Урок «Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действие» (Русский язык, 3 класс)
Тема: «Слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия»
Цели урока:
1. Образовательные:
Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названия действий; закреплять умения учащихся находить данные слова в тексте по вопросам кто? что? что делает?
2. Коррекционно-развивающая:
Развивать и корригировать устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывающие:
Воспитывать интерес, активность и любознательность.
Оборудование:
У учащихся:
• учебник, тетради;
• письменные принадлежности.
У учителя:
• учебник;
• наглядный и демонстрационный материал (картинный словарь, карточки-слоги, рисунок «Начало весны», ребусы).
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой на урок. (Солнышко)
- Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение!
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!
2. Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить всё, что мы знаем о словах-названиях предметов и словах-названиях действий, поэтому надо быть внимательными, старательными и аккуратными.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Чистописание.
- Ребята, а давайте узнаем какое слово мы будем писать на минутке чистописания. Для этого один ученик должен пойти к доске и прочитать слово, затем поменять слоги местами и прочитать новое слово.
на-сос сос-на
а) звуко-буквенный анализ
- С какой буквы начинается слово, прописанное на доске? Какой звук она обозначает?
- Назовите слова, которые начинаются с этого звука.
- Разделите слово на слоги. Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько всего звуков? А букв?
- Пропишите в тетради слово, правильно соединяя буквы.
2. Словарный картинный диктант.
Учитель поочередно прикрепляет рисунки , ученики называют то, что на них изображено, один ученик комментирует у доски.
Корова, берёза, собака.
- Поставьте ударение, выделите безударную гласную .
III. Обобщение по теме: «Слова-названия предметов».
1. На доске написаны заранее слова: чашка, кот, книга, стол, волк, врач.
- Что обозначают эти слова? (Слова-названия предметов)
- На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? (слова-названия предметов отвечают на вопросы кто? или что?)
- На какие два столбика можно разделить эти слова? (слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?)
На доске: Кто? Что?
кот чашка
волк книга
врач стол
- Повторите, какие слова отвечают на вопрос кто? что?( 1. слова, обозначающие неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос что? 2. Слова, обозначающие живые существа- животных, людей, отвечают на вопрос кто?
IV. Физминутка
V. Обобщение по теме: «Слова-названия действий предметов».
1. На доске написаны заранее слова: идёт, светит, плывёт.
- Что обозначают эти слова? (Слова-названия действий предметов)
- На какие вопросы отвечают слова-названия действий предметов? (слова-названия действий предметов отвечают на вопросы что делает? что делают?)
2. Работа над рисунком.
- Рассмотрите рисунок. Какое время года на нём изображено? (Весна)
- Составьте предложения по рисунку, используя слова, записанные на доске. (Ярко светит солнце. По реке плывёт лёд.)
- А скажите, на рисунке изображено начало весны или же конец? (начало весны)
- Да, верно. Весна только вступает в свои права. Весна идёт по земле.
- Повторите ещё раз свои предложения.
- У нас с вами получился рассказ. Запишите его в тетрадь.
Весна идёт. Ярко светит солнце. По реке плывёт лёд.
(Комментированное письмо предложений в тетради).
- Найдите слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Подчеркните их одной чертой.
- Найдите слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? Подчеркните их двумя чертами.
VI. Итог урока.
1. Повторение понятий слов, обозначающих предметы и действия предметов.
2. Выставление оценок. Запись домашнего задания.