диктата Мясоедов не вписался в официальное, разрешенное искусство, когда художников, как и писателей делили на чистых и нет. И поэтому огромное творческое наследие художника преподносилось публике одной картиной "Земство обедает".
Мясоедов правдиво изображал крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам. Был академиком живописи, а наравне с И. Репиным и В. Суриковым - участником Всемирной выставки в Париже 1878 года.
Сведения о детстве Мясоедова очень скупы и неточны.
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково (Орловская губерния) 19 апреля 1834 года и был сыном мелкопоместного дворянина. Дворянский род Мясоедовых насчитывал около 350 лет, когда их предок Иван Мясоед вышел из Литвы на службу к русскому царю Ивану III. Мать умерла рано. Детские годы мальчика прошли вместе с братьями Руфином (хорошо играл на скрипке) и Вадимом, сестрой Катенькой. Дед его был вспыльчив и жесток, а отец (который оставил армию и занялся хозяйством) мягок и добр, увлекался поэзией, рисованием, музыкой. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.
После обучения в мужской гимназии Орла, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.
Во время учебы Мясоедов Орловскую область не посещал, но никогда не забывал.На выставках постоянно появляются его новые работы - "подарки" своей малой родине: этюд с речкой Неручь, "Сельский вид", "Роща". Эти картины под заголовком "Орловская губерния" содержат не только орловские и тульские пейзажи, но и портреты друзей, родственников, земляков.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
В 1861 году Мясоедов женился на 26 - летней Елизавете Кривцовой, пианистке и педагоге. И последние годы обучения Мясоедов провел за границей вместе с женой. Там он написал своеобразный свадебный подарок ей - жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.
На II передвижной выставке (1872) экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.
В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.
Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.
В 1880 году Мясоедов вступил во второй брак с Ксенией Ивановой, у них родился единственный сын Иван (1881-1953). Бывшие супруги оставались друзьями до конца жизни. Бывшая жена оставила Мясоедову дачу в Ялте, чтобы художник мог наслаждаться прекрасными морскими пейзажами.
После смерти второй жены Мясоедов ушиб ногу и стал жить со своей сиделкой Татьяной Васильевой. Рядом, во флигеле, работал сын Ваня. Несмотря на на различие в возрасте, взглядах отец и сын Мясоедовы постоянно поддерживали доброжелательные отношения. Его взаимоотношения и женщинами были всегда рыцарскими. Недаром друзья - художники Н. Ге, И. Репин и другие называли Мясоедова "Дон Грегорио".
В творчестве уже пожилого Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.
Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. О том, что это действительно так свидетельствует тот факт, что написанная им картина «Страдная пора. Косцы», написанная в 1887 году, была лично приобретена императором Александром III. Который, как известно был истинным ценителем всего русского, и отдавал предпочтение народным традициям, а не тем, что были привнесены из западной Европы.
На картине изображено поле, где в летнюю пору крестьяне косят рожь. На заднем плане изображено голубое небо, отчасти покрытое облаками. Вся картина словно пропитана умиротворением и жарким солнцем.
После каждого взмаха косы крестьян на землю падают высокие золотого цвета колосья ржи, еще мы видим на картине голубые цветы васильков, белые лепестки ромашек, и одиноко чернеющий репейник. Красота труда крестьянского коллектива словно сливается с красотой природы, они как бы являются отражением друг друга.
Картина представляет собой отражение крестьянского быта, объединяющего все поколения в единый рабочий коллектив. На переднем плане мы видим старика, далее широкоплечего крестьянина в белой рубахе, потом молодого кудрявого юношу, который пока еще с трудом справляется с такой работой, как покос ржи. Но, тем не менее, он старается ни в чем не уступать своим старшим товарищам. Женщины, изображенные на картине, занимаются тем, что собирают скошенную рожь, и вяжут из нее снопы.
Вся картина проникнута любовью и уважением к крестьянскому труду, который являлся основой жизни российской империи. Величие и светлая красота крестьянского подвига – вот то, что хотел рассказать нам Григорий Мясоедов посредством своего полотна.
От просмотра картины «Страдная пора. Косцы» остается яркое впечатление, которое хочется сохранить в душе как что-то вечное, и не поддающееся тлению. Давно уже рожь на российский полях убирается при помощи специальной техники. Труд крестьян не стал от этого более легким, он до сих пор один из самых изматывающих и подрывающих здоровье занятий. Но он все также проникнут тем светлым и вечным величием, которое отражено на картине Мясоедова.
В поздний период художник много времени проводил в своей усадьбе Павленки под Полтавой. Организовав в этом городе рисовальные классы (1895), уделял особое внимание развитию художественного образования в Казани, Киеве, Ростове-на-Дону.
"Внешность Мясоедова живо стоит в моей памяти - высокий старик с умным лицом, длинным, немного искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. Голос у него был громкий бас. " (Вспоминал директор передвижных выставок В. Д. Минченков)
Григорий Григорьевич Мясоедов умер в Полтаве 30 декабря 1911 года.
Список литературы и интернет - источники
1. Хворостов, А. С. Г. Г. Мясоедов: известный и неизвестный, Орел, 2008.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мясоедов,_Григорий_Григорьевич