Урок «К 185-летию русского художника Григория Мясоедова»

6
0
Материал опубликован 29 April 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Сценарий мероприятия
К 185-летию со дня рождения Г. Г. Мясоедова

"Мясоедов был не только думающим,

но и глубоко чувствующим художником" .

Наш земляк русский живописец, Григорий Мясоедов был одним из создателей Товарищества передвижников, о степени его популярности свидетельствует обилие ходячих басен и слухов. В годы политического диктата Мясоедов не вписался в официальное, разрешенное искусство, когда художников, как и писателей делили на чистых и нет. И поэтому огромное творческое наследие художника преподносилось публике одной картиной "Земство обедает".

Мясоедов правдиво изображал крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам. Был академиком живописи, а наравне с И. Репиным и В. Суриковым  - участником Всемирной выставки в Париже 1878 года.

Сведения о детстве Мясоедова очень скупы и неточны.

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково (Орловская губерния) 19 апреля 1834 года и был сыном мелкопоместного дворянина. Дворянский род Мясоедовых насчитывал около 350 лет, когда их предок Иван Мясоед вышел из Литвы на службу к русскому царю Ивану III. Мать умерла рано. Детские годы мальчика прошли вместе с братьями Руфином (хорошо играл на скрипке) и Вадимом, сестрой Катенькой. Дед его был вспыльчив и жесток, а отец (который оставил армию и занялся хозяйством) мягок и добр, увлекался поэзией, рисованием, музыкой. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.

После обучения в мужской гимназии Орла, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Во время учебы Мясоедов Орловскую область не посещал, но никогда не забывал.На выставках постоянно появляются его новые работы - "подарки" своей малой родине: этюд с речкой Неручь, "Сельский вид", "Роща". Эти картины под заголовком "Орловская губерния" содержат не только орловские и тульские пейзажи, но и портреты друзей, родственников, земляков.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

В 1861 году Мясоедов женился на 26 - летней Елизавете Кривцовой, пианистке и педагоге. И последние годы обучения Мясоедов провел за границей вместе с женой. Там он написал своеобразный свадебный подарок ей - жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

На II передвижной выставке (1872) экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

В 1880 году Мясоедов вступил во второй брак с Ксенией Ивановой, у них родился единственный сын Иван (1881-1953). Бывшие супруги оставались друзьями до конца жизни. Бывшая жена оставила Мясоедову дачу в Ялте, чтобы художник мог наслаждаться прекрасными морскими пейзажами.

После смерти второй жены Мясоедов ушиб ногу и стал жить со своей сиделкой Татьяной Васильевой. Рядом, во флигеле, работал сын Ваня. Несмотря на на различие в возрасте, взглядах отец и сын Мясоедовы постоянно поддерживали доброжелательные отношения. Его взаимоотношения и женщинами были всегда рыцарскими. Недаром друзья - художники Н. Ге, И. Репин и другие называли Мясоедова "Дон Грегорио".

В творчестве уже пожилого Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. О том, что это действительно так свидетельствует тот факт, что написанная им картина «Страдная пора. Косцы», написанная в 1887 году, была лично приобретена императором Александром III. Который, как известно был истинным ценителем всего русского, и отдавал предпочтение народным традициям, а не тем, что были привнесены из западной Европы.

На картине изображено поле, где в летнюю пору крестьяне косят рожь. На заднем плане изображено голубое небо, отчасти покрытое облаками. Вся картина словно пропитана умиротворением и жарким солнцем.

После каждого взмаха косы крестьян на землю падают высокие золотого цвета колосья ржи, еще мы видим на картине голубые цветы васильков, белые лепестки ромашек, и одиноко чернеющий репейник. Красота труда крестьянского коллектива словно сливается с красотой природы, они как бы являются отражением друг друга.

Картина представляет собой отражение крестьянского быта, объединяющего все поколения в единый рабочий коллектив. На переднем плане мы видим старика, далее широкоплечего крестьянина в белой рубахе, потом молодого кудрявого юношу, который пока еще с трудом справляется с такой работой, как покос ржи. Но, тем не менее, он старается ни в чем не уступать своим старшим товарищам. Женщины, изображенные на картине, занимаются тем, что собирают скошенную рожь, и вяжут из нее снопы.

Вся картина проникнута любовью и уважением к крестьянскому труду, который являлся основой жизни российской империи. Величие и светлая красота крестьянского подвига – вот то, что хотел рассказать нам Григорий Мясоедов посредством своего полотна.

От просмотра картины «Страдная пора. Косцы» остается яркое впечатление, которое хочется сохранить в душе как что-то вечное, и не поддающееся тлению. Давно уже рожь на российский полях убирается при помощи специальной техники. Труд крестьян не стал от этого более легким, он до сих пор один из самых изматывающих и подрывающих здоровье занятий. Но он все также проникнут тем светлым и вечным величием, которое отражено на картине Мясоедова.

В поздний период художник много времени проводил в своей усадьбе Павленки под Полтавой. Организовав в этом городе рисовальные классы (1895), уделял особое внимание развитию художественного образования в Казани, Киеве, Ростове-на-Дону.

"Внешность Мясоедова живо стоит в моей памяти - высокий старик с умным лицом, длинным, немного искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. Голос у него был громкий бас. " (Вспоминал директор передвижных выставок В. Д. Минченков)

Григорий Григорьевич Мясоедов умер в Полтаве 30 декабря 1911 года.

 

Список литературы и интернет - источники

1. Хворостов, А. С. Г. Г. Мясоедов: известный и неизвестный, Орел, 2008.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мясоедов,_Григорий_Григорьевич

3. https://www.culture.ru/persons/8963/grigorii-myasoedov

4. https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-grigorij-grigorevich-myasoedov-biografiya-i-kartiny.html

Предварительный просмотр презентации

К 185 – летию со дня рождения Г. Г. МЯСОЕДОВА

«Земство обедает»

Портрет старухи, Холст, масло. 41,5 x 30,6 см

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе (1862)

Молебен во время засухи, 1880

Сын Иван

Портрет И. В. Космина, художник И. Г. Мясоедов

«Дорога во ржи»

Жница

Галерея известных работ Григория Мясоедова

Этюд к известной картине

— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года(худ. Илья Рнпин, 1883-1885

Лесной ручей, 1890

"Пристань в Ялте, 1890. Холст, масло.

Сам с собою, или Игра в шахматы (1907)

Иван Мясоедов. Агония. Портрет умирающего отца

Г. Г. Мясоедов в предсмертной агонии. Зарисовано с натуры его сыном Иваном Мясоедовым

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.