Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Как человек использует свойства воды»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: «Школа 2100»
Технологическая карта
Тема | Как человек использует свойства воды. | |||||
Цель | Изучить свойства воды и узнать, как человек использует их в жизни. | |||||
Задачи | Узнать, какими свойствами обладает вода. Ответить на вопрос, где и как различные свойства воды помогают человеку. | |||||
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, технология проблемного диалога, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение, установление соответствия, опыт, как доказательство истины, структурирование знаний,построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | |||||
Основные понятия | Свойства, существенные признаки, текучесть, растворитель, не сжимаема, выталкивающая сила, закон сохраняющихся сосудов. | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. «Мое Отечество». 4 класс Мультимедиапроектор, кабинет – камера, презентация слайдов к уроку, ноутбуки для работы в группах, информационные листы, оборудование для опытов. | |||||
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Версии учащихся. | На столе учителя глобус и комнатный цветок – бальзамин. Что необычное заметили в классе? Табличка на доску: «Вода» | Называют окружающие предметы и их связь. Вода – вещество. | Внутренняя позиция школьника. Высказывают предположения о предмете урока. Обосновывают свое мнение. | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организует работу по актуализации опорных знаний, позволяющих быстро включить учащихся в освоение новых знаний. | В ходе фронтального опроса повторяют изученную ранее тему «Три состояния воды». Высказывают свои ожидания от урока. | Слайд 1. Три состояния воды. | Три состояния воды. | Выдвигают предположение о теме урока. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |
III. Постановка учебных задач. Цель. Из данной темы сформулировать задачи урока. | Организует работу учащихся на формулирование задач урока в нахождении и объяснении ключевых слов данной авторами темы. | Формулируют учебные задачи: составить список свойств воды и доказать их. | Слайд 2. Свойства – существенные признаки. Табличка на доску: «Как человек использует свойства воды» | Свойства – существенные признаки. | Опираясь на жизненный опыт и знания, высказывают своё мнение. | |
IV Решение первой учебной задачи. Работа с разными источниками. Цель. Учить находить информацию в разных источниках, выделять главное, сжимать информацию. | Организация работы с ноутбуком, информационным листом. | Составляют список свойств воды (возможно, не весь), | Работая в группах, ищут информацию. Слайд 3 Правила работы в группах. | Список свойств воды: - без цвета - без запаха - без вкуса - прозрачность - растворитель - текучесть - не сжимаема - выталкивающая сила - закон сообщающихся сосудов | Работая с разными источниками, выделяют существенную информацию. Приходят к общему мнению в совместной деятельности. | |
V Решение второй учебной задачи. Опыты. Цель. На основе опытов доказать свойства воды. | Контроль над проведением опытов в группах. В результате недостатка оборудования демонстрация некоторых опытов затруднена. | Доказывают свойства воды: - прозрачность; - не имеет вкуса, запаха, цвета; - текучесть; - растворитель; - выталкивающая сила; Фиксируют, что не могут продемонстрировать опыты, доказывающие закон сообщающихся сосудов и не сжимаемость воды. | Проведение опытов в группах. Демонстрация опытов перед классом. Фиксация границы: могу – не могу. | Доказательства свойств воды посредством опытов. | Опыт, как доказательство истины, наблюдение, анализ, обобщение. Познавательная инициатива. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. | |
VII Решение задачи «Как человек использует свойства воды». Цель. Помочь ученикам, опираясь на жизненный опыт, умение делать выводы, наблюдения во время проведения опытов понять, как человек использует данные свойства воды в жизни. | Опираясь на наблюдения учащихся, предлагает соотнести свойства воды с их использованием. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в группах. Индивидуальное оказание помощи по необходимос-ти. | Предположения, версии учеников. Практическая работа в группах с таблицей, где находят связь свойств воды с иллюстрацией (использование человеком). Обоснование выбора своих действий. | Соотнесение свойств воды с иллюстрациями. Слайд 4 Таблица: свойства воды -использование в жизни. Фиксация границы: знаю – не знаю (как соотнести гидравлический домкрат со свойствами воды) | Где человек научился использовать свойства воды. | Познавательная инициатива; структурирование знаний; построение речевых высказываний. Доносят свою позицию до других. Действия в новом учебном материале. Представление информации в таблице. | |
VIII Рефлексия. Цель. Определить связь данной темы с темой раздела. | Путём фронтального опроса устанавливает связь темы с темой раздела. | На основе знаний предыдущих тем данного раздела, приходят к выводу, что человек, используя свойства воды, научился строить различные устройства, приспособления, сооружения, средства передвижения. | Слайд 5 «Рукотворная природа». | Использование свойств воды человеком как часть раздела «Рукотворная природа» | Обоснование своего мнения путём установления логических цепочек, умение делать вывод на основе рассмотренной темы и жизненного опыта. | |
IX. Д/з. | Уточняет, как сохранить и сжать полученную информацию. | Предлагают составить таблицу, где вместо слов использовать рисунки; кластер; выделение ключевых слов. | Учебник с.83 - 88, выполнить в тетради работу по сохранению информации по данной теме. | | |