Мастер-класс «Интерпретационное чтение: поймите книгу и автора»
Мастер-класс «Интерпретационное чтение: поймите книгу и автора»
Светлана Анатольевна Кучева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Карагайская средняя
общеобразовательная школа № 2»
Карагайского МО Пермского края
Цель мастер-класса: представление на практике приемов работы с текстом для его понимания, трансляция и передача учителем своего опыта.
Задачи:
- развивать умение понимать текст, задавать вопросы к нему с помощью приемов;
- развивать умение работать с различными приёмами;
- оказание помощи участникам мастер-класса в поиске технологических приемов по интерпретации текста;
- организовать совместный поиск эффективных приемов работы с текстом.
Участники: учителя русского языка и литературы.
Время: 45 минут.
Дидактическое обеспечение: тексты рассказа И. Бунина "Роман горбуна", портрет И.А.Бунина, план МК, карточки для рефлексии.
Ход мастер-класса:
1. Вступительное слово учителя-мастера.
- Сегодня, к сожалению, среди учащихся и некоторых взрослых существует заблуждение, что достаточно прочитать и пересказать текст, и знание литературы обеспечено. Мало прочитать текст, надо его еще понять. И в этом нам помогут разные виды чтения: структурное чтение, интерпретационное, оценочное. Мы же сегодня будем говорить об интерпретационном чтении.
- Что значит «Интерпретировать текст»?
- Интерпретация – это истолкование текста с целью понимания его смысла. Интерпретация – это важное метапредметное умение, которое пригодится не только на уроке литературы. Понимать надо задания к упражнениям, понимать надо тексты и по химии и по физике.
Наша задача на уроках русского языка и литературы – помочь учащимся разобраться в мире художественного произведения, понять замысел автора и то, как он воплощен в слове. Ведь произведение – это не простой набор тех слов, что захотел написать автор. За каждым образом, именем закреплен смысл.
Когда мы осмысливаем и анализируем произведение, мы подключаем свой, пусть незначительный, жизненный опыт. Потом будет наоборот - книги будут подсказывать, как поступить в той или иной ситуации.
У данного мастер-класса есть практическое значение: надо вдумчиво читать, чтобы учащиеся могли "набирать" аргументы к сочинению сначала в 9, а потом в 11 классе.
И начинать я советую с небольших текстов, например, с рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Роман горбуна».
2. Основная часть мастер-класса.
- Рассмотрим название произведения. Какие мысли оно вызывает? (Роман – это и любовные отношения, и жанр произведения)
Привлекает в названии слово «Горбун». Очевидно, автор сделал это не случайно.
Читаем первый отрывок.
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю Вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
- И сразу в первом предложении, как и в названии, слово «горбун». Для чего? (Автор настаивает на ущербности, уродстве героя).
- В чем необычность ситуации? «Горбун получил анонимное любовное письмо.» (горбун не имеет права быть любимым?)
«Анонимное» - кто-то шутит над ним? Смеется? Или пока стесняется? К какой версии вы склоняетесь?
«Я хочу надеяться» - осторожно говорит, хочет расположить к себе.
«Вы» - с большой буквы (уважает)
«И Вы найдете душу, родную Вам» - автор письма умеет видеть красоту духовную, а не физическую.
- Что можете сказать об авторе письма? (Тоже одинокая, душу другого может почувствовать такой же одинокий человек, образованный, интеллигентный)
- Что можно подумать о внешности? (С чувством вкуса, изысканности, стиля. Очень красиво сочетание цветов фиолетового и серого в классическом костюме).
Читаем второй отрывок.
«Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье».
- Каким словом автор заменил слово «Горбун»? Почему? (Со второго абзаца слово «горбун» исчезает, появляется местоимение «он»).
- Большая часть текста – ожидание и описание подготовки. Случаен ли выбор одежды горбуна? (Стремится соответствовать ее вкусу и даже цвету)
- Что нового узнали о герое? (По тому, как он собирается на свидание перед зеркалом, мы и забыли, что он горбун. Он стоит перед зеркалом, и мы не видим его горба).
- О чем могут говорить «Тонкие длинные пальцы»? (О возвышенности, аристократизме, музыкальности)
- А «холодные, дрожащие» - ? (О волнении, страхе)
- «Румянец пятнистый, но красивый»! (контекстные антонимы) И глаза – прекрасные. Человек видит себя в зеркале симпатичным, смущенным, волнующимся перед свиданием, возможно, первым свиданием в жизни)
- Что значит выражение «Роковой час»? (Час, когда решается судьба. Герой ждет коренного изменения)
- «Роковой» – потому что страшно и неопределенно. Какие еще слова в подтверждение вышесказанному? (Грозно пробило)
- Только что в зеркале мы видели прекрасного человека, без горба, и снова: «Зашагал длинными и тонкими ногами» - Бунин не дает нам забыть об уродстве героя, далее напоминая, что он горбун.
- Что значить «Объятый блаженным страхом»? (1. Счастливый. 2. Глупый, юродивый).
- «С которым всегда предвкушаем МЫ счастье». При чем тут МЫ? (Это общечеловеческие переживания. Горбун имеет право быть счастливым, как все люди)
Читаем последний отрывок.
«Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!»
3. Комментирующая часть МК (Руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер)
- Для чего автор пишет, что она шла важными и длинными шагами? (Показать уродство. У обоих героев тонкие и длинные ноги)
- Для чего автор поставил слово «Горбунья» в конец предложения? (Горбун перестал чувствовать себя ущербным, прочитав письмо и готовясь к свиданию. Он менее всего ожидал встретить горбунью. Когда автор хочет обратить особое внимание на определенное слово, он его ставит в конце строки или предложения, это авторский приём).
- Почему в заключительной фразе вместо горбуна использует слово «Человек»? Почему рассказ начинается со слова горбун, а заканчивается словом человек?
- Кто беспощаден к человеку? (Судьба, рок, предопределение свыше). Это рассказ о трагизме человеческой жизни вообще, трагическая интерпретация темы судьбы.
- Мы предполагали, что кто-то подшутил над горбуном. Значит, все-таки судьба подшутила над горбуном.
- Вернемся к названию. А был ли роман? (Нет, но он мог бы состояться, если бы…И опять это зависит не от нас)
4. Обсуждение МК.
- Какие приемы чтения текста использовались сегодня на мастер-классе?
- Какие из них были наиболее эффективными?
Используемые приемы: обращение к личному опыту, (антиципации (прогнозирование, угадывание), анализа текста, чтение с остановками) являются эффективным средством отработки техники чтения: можно научиться по начальным словам угадывать фразу, по фразам – содержание текста. Это существенно ускорит темп чтения. А также обсуждения смысла заглавия до чтения – и всё это с опорой на воображение, жизненный и читательский опыт.
Вывод:
Художественный текст обладает свойством "выдавать" различным читателям различную информацию — каждому в меру его понимания, именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен.
Рефлексия. Для рефлексии используем методику незаконченных предложений.
Продолжите фразы.
- Мастер-класс был для меня...
- На мастер-классе я научилась (научился) ....
- Мои пожелания разработчику мастер-класса...
5. Заключительное слово педагога.
У меня была цель показать, как надо и как важно читать, чтобы быть ученику думающим читателем. Для этого необязательно брать большие тексты, и для аргументов в сочинении можно приводить примеры из таких же малых текстов.
В ходе МК мы нашли наиболее эффективные приёмы для интерпретации текста.
Благодарю всех участников мастер-класса за плодотворную работу!
Источник: Бунин И.А.: Роман горбуна (bunin-lit.ru)