Урок 88 (с. 86 - 87)
Тема |
К. Д. Ушинский. Наше Отечество |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с биографией К. Ушинского, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развитию устной речи учащихся |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Читают содержание текста; определяют главную мысль произведения; активизируют и расширяют словарный запас; наблюдают над значением слов; знакомятся с пословицами и поговорками о Родине |
Личностные результаты |
Осознают сопричастность к своей Родине, своему народу |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественных текстах, пословицах и поговорках; логические – осуществляют анализ содержания текста. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины |
К. Ушинский «Наше Отечество». Россия. Отечество. Родина. Государства |
Образовательные ресурсы |
Портрет К. Ушинского. Государственная символика России. Иллюстрация с изображением Георгия Победоносца. http://festival.1september.ru/articles/516394/ |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|||||
II. Актуализация опорных знаний |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ учителя, демонстрация государственных символов, чтение слов и предложений |
На доске написаны слова: государство, страна, город. – Прочитайте слова, можно ли сказать, что эти слова однокоренные? – Чем интересны слова государство, страна? – Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу. – Как называется наша страна, наше государство, наша Родина. – У каждой страны есть своя символика. – Какая символика есть у каждого государства? – Прочитайте предложение – Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? |
Читают слова. – Нет. – Эти слова близки – Родина, Отчизна, Отечество. – Российская Федерация (Россия). Рассматривают флаг, герб, прослушивают гимн России. – Флаг, герб, гимн. – В России много городов: Москва, Волгоград, Саратов, Новгород, Омск. – Москва – столица нашей страны |
Различают однокоренные и близкие по смыслу слова. Подбирают близкие по смыслу слова к слову «Отечество». Называют свое государство, свою Родину. Среди городов находят столицу России. Распознают государственные символы Российской Федерации, объясняют, что гимн слушают стоя. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют ответы на вопросы |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|||||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Сегодня мы будем читать рассказ, из которого узнаем для себя много нового |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Биография |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, показ портрета |
Рассказ биографии К. Д. Ушинского с опорой на портрет |
Слушают рассказ учителя, задают вопросы |
Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы |
Фронтальный. Устные ответы |
|||||
2. Работа с текстом до чтения рассказа (учебник, с. 86–87) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте ключевые слова – Прочитайте, кто автор текста, как называется текст. – Сделайте предположение, о чем будете читать? |
– Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия. Читают. – О нашей общей Родине, стране, в которой мы живем |
По названию рассказа высказывают предположение о его содержании |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|||||
3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество» (учебник, с. 86–87) |
Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа |
– Почему мы называем Отечеством Россию? – Почему Россию называем Родиной? – Почему мы ее называем матушкой?? – Какие вы еще знаете государства? |
Читают рассказ и по ходу чтения отвечают |
Выразительно читают рассказ, высказывают свое мнение, находят |
Коллективный. Чтение, устные ответы |
|||||
Физкультминутка* |
Коллективная. Практический. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
||||||
4. Повторное чтение текста («цепочкой») (учебник, с. 86–87) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение |
– Прочитаем рассказ «цепочкой» |
Читают |
Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания |
Фронтальный. Чтение |
|||||
5. Георгий Победоносец. Работа |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя |
– На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. Учитель рассказывает о сражении и победе молодого воина, получении почетного прозвища. – Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ |
Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию и герб РФ |
Усваивают устный рассказ учителя, извлекают из иллюстрации необходимую информацию, распознают изображение Георгия Победоносца на гербе РФ |
Фронтальный. Работа с иллюстрацией |
|||||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Родина и Отечество. Беседа |
Парная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество Рассказ учителя "Наше Отечество" (слайд 17 - 33) |
Обсуждают проблемный вопрос |
Высказывают свое мнение |
Парный. Устные ответы |
|||||
2. Работа с пословицами и поговорками о Родине |
Групповая. Словесный, проблемный. Чтение, беседа |
– Прочитайте, назовите известные вам пословицы и поговорки о Родине. Объясните их смысл |
Называют пословицы |
Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее. Анализируют смысл пословиц |
Групповой. Устные ответы |
|||||
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализируют и оценивают работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |
Победа над змеем
На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею.
Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, - вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но святой Георгий удержал их:
«Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея». После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище.
Увидев это чудо, 25 000 идолопоклонников приняли христианство.
За победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.
PPSX / 6.73 МбПрезентация к уроку "К.Д.Ушинский «Наше Отечество»"
PPSX / 6.73 Мб