К вопросу о разработке адаптированных общеобразовательных программ и дидактического материала по учебному предмету «Обществознание» для учащихся с задержкой психического развития
Шадрина Е.В.
К вопросу о разработке адаптированных общеобразовательных программ и дидактического материала по учебному предмету «Обществознание» для учащихся с задержкой психического развития
Повышение качества образования предполагает ориентацию не только на усвоение учащимися общеобразовательных школ определенной системы теоретических знаний учебных предметов обязательной части учебного плана, но и умений применять их в своей практической деятельности.
Решение поставленной задачи в особой степени зависит не только от определения форм и методов организации обучения учащихся, но и в равной степени от разработки учебно-методических комплексов, в том числе и по общеобразовательной учебной дисциплине «обществознание».
В современном обществе происходят сложные процессы. Для того, чтобы учащиеся с задержкой психического развития понимали эти процессы и умели ориентироваться в них, им необходим определенный запас знаний о человеке и обществе; об экономической, социальной, политической и духовной сферах общества; о взаимосвязи природы и общества.
Вместе с тем дефицит социально значимой информации, слабый уровень развития словесной речи; узкий кругозор учащихся с задержкой психического развития; особенности их речевой, познавательной и мыслительной деятельности существенно ограничивают возможности в понимании и оценке общественной жизни.
В этой связи особое значение имеет разработка адаптированных общеобразовательных программ и дидактического материала по обществознанию. На наш взгляд, такие компоненты учебно-методического комплекса необходимо разрабатывать с учётом всех вышеперечисленных особенностей учащихся с задержкой психического развития.
Разработка дидактического материала по учебному предмету «обществознание» осуществляется соответственно принципам:
1.Отбора и систематизации учебного материала диалектическим методом:
выделение основных разделов и тем, установление между ними внутрипредметных связей;
установление интегративных связей обществознания с другими общеобразовательными предметами обязательной части и курсами части, формируемой участниками образовательных отношений;
отражение связи теоретических знаний, изложенных в этом учебном курсе с жизненным опытом учащегося.
2.Подачи учебного материала соответственно предшествующему опыту учащихся:
учет конкретных условий жизни учащегося с задержкой психического развития;
постепенное введение терминов, по мере расширения словарного запаса.
3.Руководства познавательной деятельностью учащихся: включение в методический аппарат учебного материала вопросов репродуктивного, аналитического, обобщающего типа и заданий на развитие познавательных возможностей.
Отбор и систематизация учебного материала курса, а также его подача соответственно предшествующему опыту учащихся с задержкой психического развития способствует реализации принципа доступности и, в определённой степени, решает проблему перегрузки таких учащихся. Обязательная система вопросов к учебному материалу позволяет учащимся лучше освоить и закрепить получаемые знания, приобрести определённые умения.
Содержание дидактического материала для учащихся с задержкой психического развития содержит такие элементы, как:
название темы и план занятия;
целевая установка на обучение, чтобы учащиеся могли установить, какой учебный материал им необходимо усвоить;
основной текст лекции с выделением опорных понятий, необходимых для запоминания и осмысления;
иллюстрация основных понятий на конкретных жизненных ситуациях;
задания на обогащение и развитие речи учащихся с задержкой психического развития;
словарь новых терминов;
теоретические и практические задания и упражнения репродуктивного, аналитического, обобщающего и креативного типа.
структурно-логические схемы и таблицы.
В процессе объяснения темы использую такие дидактические приемы, как связь теоретических положений с жизненным опытом учащихся; диалоговая форма подачи учебного материала, когда при объяснении новых разделов курса и новой терминологии обращаюсь к учащимся с целью выяснения их реальных представлений об изучаемом предмете.
В заключение следует подчеркнуть, что в образовании учащихся с задержкой психического развития особое значение имеет принцип доступности и учет их реального жизненного опыта, опираясь на который в изложении любой темы учебного курса возможно достичь понимания и положительного педагогического результата.
4