Урок истории в 8 классе «Крымская война 1853-1856»
Пояснительная записка к презентации
Тема : Крымская война 1853-1856 г.г.
Класс: 8
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:
- Обучающая: Сформировать представление у учащихся о причинах Крымской войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне
- Формирование у учащихся навыков работы с документами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал.
- Воспитание у учащихся любви к Родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.
Оборудование: Компьютер с проектором, учебник по истории России для 8 класса.
Литература: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век: учебник для VIII кл. общеобразовательных учреждений – М.,«Просвещение», 2010. § 19-20; Пособие для учителя « Поурочные разработки к учебнику по Истории России XIXв. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век., презентация.
Основные понятия: Причины войны, повод к войне, кремневые винтовки
Основные даты: Октябрь 1853 г. – начало войны, 18 ноября 1853 г. –Синопское сражение; март 1854 г.- вступление в войну Англии и Франции, Сентябрь 1854 – август 1855 г.г. – оборона Севастополя, 1856 г. – Парижский мирный договор.
Персоналии: П. С. Нахимов, А. С. Меньшиков, В. А. Корнилов, Э. И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская.
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Актуализация знаний ( 8 мин)
Сообщение новой темы урока( 1 мин)
Изложение нового материала( 15 мин)
Работа с документом( 10 мин)
Закрепление. Подведение итогов. ( 5 мин)
Домашнее задание. Объявление оценок( 4 мин)
Ход урока:
Этап урока |
Действие учителя |
Действия ученика |
Методы обучения |
Средства обучения |
Формы организации учебной деятельности |
||
1.Организационный момент( 2 мин) |
- приветствие учащихся; - проверка их явки и готовности к уроку; |
приветствие учителя; положительный настрой на работу на уроке. |
|||||
2.Актуализация знаний |
Вопрос: Назовите основные направления внешней политики в период правления Николая 1?
Внешняя политика – есть отражение внутренней политики государства. Внешняя политика Николая 1 разрешала две основные задачи: охрана абсолютных порядков в Европе от революционной опасности и решение так называемого восточного вопроса. Что такое «восточный вопрос»? Возникновение данного вопроса связано с ослаблением Турции и соперничеством европейских держав за преобладание на Ближнем востоке и на Балканах. Столкновение интересов приводит к войне, которую в России назвали Крымской, а в Европе – Восточной. Поводом к началу войны стал вопрос о «святых местах в Палестине» |
1.Борьба с освободительным движением в Европе. 2.Кавказкая война. 3. Персидская война 4 Восточный вопрос Учащиеся вспоминают, почему в Европе к России относились как к жандарму. 1.подавление польского восстания 1830- 31 гг. 2.совместно с турецким султаном подавили восстание в дунайских княжествах. Учащиеся вспоминают, чем повод отличается от причины |
Беседа, рассказ |
Фронтальная |
|||
3.Сообщение новой темы урока( 1 мин) |
Объявляет тему урока. «Крымская Война 1853-1856 г.г.» Слайд 1 |
Записывают тему урока |
Рассказ |
Презентация |
|||
4.Объянение нового материала( 15 мин.) |
Открывается Слайд 2, на нем написана цитата из рассказа Л. Н. Толстого « Севастопольские рассказы», учитель зачитывает ее. Далее открывается Слайд 3 ,учитель знакомит учеников с планом урока: План: 1.Причины начала войны. Цели сторон. 2.Основные этапы и сражения войны. Ход военных действий. 3.Парижский конгресс. 4.Причины поражения России. 5.Итоги Крымской войны. 6.Вопросы для закрепления Открывается Слайд 4, учитель объявляет цель урока. Объяснение 1 вопроса: Слайд 5, 6 Объяснение первого вопроса. Николай 1 решил, что настала пора поделить наследство Турции. Он рассчитывал на то, что Франция еще не оправилась от революционных потрясений, что Австрия тоже не вмешается в борьбу. С Англией думал договориться о разделе сфер влияния. Однако Николай 1 ошибался. Франция заключила антирусский союз с Англией, Австрия тоже оказалась в стороне от России. Турция пыталась сохранить позиции на Балканах. Война была неминуема, а Россия осталась в полной международной изоляции. Ошибка Николая 1 стоила России поражением в войне. Называет страны - участницы войны. Знакомит учащихся с целями воюющих государств
Слайд 7 Слайд 8, 9,10, 11 Второй вопрос посвящен этапам войны. Война началась на двух фронтах: Балканском и Закавказском. Самым ярким событием этого периода было Синопское сражение. Синопское сражение -18 ноября 1853 года Отряд кораблей Черноморского флота атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены. Особо прославился в данной битве вице – адмирал П.С. Нахимов. Слайд 12, 13. В печати западных стран разразилась антирусская истерия. В марте 1854 года Англия и Франция объявили войну России. Николай 1 обратился за помощью к Австрии и Пруссии, но поддержки не получил. Сразу после объявления войны англо- французские войска атаковали на Черном море Одессу, на Балтике - Аландские острова, на Баренцевом море – Кольский залив, на Белом море- Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане- Петропавловск – Камчатский. Все эти нападения были успешно отражены, попытка высадки десанта успеха не имела. На Закавказском фронте русские разбили турок летом 1854 года. На Кавказе потерпели поражение войска Шамиля. Однако главные события разворачиваются в Крыму. В сентябре 1854 года после сражения на реке Альма армия союзников, численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму. Начинается наступление на Севастополь. Слайд 14. Расчет неприятеля был на взятие Севастополя комбинированным ударом с моря и суши. Оборону Севастополя возглавляли один за другим великие сыны Отечества: адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин. В защите города участвовали все его жители. Однако, главнокомандующий князь А.С. Меншиков приказал армии отступить в глубь Крыма, а корабли Черноморского флота затопить. Адмиралы Корнилов и Нахимов не согласны с этим решением, но исполняют приказ. |
Записывают план урока Записывают дату начала войны в тетрадь Выясняют, что все государства имели захватнические цели Записывают Основные этапы и сражения Рассматривают карты на проекторе: Общего хода военных действий и хода военных действий на момент начала войны. |
Беседа, объяснение |
||||
5.Работа с документом( 10 мин) |
Работа с документами на с. 90-91. учебника. |
Учащиеся отвечают на вопросы к документам |
Беседа |
Учебник |
Фронтально-индивидуальная |
||
4.Объянение нового материала( 15 мин.) Продолжение. |
Слайд 15,16 Город борется, но силы неравны. В конце августа 1855 года противник захватил ключевую позицию Севастополя – Малахов курган. Защитники крепости оставили Южную часть Севастополя. Слайд 17,18 Защитники крепости часто совершали вылазки в тыл противника. Особенно прославился матрос Петр Кошка. Самоотверженно помогали отцам, мужьям и братьям женщины и дети Севастополя. Героиней обороны Севастополя стала простая русская женщина – Дарья Севастопольская. Она стала первой женщиной – сестрой милосердия. Слайд 19 Третий вопрос посвящен изучению итогов войны и условий Парижского мира 1856 года Слайд 20 Условия Парижского мира оказались весьма тяжелыми для России.(Озвучивает учитель) 1. Россия лишилась Южной Бессарабии 2. Потеряла право иметь крепости и флот на Черном море. 3. Россия потеряла право покровительства балканским народам. 4. Подорван международный престиж России Четвертый вопрос посвящен причинам поражения в крымской войне. Открывается Слайд 21, |
Сообщение о П. М. Кошке Сообщение о Дарье Севастопольской. Записывают в тетрадь таблицу, представленную на экране проектора. Ученики читают вопрос на экране и пытаются на него ответить. |
Объяснение Беседа |
Презентация |
Фронтально-индивидуальная |
||
6.Закрепление. Подведение итогов. ( 5 мин) |
Открывается Слайд 22. Открываются один за одним Слайды: 23-27. Учитель подводит детей к выводу о том, что поражение в войне было обусловлено ходом развития страны. Поражение показало необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, в противном случае страну могли бы ждать еще более унизительные поражения от ушедшей вперед Европы. |
Ученики вместе с учителе м выявляют итоги Крымской войны. Ученики отвечают на вопросы тестов, представленных на слайдах. |
Тест |
Презентация |
|
||
7. Домашнее задание. Объявление оценок |
Прочитать § 14, ответить на вопросы.Подготовить доклады о героях Крымской войны. Темы докладов: П. С. Нахимов: от Синопа до Севастополя. В. А. Корнилов – организатор обороны Севастополя. Э. И. Тотлебен – гениальный военный инженер. В. И. Истомин: путь русского офицера. Н. И. Пирогов – новатор военной хирургии |
презентация к уроку "Крымская война 1853-1856" 8 класс
PPTX / 8.98 Мб