Урок на тему «Устаревшие слова» (Русский язык, 2 класс)

3
1
Материал опубликован 17 July 2019

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока русского языка во 2 классе МБОУ Верхнецасучейская СОШ

Учитель: Чимитова И.Т.

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Устаревшие слова».

Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с устаревшими словами.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов в русском языке; развивать умение определять лексическое значение устаревших слов; показать их роль в нашем языке, в художественной литературе.

Учит видеть устаревшие слова в художественных текстах; учить пользоваться толковым словарём и извлекать информацию из текстов.

Воспитывать у школьников внимание к живому слову, интерес к изучению родного языка, к его истории.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение находить в текстах устаревшие слова, понимать и объяснять их значение.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы проведения: постановка проблемы; объяснительно-иллюстративный; исследовательский; частично-поисковый.

Оборудование, наглядность: компьютер, интерактивная доска, планшеты, толковые словари, презентация, учебник Русский язык 2 класс автор С.В. Иванов.

Этап урока

Презентация

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

1

Эмоциональ-ный настрой на урок

 

- Дети, вам тепло?

- В классе светло?

- Прозвенел уже звонок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться.

- Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету вам скажу: «Будет интересно»!

Да!

Да!

Да!

Да!

(Проверяют готовность к уроку)

2

Подготовка к основному этапу урока.

СЛАЙД 1

- Ребята, сейчас мы перенесёмся с вами на много лет назад.

- Представьте себя в старинном русском городе. Обратите внимание на людей, на дома. Давайте, заглянем в один из домов и послушаем, о чём разговаривает хозяйка дома со своей служанкой. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.

- Значение каких слов вам не понятно?

- Почему?

- Куда они исчезли?

- Почему?

Называют непонятные слова.

Отвечают на вопросы.

3

Постановка темы и задач урока

СЛАЙД 2-3

- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода, какие-предметы или явления, постепенно забываются, устаревают.

- Как вы думаете, как называются слова, которые ушли из нашей речи, устарели?

- Какая тема урока?

- Какие задачи поставим на урок?

-Выскажите свои предположения, какие слова называются устаревшими?

Отвечают на вопросы

Определяют и формулируют тему урока и основную мысль урока

Работают с правилом в учебнике

4

Первичное усвоение знаний

СЛАЙД 4-5

Работа с четверостишием А.С. Пушкина.

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

- Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал А.С. Пушкин?

- Почему?

- Назовите незнакомые слова.

- Объясните, почему они устаревшие?

- Посмотрим на эти предметы.

- Как вы думаете, почему в четверостишии Пушкина так много устаревших слов?

- Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?

- Прочитайте его ещё раз.

- Расскажите.

Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 1 стр. 83

Ученики читают четверостишие, рассказывают какую картину они представили читая эти строки.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся со значением устаревших слов

Толкование любых двух слов записывают в тетрадь.

5

Работа со словарями

СЛАЙД 6-7

СЛАЙД 8-12

СЛАЙД 13-16

- Мы выяснили какие слова называются устаревшими. Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, где можно узнать лексическое значение этих слов?

- Какие словари вам известны?

Работа в группах.

Задание на карточках. Найти лишнее слово, его лексическое значение в разных источниках.

Работа с устаревшими названиями частей тела человека.

Учащиеся перечисляют названия толковых словарей

Читают ряд слов, выделяют лишнее слово, по словарю находят его лексическое значение.

6

Физкульт-минутка

СЛАЙД 17

Разведите в стороны десницу и шульцу, соедините их, положите на рамена, опустите. Вытяните выю. Поверните главу вправо, влево. Наклоните главу вперёд – поднимите. Закройте очи, откройте их, поводите по сторонам. Погладьте себя по ланитам. Сожмите и разожмите уста. Потрясите дланями и пощёлкайте перстами.

Дети выполняют упражнения.

7

Работа с русской народной сказкой «Кривая уточка»

СЛАЙД 18-23

Сказка разделена на три части, в каждой части встречается одно устаревшее слово. Ученики находят его, его лексическое значение. Одна группа эксперты.

Ученики читают отрывки сказки, находят устаревшее слово, по словарю находят его лексическое значение. Ведут записи в тетрадях.

8

Упражнение на закрепление знаний

СЛАЙД 24

На слайде справа картинки с изображением старинных предметов, слева – устаревшие их названия.

Учащиеся устанавливают соответствие и соединяют их.

9

Подведение итогов урока. Рефлексия.

СЛАЙД 25-26

- Какие слова называют устаревшими?

- Почему слова устаревают?

- О чём рассказывают устаревшие слова?

Нужно ли собирать, беречь устаревшие слова?

Рефлексия на материал урока: ответы на вопросы.

10

Оценивание деятельности учащихся на уроке, домашнее задание.

СЛАЙД 27

Выставление оценок за деятельность на уроке.

В художественной литературе найти примеры устаревших слов, найдите их значение в толковом словаре, подумайте, почему устарели эти слова.

 
презентация
PPT / 5.78 Мб

Предварительный просмотр презентации

Тема урока: Устаревшие слова.

Задачи: Выяснить, какие слова называются устаревшими. Узнать, какую роль играют устаревшие слова в русском языке. Учиться находить устаревшие слова в тексте и объяснять их значение.

Снега пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушачке. А.С. Пушкин

Снега пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушачке. А.С.Пушкин

Даль Владимир Иванович

Ожегов Сергей Иванович

1) Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. 3) Стол, утюг, коромысло, кастрюля. 2) Пальто, плащ, шуба, кафтан. 4) Нос, рот, очи, уши.

1) Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

2) Пальто, плащ, шуба, кафтан.

3) Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

4) Нос, рот, очи, уши. ОЧИ - ГЛАЗА

Уста

Очи

Чело

Ланиты

Жили-были дед да баба. Взяли они как-то раз лукошко и пошли за грибами. Нашли в лесу уточку. А эта уточка была кривая. Принесли они её домой. Назавтра встали и опять пошли за грибами, а ей сделали гнёздышко из перьев. Они ушли , а уточка обернулась девушкой, дом вымыла, воды наносила и пирогов испекла.

ЛУКОШКО

Дед и баба пришли и спрашивают: Кто это у нас всё так прибрал? А соседи им говорят: У вас тут кривенькая девушка воду носила. Вот дед и баба и назавтра ушли да и спрятались в амбаре. Уточка обернулась девушкой и пошла за водой. А дед да баба выскочили да и бросили её пёрышки в печь. Пёрышки все и сгорели.

АМБАР

Тут пришла девушка и заплакала. Стала просить у деда, у бабы золотую прялку. Села на крылечко и прядёт. Летит стадо гусей-лебедей. Она и говорит: Гуси мои милые, дайте мне по пёрышку. А те говорят: - Другие летят, они и дадут. Опять летит стадо гусей. - Гуси мои милые, дайте мне по пёрышку. - Другие летят, они и дадут. Тут летит одинокий гусь, он и бросил ей пёрышки. Стала она опять уточкой и улетела. Поплакали дед с бабой, да ничего не выплакали.

ПРЯЛКА

Кушак Лапти Коромысло Ямщик Прялка Лукошко Кафтан Очи

Задачи: Выяснить, какие слова называются устаревшими. Узнать, какую роль играют устаревшие слова в русском языке. Учиться находить устаревшие слова в тексте и объяснять их значение.

Было интересно… Было интересно… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересный урок! Очень понравилась физминутка. Спасибо!

17 July 2019