Методическая разработка урока «К.Д. Ушинский — великий педлагог и писатель. Д. Ушинский о детях»
Урок 93 (с. 95)
Тема |
К. Д. Ушинский - великий педлагог и писатель. .Д.Ушинский о детях. |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с рассказами К. Д. Ушинского, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи, умения пересказывать |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Читают самостоятельно рассказы; соотносят главную мысль рассказов с их названием; придумывают свои рассказы на основе жизненных ситуаций |
Личностные результаты |
Соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной формах. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в художественных текстах; логические – соотносят главную мысль рассказов с их названиями. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет |
Основное содержание темы, понятия и термины |
К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей |
Образовательные ресурсы |
Портрет К. Д. Ушинского. Выставка книг К. Д. Ушинского |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||||||
Осуществляемые |
Формируемые умения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
I. Организация начала урока |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Показывают готовность к началу учебной деятельности |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|||||
II. Закрепление опорных знаний |
Фронтальная. Практический. Игра |
Р _ _ Р _ _ _ Р _ _ _ _ |
Вариант ответа: рог |
Осуществляют словообразование путем подбора |
Фронтальный. Игра |
|||||
1. Игра «Лесенка» |
Р _ _ _ _ _ Р _ _ _ _ _ _ |
недостающих букв |
||||||||
2. Игра «Слоговое лото» |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, игра |
1) Составьте как можно больше слов со слогами ра и ро. 2) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′] |
1) Радуга, рама, гора, бараны, нора, барабан; рота, дорога, ворота, перо, розы, ведро. 2) Стол, стул, цветок, картина, парта |
Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее, правильно составляют слова, распознают звуки в словах |
Фронтальный. Устные ответы, игра |
|||||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Слайд 5 - 7 – Сегодня вы прочитаете небольшие рассказы К. Д. Ушинского. С творчеством К. Д. Ушинского вы уже познакомились, когда читали текст «Наше отечество». - К . Д. Ушинский отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с рассказом «Худо тому, кто добра не дал никому» |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Обратите внимание на заголовок текста. Как понимаете его смысл? – Прочитайте текст по ролям. – Прочитайте рассказ про себя. – Что попросили у Гриши? – Что он ответил? – О какой помощи попросили Гришу? – Что он ответил? |
Читают заголовок текста, объясняют его смысл, раскрывают значение слова «худо» Читают по ролям. Читают самостоятельно про себя. Отвечают на вопросы |
Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Соотносят главную мысль рассказа с его названием. Объясняют значение слов. Распределяют роли и читают текст в лицах. Читают текст про себя |
Коллективный, индивидуальный. Чтение, устные ответы |
|||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
||||||
2. Работа с рассказом «Вместе тесно, а врозь скучно» (учебник, с. 95) Прослушивание рассказа "Четыре желания", "Утренние лучи" |
Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа, пересказ |
– Прочитайте заголовок рассказа. Как вы понимаете его смысл? – Прочитайте выразительно рассказ. – Перескажите рассказ в паре Слайд 16 - 21 Слайд 22 - 28 |
Читают заголовок текста, объясняют его смысл. Читают и пересказывают рассказ Обсуждение услышанного |
Выразительно и осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Пересказывают рассказ близко к тексту Слушают, задают вопросы по рассказам |
Фронтальный, парный. Чтение, устные ответы, пересказ |
|||||
V. Закрепление знаний и способов действий. Творческая работа. Сочинение рассказа |
Парная. Словесный, практический. Рассказ |
– Придумайте свои рассказы на основе жизненных ситуаций |
Придумывают рассказы |
Умеют работать в паре. Придумывают свои рассказы на основе жизненных ситуаций. Соотносят поступки героев со своими поступками |
Парный. Рассказ |
|||||
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализируют и оценивают свою работу |
Фронтальный. Устные ответы |