Урок истории в 8 классе «Крымская война 1853-1856»

1
0
Материал опубликован 5 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема : Крымская война 1853-1856 г.г.

Класс: 8

Тип урока: Комбинированный урок

Цели урока:

  • Обучающая: Сформировать представление у учащихся о причинах Крымской войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне
  • Формирование у учащихся навыков работы с документами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал.
  • Воспитание у учащихся любви к Родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.

Оборудование: Компьютер с проектором, учебник по истории России для 8 класса.

Литература: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век: учебник для VIII кл. общеобразовательных учреждений – М.,«Просвещение», 2010. § 19-20; Пособие для учителя « Поурочные разработки к учебнику по Истории России XIXв. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век., презентация.

Основные понятия: Причины войны, повод к войне, кремневые винтовки

Основные даты: Октябрь 1853 г. – начало войны, 18 ноября 1853 г. –Синопское сражение; март 1854 г.- вступление в войну Англии и Франции, Сентябрь 1854 – август 1855 г.г. – оборона Севастополя, 1856 г. – Парижский мирный договор.

Персоналии: П. С. Нахимов, А. С. Меньшиков, В. А. Корнилов, Э. И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская.

План урока:

Организационный момент (2 мин)

Актуализация знаний ( 8 мин)

Сообщение новой темы урока( 1 мин)

Изложение нового материала( 15 мин)

Работа с документом( 10 мин)

Закрепление. Подведение итогов. ( 5 мин)

Домашнее задание. Объявление оценок( 4 мин)

Ход урока:

Этап урока

Действие учителя

Действия ученика

Методы обучения

Средства обучения

Формы организации учебной деятельности

1.Организационный момент( 2 мин)

- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

приветствие учителя;

положительный настрой на работу на уроке.

     

2.Актуализация знаний

Вопрос: Назовите основные направления внешней политики в период правления Николая 1?

 

Внешняя политика – есть отражение внутренней политики государства. Внешняя политика Николая 1 разрешала две основные задачи: охрана абсолютных порядков в Европе от революционной опасности и решение так называемого восточного вопроса.

Что такое «восточный вопрос»?

Возникновение данного вопроса связано с ослаблением Турции и соперничеством европейских держав за преобладание на Ближнем востоке и на Балканах.

Столкновение интересов приводит к войне, которую в России назвали Крымской, а в Европе – Восточной.

Поводом к началу войны стал вопрос о «святых местах в Палестине»

1.Борьба с освободительным движением в Европе.

2.Кавказкая война.

3. Персидская война

4 Восточный вопрос

Учащиеся вспоминают, почему в Европе к России относились как к жандарму.

1.подавление польского восстания 1830- 31 гг.

2.совместно с турецким султаном подавили восстание в дунайских княжествах.

Учащиеся вспоминают, чем повод отличается от причины

Беседа, рассказ

 

Фронтальная

3.Сообщение новой темы урока( 1 мин)

Объявляет тему урока. «Крымская Война 1853-1856 г.г.» Слайд 1

Записывают тему урока

Рассказ

Презентация

 

4.Объянение нового материала( 15 мин.)

Открывается Слайд 2, на нем написана цитата из рассказа Л. Н. Толстого « Севастопольские рассказы», учитель зачитывает ее. Далее открывается Слайд 3 ,учитель знакомит учеников с планом урока: План:

1.Причины начала войны. Цели сторон.

2.Основные этапы и сражения войны. Ход военных действий.

3.Парижский конгресс.

4.Причины поражения России.

5.Итоги Крымской войны.

6.Вопросы для закрепления

Открывается Слайд 4, учитель объявляет цель урока.

Объяснение 1 вопроса: Слайд 5, 6

Объяснение первого вопроса.

Николай 1 решил, что настала пора поделить наследство Турции. Он рассчитывал на то, что Франция еще не оправилась от революционных потрясений, что Австрия тоже не вмешается в борьбу. С Англией думал договориться о разделе сфер влияния. Однако Николай 1 ошибался. Франция заключила антирусский союз с Англией, Австрия тоже оказалась в стороне от России. Турция пыталась сохранить позиции на Балканах. Война была неминуема, а Россия осталась в полной международной изоляции. Ошибка Николая 1 стоила России поражением в войне.

Называет страны - участницы войны.

Знакомит учащихся с целями воюющих государств

Страны-участницы войны

Цели стран-участниц войны

Слайд 7

Слайд 8, 9,10, 11

Второй вопрос посвящен этапам войны.

Война началась на двух фронтах: Балканском и Закавказском. Самым ярким событием этого периода было Синопское сражение.

Синопское сражение -18 ноября 1853 года Отряд кораблей Черноморского флота атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены.

Особо прославился в данной битве вице – адмирал

П.С. Нахимов.

Слайд 12, 13.

В печати западных стран разразилась антирусская истерия. В марте 1854 года Англия и Франция объявили войну России. Николай 1 обратился за помощью к Австрии и Пруссии, но поддержки не получил. Сразу после объявления войны англо- французские войска атаковали на Черном море Одессу, на Балтике - Аландские острова, на Баренцевом море – Кольский залив, на Белом море- Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане- Петропавловск – Камчатский. Все эти нападения были успешно отражены, попытка высадки десанта успеха не имела.

На Закавказском фронте русские разбили турок летом 1854 года. На Кавказе потерпели поражение войска Шамиля.

Однако главные события разворачиваются в Крыму.

В сентябре 1854 года после сражения на реке Альма армия союзников, численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму. Начинается наступление на Севастополь.

Слайд 14.

Расчет неприятеля был на взятие Севастополя комбинированным ударом с моря и суши. Оборону Севастополя возглавляли один за другим великие сыны Отечества: адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин. В защите города участвовали все его жители.

Однако, главнокомандующий князь А.С. Меншиков приказал армии отступить в глубь Крыма, а корабли Черноморского флота затопить.

Адмиралы Корнилов и Нахимов не согласны с этим решением, но исполняют приказ.

Записывают план урока

Записывают дату начала войны в тетрадь

Выясняют, что все государства имели захватнические цели

Записывают Основные этапы и сражения Рассматривают карты на проекторе: Общего хода военных действий и хода военных действий на момент начала войны.

Беседа, объяснение

   

5.Работа с документом( 10 мин)

Работа с документами на с. 90-91. учебника.

Учащиеся отвечают на вопросы к документам

Беседа

Учебник

Фронтально-индивидуальная

4.Объянение нового материала( 15 мин.) Продолжение.

Слайд 15,16

Город борется, но силы неравны. В конце августа 1855 года противник захватил ключевую позицию Севастополя – Малахов курган. Защитники крепости оставили Южную часть Севастополя.

Слайд 17,18

Защитники крепости часто совершали вылазки в тыл противника. Особенно прославился матрос Петр Кошка. Самоотверженно помогали отцам, мужьям и братьям женщины и дети Севастополя. Героиней обороны Севастополя стала простая русская женщина – Дарья Севастопольская. Она стала первой женщиной – сестрой милосердия.

Слайд 19

Третий вопрос посвящен изучению итогов войны и условий Парижского мира 1856 года

Слайд 20

Условия Парижского мира оказались весьма тяжелыми для России.(Озвучивает учитель)

1. Россия лишилась Южной Бессарабии

2. Потеряла право иметь крепости и флот на Черном море.

3. Россия потеряла право покровительства балканским народам.

4. Подорван международный престиж России

Четвертый вопрос посвящен причинам поражения в крымской войне. Открывается Слайд 21,

Сообщение о П. М. Кошке

Сообщение о Дарье Севастопольской.

Записывают в тетрадь таблицу, представленную на экране проектора.

Ученики читают вопрос на экране и пытаются на него ответить.

Объяснение

Беседа

Презентация

Фронтально-индивидуальная

6.Закрепление. Подведение итогов. ( 5 мин)

Открывается Слайд 22.

Открываются один за одним Слайды: 23-27.

Учитель подводит детей к выводу о том, что поражение в войне было обусловлено ходом развития страны.

Поражение показало необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, в противном случае страну могли бы ждать еще более унизительные поражения от ушедшей вперед Европы.

Ученики вместе с учителе м выявляют итоги Крымской войны.

Ученики отвечают на вопросы тестов, представленных на слайдах.

Тест

Презентация

 

7. Домашнее задание. Объявление оценок

Прочитать § 14, ответить на вопросы.Подготовить доклады о героях Крымской войны. Темы докладов:

П. С. Нахимов: от Синопа до Севастополя.

В. А. Корнилов – организатор обороны Севастополя.

Э. И. Тотлебен – гениальный военный инженер.

В. И. Истомин: путь русского офицера.

Н. И. Пирогов – новатор военной хирургии

       


презентация к уроку "Крымская война 1853-1856" 8 класс
PPTX / 8.98 Мб

Предварительный просмотр презентации

Крымская война ( 1853-1856 г. г.)

« Надолго оставит в России эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…» Л. Н. Толстой « Севастопольские рассказы »

План урока: Причины начала войны. Цели сторон. Основные этапы и сражения войны. Ход военных действий. Парижский конгресс. Причины поражения России. Итоги Крымской войны. Вопросы для закрепления.

Цель урока: по ходу объяснения нового материала выделить причины поражения России в Крымской войне. ?

1.Причины войны: Противоречия между России, Турции и европейскими державами из-за режима проливов Помощь со стороны России национально освободительным движением балканских народов в борьбе против Османской империи Политика Англии и Франциии, направленная на ослабление России на Балканах и Ближнем Востоке

Поводом к войне стала передача права хранить ключи и права ремонта Вифлеемского собора Ватикану. 21 июня 1853 г. Русские войска под предлогом защиты православного населения заняли Дунайские княжества 4 октября 1853 г. Турецкий султан объявил России войну

Страны - участницы войны Цели стран-участниц Российская империя Пересмотр режима черноморских проливах; усиление влияния на Балканском полуострове Османская империя Подавление национально-освободительного движения на Балканах; возвращение Крыма и возвращение черноморского побережья Кавказа Англия, Франция Подорвать международный авторитет России; Ослабить ее позиции на Ближнем Востоке; отторгнуть от нее территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта; Луи Бонапарт, французский император мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну

2. Этапы войны 20 Октября 1853 г. Николай Ӏ подписал манифест о начале войны с Турцией Первый этап (ноябрь 1853 г.- апрель 1854 г.) Русско-турецкие военные действия Второй этап ( апрель 1854 г.- февраль 1856 г.) Англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях, а так же на Камчатке.

2. Ход военных действий( начало войны)

Общий ход войны

18(30) ноября 1853 г. Эскадра адмирала Н. П. Нахимова атаковала турецкий флот в Синопской бухте, что фактически поставило Османскую империю на грань военной катастрофы Синопский бой

Вступление в войну Англии и Франции Неожиданно для Николая Ӏ Запад решил вмешаться в войну. Англия рассчитывала получить Египет и Крит, без помощи русских. Наполеон ӀӀӀ нуждался в маленькой победоносной войне, для укрепления своего авторитета в стране. И в апреле 1854 г. Англия и Франция объявили войну России Карикатура на Наполеона III. «Еду в Крым,не еду в Крым»

Оборона Севастополя Сражение на р. Альма. 8 сентября 1854г. на р. Альма состоялось сражение. Потерпев неудачу, русский командующий А. Меньшиков отвел армию в центр Крыма и оставил Севастополь на произвол судьбы

Памятник в Севастопольской бухте Оборона Севастополя, продолжалась 349 дней – сентябрь 1854 г.- август 1855 г.

Руководители обороны: Корнилов Владимир Алексеевич Нахимов Павел Степанович Истомин Владимир Иванович Тотлебен Эдуард Иванович

Защитники Севастополя: Дети, собирающие ядра Матрос П. М. Кошка Хирург Н. Пирогов

Развалины одного из бастионов в Севастополе. С 5 по 24 августа 1855 г. по Севастополю было выпущено около 200 тысяч снарядов. В результате этого обстрела город был полностью разрушен.

3. Парижский конгресс 13 (25) февраля 18 (30) марта 1856 подписан мирный договор. Разрушенный Севастополь. Фотография сер. XIX века.

Условия Парижского мирного договора и его результаты для России. Условия Парижского мирного договора Результаты для России Россия отдает Турции Карс в обмен на Крым и Севастополь Сохранение за Россией Северного Причерноморья Черное море объявляется нейтральным, то есть открытым для торговых судов всех стран. Россия и Турция не могут иметь военного флота и укрепления на Черном море Южные рубежи России оставались без защиты Россия теряет права защитницы балканских народов. Потеря влияния на Балканах

4.Задание: Назовите причины поражения России в Крымской войне.? - слабость военной промышленности - плохое обеспечение армии - плохое состояние дорог - ошибки в разработке стратегических планов

5.Итоги Крымской войны: - армия обескровлена казна пуста экономика расстроена - в результате стали видны все недостатки управления, вся отсталость от западных стран в военном, экономическом, социальном отношении - значительно ослаб авторитет России на международном уровне, который отныне приходилось завоевывать заново.

6.Вопросы для закрепления: Восстановите хронологический порядок указанных событий: 1829 г. А) Парижский договор 2) 1833 г. Б) Адрианопольский договор 3) 1853 г. В) Ункяр-Искелесийский договор 4) 1856 г. Г) Синопское сражение

Что произошло с черноморской эскадрой русского флота в Крымской войне? А) укрылась в портах Черноморского побережья Кавказа; Б) была затоплена у входа в Севастопольскую бухту; В) была разбита в Синопской битве; Г) ушла в Средиземное море.

Какой вопрос являлся важнейшим во внешней политике России во второй четверти XIX в.? А) борьба за безопасность России на Балтике; Б) отношения с Англией; В) «восточный вопрос»; Г) борьба за влияние на Дальнем Востоке.

В каких годах шла Крымская война? А) 1877-1878 гг.; Б) 1864 -1865 гг.; В) 1853 – 1856 гг.; Г) 1854 – 1855 гг.

Какова основная причина поражения России в Крымской войне? А) отставание от европейских стран в промышленном развитии и военной технике; Б) низкий уровень подготовки армии; В) плохое военное командование; Г) гибель русской черноморской эскадры в Синопской бухте.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.