Статья «Наследие отечественных педагогов в области образования. К.Д. Ушинский»
А.Г. Куликова
МБОУ г. Мурманска СОШ № 27, учитель
«Наследие отечественных педагогов в области образования. К.Д. Ушинский»
В современном мире, где основной ценностью являются информация и технологии, важен процесс получения качественного образования. Основой, «фундаментом», такого образования является первая ступень - начальная школа. Именно в это время начинают формироваться универсальные учебные действия, основы познавательной деятельности. В процессе поиска эффективных путей решения этой задачи образование в Росси, на протяжении всей ее истории, претерпевало изменения и реформы. Множество выдающихся педагогов искали пути совершенствования образования в целом, начального образования, в частности. Одним из таких педагогов был Константин Дмитриевич Ушинский, который внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, создал целостную педагогическую систему начального образования.
Главной задачей педагога Ушинский считал подготовку растущего человека к самостоятельной жизни в обществе. Эта позиция находит свое отражение и в современном подходе к образованию, в частности в положениях ФГОС НОО о подготовке таких выпускников, которые в первую очередь умели бы самостоятельно мыслить и добывать знания в новых нестандартных условиях.
К. Д. Ушинский особое внимание уделил организации первоначального обучения и дал подробный анализ его организационно-методических компонентов (распределение времени занятий, их продолжительность, распределение занятий между детьми, разными по возрасту, познаниям и развитию, и т. п.).
В своей работе1 К. Д. Ушинский обосновал необходимость в начальных классах школы делать занятия непродолжительными, возбуждающими интерес ребенка, но вместе с тем последовательно приучающими его к мысли, что учение — серьезный труд и обязанность, выполнение которой основывается не на одном интересе и занимательности.
Ученый считал, что, учитывая в практике обучения психологические особенности детей младшего возраста, которые проявляются через такие психические процессы, как воображение, внимание, память, воля, педагог получает великий ресурс для передачи нового знания и опыта2. Все это получило отражение в принципе наглядности, который используется и в современной школе, добавляя методике преподавания разнообразия, повышая действенность и продуктивность урока, развивая у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.
Главной формой организации обучения К. Д. Ушинский считал урок. Урок, по его мнению, есть не что иное, как основной элемент классно-урочной системы, где базисом выступает класс с постоянным количеством обучающихся, существует стабильное расписание занятий, а ведущая роль, несомненно, отводится педагогу. В современной школе эти позиции так же актуальны. Задача учителя, с помощью инструментария урока помочь учащимся осознать, что они знают, что не знают, что им нужно узнать и для чего им это в жизни.
Учитель, конструируя урок, ставит перед собой следующие вопросы:
-что я конструирую,
- чем я конструирую (инструментарий урока)
- зачем я конструирую (как материал урока отзовется и отразится в учениках)
К.Д. Ушинский говорил об этом так: «… урок сочетает в себе самые лучшие виды и формы образовательного процесса, так как имеет определенный ход работы, продуманный до мелочей, с использованием целесообразных методов обучения».3
Процесс обучения К.Д. Ушинский рассматривал как средство воспитания, объясняя такую позицию тем, что учение остается пассивным без накопления учащимся собственного опыта, без включения его активной роли. Сам процесс обучения ученый видел по-особому. Он выделил этапы последовательного продвижения ребенка по ступеням постижения знаний:
Эти этапы сейчас можно проследить в структуре современного урока в соответствии с ФГОС НОО 3 поколения:
К.Д. Ушинский |
ФГОС НОО |
1 этап — восприятие материала на основе живого созерцания;
|
Этап мотивации; включение детей в эмоциональное поле, затем в поле осознания, мотивация на учебную деятельность Этап актуализации знаний; актуализация уже имеющегося ресурса, обнаружение дефицита Этап целеполагания; |
2 этап — осмысление и переработка тех фактов, образов, которые предстали перед учеником; |
Этап решения поставленной проблемы; Представление целостной системы мира, в которой это есть |
3 этап — структурирование знаний, приведение их в систему;
|
Этап коррекции; |
4 этап — закрепление полученных знаний в памяти, приобретение навыков.
|
Этап закрепления; Этап систематизации знаний; Этап подведения итогов; Этап рефлексии. |
Основной задачей обучения К.Д. Ушинский считал не количество приобретаемых знаний, а накопление опыта, расширение кругозора учащихся. Они должны уметь систематизировать полученную информацию, находить в ней главное и второстепенное, выявлять различные виды взаимосвязей: логические, причинно-следственные и т.п. В современной школе на ступени начального общего образования главная цель обучения созвучна этой задаче – стимулировать самостоятельное развитие детей, постановку задач, поиск способов из решения, развивать коммуникативные навыки, УУД, которые в дальнейшем помогут в образовательной деятельности и в жизни.
Для реализации на практике своих педагогических идей К. Д. Ушинский написал для начального звена учебные книги «Родное слово» и «Детский мир», в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги включен обширный материал из естественной истории (природы), а также связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие «воспитанию любви к простому народу»; имеется материал для умственных упражнений и развития речи, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, способствующие развитию чуткости к звуковой красоте языка.4 Этот материал включен и в современные учебники Литературное чтение, Азбука, Русский язык, для 1-4 классов.
Таким образом, концепция методики начального обучения К. Д. Ушинского актуальна и в XXI веке. В современной начальной школе широко применяются идеи, принципы, методы и приемы обучения, о которых писал Ушинский. Особенно актуальны в наше время принцип наглядности, игровой формы обучения, разнообразия материала, закрепления изученного. Неоценим и вклад Ушинского в общую педагогику. Именно он в своих трудах говорил о развитии духовности обучающихся, часто обращался к опыту и культурному наследию народа, историческим традициям. «Народный воспитательный идеал» Ушинского нашел свое отражение в «национальном воспитательном идеале», сформулированным в современной «Концепции по духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России»
Список использованной литературы
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. 2016. № 5.
Ушинский К. Д. Родное слово: книга для детей и родителей. Новосибирск : Детская литература, 1999.
Ушинский К. Д. Русская школа / сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой ; отв. ред. О. А. Платонов. М. : Ин-т русской цивилизации, 2015.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. : в 2 т. М. ; Л. : Изд-во АПН, 1948. Т. 1.
1 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. : в 2 т. М. ; Л. : Изд-во АПН, 1948. Т. 1.
2 Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. 2016. № 5. С. 3—6.
3 Ушинский К. Д. Русская школа / сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой ; отв. ред. О. А. Платонов. М. : Ин-т русской цивилизации, 2015. 688 с
4 Ушинский К. Д. Родное слово: книга для детей и родителей. Новосибирск : Детская литература, 1999.