Урок на тему «Устаревшие слова» (Русский язык, 2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока русского языка во 2 классе МБОУ Верхнецасучейская СОШ
Учитель: Чимитова И.Т.
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Устаревшие слова».
Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с устаревшими словами.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов в русском языке; развивать умение определять лексическое значение устаревших слов; показать их роль в нашем языке, в художественной литературе.
Учит видеть устаревшие слова в художественных текстах; учить пользоваться толковым словарём и извлекать информацию из текстов.
Воспитывать у школьников внимание к живому слову, интерес к изучению родного языка, к его истории.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение находить в текстах устаревшие слова, понимать и объяснять их значение.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы проведения: постановка проблемы; объяснительно-иллюстративный; исследовательский; частично-поисковый.
Оборудование, наглядность: компьютер, интерактивная доска, планшеты, толковые словари, презентация, учебник Русский язык 2 класс автор С.В. Иванов.
№ |
Этап урока |
Презентация |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учеников |
1 |
- Дети, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться. - Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету вам скажу: «Будет интересно»! |
Да! Да! Да! Да! (Проверяют готовность к уроку) |
||
2 |
Подготовка к основному этапу урока. |
СЛАЙД 1 |
- Ребята, сейчас мы перенесёмся с вами на много лет назад. - Представьте себя в старинном русском городе. Обратите внимание на людей, на дома. Давайте, заглянем в один из домов и послушаем, о чём разговаривает хозяйка дома со своей служанкой. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова. - Значение каких слов вам не понятно? - Почему? - Куда они исчезли? - Почему? |
Называют непонятные слова. Отвечают на вопросы. |
3 |
Постановка темы и задач урока |
СЛАЙД 2-3 |
- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода, какие-предметы или явления, постепенно забываются, устаревают. - Как вы думаете, как называются слова, которые ушли из нашей речи, устарели? - Какая тема урока? - Какие задачи поставим на урок? -Выскажите свои предположения, какие слова называются устаревшими? |
Отвечают на вопросы Определяют и формулируют тему урока и основную мысль урока Работают с правилом в учебнике |
4 |
Первичное усвоение знаний |
СЛАЙД 4-5 |
Работа с четверостишием А.С. Пушкина. Снега пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. - Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал А.С. Пушкин? - Почему? - Назовите незнакомые слова. - Объясните, почему они устаревшие? - Посмотрим на эти предметы. - Как вы думаете, почему в четверостишии Пушкина так много устаревших слов? - Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии? - Прочитайте его ещё раз. - Расскажите. Работа по учебнику. Выполнение упражнения 1 стр. 83 |
Ученики читают четверостишие, рассказывают какую картину они представили читая эти строки. Отвечают на вопросы. Знакомятся со значением устаревших слов Толкование любых двух слов записывают в тетрадь. |
5 |
Работа со словарями |
СЛАЙД 6-7 СЛАЙД 8-12 СЛАЙД 13-16 |
- Мы выяснили какие слова называются устаревшими. Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, где можно узнать лексическое значение этих слов? - Какие словари вам известны? Работа в группах. Задание на карточках. Найти лишнее слово, его лексическое значение в разных источниках. Работа с устаревшими названиями частей тела человека. |
Учащиеся перечисляют названия толковых словарей Читают ряд слов, выделяют лишнее слово, по словарю находят его лексическое значение. |
6 |
Физкульт-минутка |
СЛАЙД 17 |
Разведите в стороны десницу и шульцу, соедините их, положите на рамена, опустите. Вытяните выю. Поверните главу вправо, влево. Наклоните главу вперёд – поднимите. Закройте очи, откройте их, поводите по сторонам. Погладьте себя по ланитам. Сожмите и разожмите уста. Потрясите дланями и пощёлкайте перстами. |
Дети выполняют упражнения. |
7 |
Работа с русской народной сказкой «Кривая уточка» |
СЛАЙД 18-23 |
Сказка разделена на три части, в каждой части встречается одно устаревшее слово. Ученики находят его, его лексическое значение. Одна группа эксперты. |
Ученики читают отрывки сказки, находят устаревшее слово, по словарю находят его лексическое значение. Ведут записи в тетрадях. |
8 |
Упражнение на закрепление знаний |
СЛАЙД 24 |
На слайде справа картинки с изображением старинных предметов, слева – устаревшие их названия. |
Учащиеся устанавливают соответствие и соединяют их. |
9 |
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
СЛАЙД 25-26 |
- Какие слова называют устаревшими? - Почему слова устаревают? - О чём рассказывают устаревшие слова? Нужно ли собирать, беречь устаревшие слова? |
Рефлексия на материал урока: ответы на вопросы. |
10 |
Оценивание деятельности учащихся на уроке, домашнее задание. |
СЛАЙД 27 |
Выставление оценок за деятельность на уроке. В художественной литературе найти примеры устаревших слов, найдите их значение в толковом словаре, подумайте, почему устарели эти слова. |
PPT / 5.78 Мб
Дармина Елена Николаевна