Статья «К. Г. Паустовский - детям о войне» (Тематический обзор книг для тех, кто рассказывает дошкольникам о войне)
К. Г. Паустовский – детям о Великой Отечественной войне
(тематический обзор книг для тех, кто рассказывает дошкольникам о войне)
Как рассказать детям о войне? Какие произведения выбрать? Здесь важно, чтобы самому педагогу был интересен автор и его произведения. Все должно идти от сердца, от искренности, от души. Мне очень нравится творчество К. Г. Паустовского. Это многогранный писатель, сюжеты его книг можно и нужно использовать в решении воспитательных и познавательных задач для детей дошкольного возраста. Когда приходит время рассказать детям о войне, я беру в руки томик любимого писателя…
В годы Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский был военным корреспондентом. Именно тогда писатель познал и тяжкую солдатскую судьбу, и то, как война повлияла на жизнь людей в тылу, и то, как весь народ с честью нес бремя войны. Собственно о войне Паустовский не писал. Однако отзвуки войны слышны в ряде произведений для детей (среди них – «Похождения жука носорога», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь»).
Обратимся к самим произведениям известного автора. «Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький...» («Дремучий медведь»). На примере одной маленькой семьи можно показать детям весь трагизм военного времени.
Дед Кузьма с внучкой Варюшей живут у самого леса в деревушке Моховое. Отправившись в соседнее село купить махорку для деда, девочка на обратном пути заходит на железнодорожную станцию посмотреть поезда и встречает там двух сидящих на платформе бойцов, угощает их махоркой («Стальное колечко»). За что получает от одного из них чудесный подарок – стальное колечко, которое волшебным образом помогает вылечить деда, помогает радоваться жизни в такое непростое время.
Сказка «Тёплый хлеб» начинается с того, что «... кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд ранил вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне...». Коня вылечил мельник Панкрат. Вся деревня помогала прокормить коня, только Филька по прозвищу «Ну Тебя» прогнал его. Такое уже случалось в Бережках во времена Балканской войны. Бросив хлеб в снег, Филька обидел раненого коня так же, как когда-то мужик обидел солдата-инвалида, бросив под ноги заплесневелую хлебную корку. Мужик умер от «охлаждения сердца». За жестокое обращение с конём пришлось отвечать не только Фильке, но и всей деревне («Тёплый хлеб»).
Особое внимание нужно обратить на произведение К. Г. Паустовского «Похождение жука-носорога». Это солдатская сказка полностью посвящена войне. Пётр Терентьев, уходя из деревни на войну, получает на прощание от маленького сына Стёпы подарок – жука-носорога. Посаженный в спичечный коробок, жук-носорог попадает вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. Жук повсюду был вместе с хозяином, однажды даже спас Петру жизнь. В этой истории мало сказочного, разве только то, что все происходящее на войне представлено с позиции жука.
Перед юным читателем предстают и картины подвига народа, который не сдаётся, живёт надеждой, что враг будет побеждён. Автор показывает тяжёлые солдатские будни, нелёгкую дорогу к победе, мужество и стойкость бойцов, пишет о долгом и трудном ратном пути.
Вместе с прошагавшими всю войну товарищами боец Пётр Терентьев возвращается домой с победой, «... в родные места с победителями» вернулся и жук-носорог. «Пётр вынул жука из сумки и положил на ладонь...: «Живой он, мой товарищ… Не тронула его пуля..,теперь жучище этот расскажет своим про войну и про геройское своё поведение. Соберёт всех жуков под можжевельником, поклонится на все стороны и расскажет...» («Похождение жука-носорога»).
Многие герои этих произведений – это ровесники современных детей, поэтому они близки и понятны нашим дошкольникам. Не понятно только, что такое ВОЙНА…
Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков.
Наша педагогическая задача – рассказать так, чтобы дети сами заинтересовались, прочувствовали, поняли. Книги К. Г. Паустовского – прекрасный литературный материал для решения этой важной задачи.