Классный час с элементами тренинга «Жизнь удивительна или как бороться со стрессом?» (5–7 классы)
Классный час с элементами тренинга «Жизнь удивительна или как бороться со стрессом?»
Цель: развитие стрессоустойчивости, расширение рамок восприятия негативных ситуаций, формирования базы доверия в группе, сплочение коллектива.
Использованы методы: беседа, медитация, притчи, методы НЛП, телесноориентированной терапии, арт – терапии.
Занятие рассчитано на 1час 20 мин.
Оборудование: ноутбук, музыка для медитаций, колонки, название тренинга, шарф, наглядность «Забор отзывов, пожеланий и предложений»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Люди к людям»
Начнем наше занятие традиционно с ритуала приветствия. Но приветствовать друг друга будем необычными способами – разными частями тела. Для выполнения упражнения необходимо разбиться в пары. На счет 3 нужно найти себе партнера. 1, 2, 3! Итак, смотрите (показываю в паре с 1 человеком) ладонь к ладони, колено к колену, мизинец к мизинцу. А теперь «Люди к людям»! – по этой команде нужно быстро поменяться партнерами в произвольном порядке. Вопросы есть? Начали!
2. Тема занятия «Жизнь хороша и удивительна или как бороться со стрессом?»
- Сегодня мы разберем значение стресса в жизни человека и научимся некоторым методам стрессоустойчивости.
3. Мини – беседа «Стресс – это…»
- Как вы понимаете, что такое стресс? (Стресс - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека).
Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний, повышение чувствительности к вирусным заболеваниям, мигрени, повышенному давлению, боли в спине, сахарный диабет, и др.
- Что же является причиной возникновения стресса?
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).
- Приведите примеры стрессовых ситуаций (экзамены, разрыв с любимым человеком, утрата (смерть любимого человека, развод родителей), лишение жилья, увольнение с работы, публичное выступление, адаптация к новому коллективу, требованиям, нагрузке и др.
- Всегда ли стресс отрицательно влияет на человека? Можно ли посмотреть на ситуацию с позитивной стороны? Что он дает? Чему учит?
Сейчас мы будем учиться смотреть на ситуации с разных сторон.
3. Упр. (подготовка) «Хорошо – плохо»
По цепочке называем, какую – то проблему и говорим по шаблону:
« 1 хорошо, потому что 2», «2 плохо, потому что3», …
Например: «Вставать рано хорошо, потому, что много успеваешь за день». Другой человек продолжает: «Успевать за день много плохо, потому что устанешь» и т. д. Говорить нужно быстро, не зацикливаясь на смысле, главная цель: понять принцип, видеть с двух сторон разные ситуации.
Молодцы! Теперь усложним.
4. Упр. «Даже если…, в любом случае…» (в тройках)
Разбейтесь на тройки. По очереди в своих микрогруппах отрабатывайте навык по шаблону «Даже если…, в любом случае…». Старайтесь подобрать максимальное количество вариантов выхода из ситуации.
Например, даже если меня бросил парень, в любом случае:
· Я так просто не сдамся;
· У меня появится возможность встретить свою вторую половину;
· У меня будет больше времени, чтобы заняться собой…
Рефлексия:
- Как было? Поделитесь впечатлениями?
- Какие затруднения возникли в ходе выполнения задания?
- Даже когда случилось, что- то непоправимое (развод родителей, пожар, раскол отношений с любимым человеком и др.), можно вынести из этого опыт, а это уже позитивно для личности. Ведь благодаря ему, в будущем, вы сможете избежать многих ошибок.
Притча о сухом дереве.
«В пустыне жила одна птица. Домом и защитой ей служило сухое дерево. Она много времени и сил тратила на поиски пищи, влагу она брала из растений, которые изредка удавалось найти. Однажды налетела буря, и вырвало дерево и унесло. Птице пришлось очень долго лететь в поисках нового пристанища. Но она не теряла надежды. И когда она из последних сил продолжала махать уставшими крыльями, то увидела оазис. Там было много воды, зелени, плодов! Ее усилия были вознаграждены!»
А теперь вопрос:
-Если бы дерево не было разрушено, нашла бы птица этот оазис? Почему?
- Какой вывод можно сделать? Люди боятся изменений в жизни, боятся рисковать: «Пан или пропал».
Порой стрессовая ситуация является толчком к активным действиям, ведь терять уже нечего.
В девяностые годы много людей разорились, в связи с экономическим кризисом в стране, но некоторые смогли наоборот подняться и преуспеть, воспользовавшись ситуацией.
- Приведите примеры, когда в результате стрессовой ситуации, люди смогли добиться большего в жизни.
- Почему же тогда не все после пережитого стресса становятся успешными?
Мне это напоминает сказку о двух лягушках, которые попали в крынку с молоком. Одна опустила лапки и утонула, а другая барахталась долго и усердно, молоко скисло, и превратилось в масло.
- Какой можно сделать вывод?
Каждый сам делает свой выбор: или опустить руки и плыть по течению, при этом обижаться на правительство, время, злиться и завидовать более удачливым и успешным коллегам, соседям... Или поставить перед собой цель и планомерно и активно достигать ее.
- Что бы могло помочь справиться в трудной ситуации, чтобы легче пережить стресс? (поддержка, забота, внимание близких, доверие, знание того, что ты нужен и важен для своих близких)
6. Упр. «Эмоциональная поддержка» (под музыку)
Сейчас у нас будет возможность прожить, ощутить эти чувства на себе.
Одному человеку наденем повязку на глаза, остальные по - очереди оказывают ему эмоциональную поддержку с помощью прикосновений. В роли клиента будут участвовать все, по очереди. Важно в этот момент прочувствовать все переживания, осознать обратную реакцию на происходящее.
Рефлексия:
- Как ощущения? Что происходило у вас в душе во время выполнения упражнения?
- Было ли трудно довериться группе? Расслабиться и предаться ощущениям?
- Что легче было, принимать поддержку или оказывать ее?
- Что мешало?
- Что дало выполнение упражнения? Какой опыт вы получили?
Важно в трудных ситуациях близкому человеку оказывать поддержку не только эмоциональную, но и на уровне прикосновений. И самому принимать ее от друзей, близких, доверяя, а значит, разделяя не только радости, но и горести, печали. Ведь не зря говорится, что «друг познается в беде».
7. Медитация «Поляна и водоем» (под музыку)
«Сядьте удобнее, закройте глаза, прислушайтесь к дыханию, почувствуйте тяжесть своего тела, тепло разливающееся изнутри, ощущение покоя и безопасности наполняет вас все больше. Представьте себе, что вы оказались в летний теплый денек на лесной полянке. Солнечное тепло согревает кожу, а теплый легкий ветерок колышет ваши волосы. Слышны шелест листвы и пение птиц. Приятно пахнет свежей травой и цветами. Сделайте все, что хочется сделать, насладитесь образом, запомните ощущения. (пауза значительная) Откуда то пахнуло свежестью и влагой. Прислушайтесь, может поблизости есть ручей или озеро? Пройдите на звуки журчания воды. Что это? Понаблюдайте за открывшимся видением. (пауза)
Что хочется сделать? Сделайте это. (пауза значительная) Запомните образ, свои чувства. И возвращайтесь назад, в этот кабинет, в настоящее время. Потянитесь, как будто только, то проснулись, и поделитесь своими впечатлениями».
Рефлексия:
- Как ощущение, состояние? Поделитесь впечатлениями. Удалось ли расслабиться? Увидели образы? Чем хотелось бы поделиться? Удалось отдохнуть? Что дало это упражнение?
То, что вы увидели – это ресурсное место, в которое вы всегда можете погрузиться, когда будет необходимость, чтобы напитаться гармонией, покоем, умиротворением.
8. Групповой рисунок своего состояния. (под медитативную музыку)
Рефлексия: - Как ощущение, состояние? Поделитесь впечатлениями.
9. Итоговая рефлексия
- Как вам занятие?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Что было самым ярким и интересным?
-Какую важную информацию вы для себя взяли?
- Что дало вам это занятие? К чему подтолкнуло задуматься? Какие выводы для себя сделали?
10. Ритуал прощания «Пока! Пока!»
Хорошо. Ну, а заканчиваем наше занятие ритуалом прощания.
Встаньте в круг спиной, поднимите левую руку вверх. Посмотрите в круг, друг на друга. Улыбнитесь.Спасибо всем за участие! До свидания.
Наглядность: «Забор отзывов, пожеланий и предложений»
По материалам сайта «Социальная сеть работников образования». Карпова Н.Н. Тренинг "Жизнь хороша и удивительна или как противостоять стрессу» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/03/25/trening