12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцов Сергей Николаевич121
Учитель русского языка и литературы. Мой стаж работы - более 40 лет. Имею высшую категорию. Последние 20 лет работаю в специальной (коррекционной) школе - интернате.
Россия, Луганская Народная Респ., город Суходольск

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Тема: К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Никогда общение писателей с народом

не было таким тесным, как в годы войны.

А.Прокофьев

Цели урока: познакомить обучающихся с творчеством К. Симонова периода Великой Отечественной войны; усовершенствовать технику выразительного чтения и анализа художественного текста; развивать познавательные способности обучающихся, творческое представление и образное мышление; обогащать словарный запас; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, звукозаписи песен о войне.

Ход урока. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой.

Звукозапись «С чего начинается Родина?»

Учитель. Если скажешь слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот…

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Что самое главное для нашей Родины и ее народа?

Да, самое главное – это мир. Мир нужен всем: и взрослым, и детям.

Нам нужен мир

На голубой планете.

Его хотят

И взрослые, и дети.

Им хочется, проснувшись

на рассвете,

Не вспоминать,

не думать о войне!

Нам нужен мир, чтоб строить

города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир

Навеки! Навсегда!

А сейчас посмотрите видеоклип и скажите, о чем мы будем с вами разговаривать на уроке?

Звукозапись «Священная война»

Просмотр видеоклипа.

- Так о чем мы будем говорить на уроке?

-Что такое война?

- Что вы знаете о ней?

- Из каких источников вы знаете о войне?

-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века.

Звукозапись «От героев былых времен»

Учитель. Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. Но именно в это тяжелое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлен подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе «совпало – война, беда, мечта и юность». Это Константин Михайлович Симонов.

2. Презентация

Первый слайд. К.М.Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: «Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий». Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

Второй слайд. К.М.Симонов окончил 7 классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Его стихотворения «Жди меня…», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Родина», «Майор привез мальчишку на лафете» солдаты носили у себя на груди.

Учитель. Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своем дневнике писатель через месяц после начала трагедии:

«Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок прически. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперед чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен».

Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

3.Видеоклип «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

4.Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

-Чтение стихотворения учителем.

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-О чем оно?

Словарная работа ( устаревшие слова) :

кринка – глиняный удлиненный горшок для молока;

тракт – большая проезжая дорога;

погост – кладбище;

салопчик – женская одежда;

Беседа по прочитанному тексту.

-Сколько частей в стихотворении?

-К кому обращается К.Симонов?

Учитель. Алеша – это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времен войны «Землянка».

Анализ первой части.

-Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?

- Какие слова передают настроение поэта?

- Что такое Родина по мнению поэта?

- Какой видится Родина поэту?

Анализ второй части.

-Чем отличается по настроению вторая часть?

-Найдите слова, усиливающие эту веру.

-Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?

-Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

-Кого из наших земляков-героев напоминает этот образ солдата?

-Что значит любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

-Чей образ предстает в последней строфе?

5.Исценировка стихотворения.

6.Рефлексия:

-Какой период войны описан в стихотворении?

-Какую проблему открывает нам автор?

-К чему призывает автор?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Учитель. Стихотворение К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» обращено к нашей памяти. Чтобы знали, чтобы помнили.

Звукозапись песни «Память, за собою позови»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.