Учебный предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2 класс
|
Задачи урока
|
Познавательные: отработать умение самопроверки и взаимопроверки; формировать умение находить корень слова; формировать умение образовывать однокоренные слова;
Развивающая: развивать мышление, воображение, восприятие, речь; развивать умение сравнивать, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета
|
Цель урока
|
Познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах.
|
Технологии, методы и приемы
|
Словесный, практический, наглядный
|
Основные понятия, термины
|
Корень слова, однокоренные слова
|
Тип урока
|
Открытие нового знания
|
Планируемые результаты
|
Предметные:
1.1 умение выделять «корень» слова;
1.2 распознавать и подбирать однокоренные слова;
|
Метапредметные:
2. Познавательные
2.1 читать и осознавать смысл прочитанного;
2.2 работать с книгой;
2.3 действовать по алгоритму;
2.4 правильно оформлять практические работы;
3. Личностные:
3.1 выделять главное;
3.2 систематизировать;
3.3 обобщать;
3.4 делать выводы;
3.5 анализировать;
3.6 сравнивать
3.7 выстраивать цепь рассуждений и алгоритм ответа
4. Регулятивные
4.1 строить предположения;
5. Коммуникативные
5.1 слушать и слышать другого;
5.2 задавать вопросы;
5.3 аргументированно отстаивать свою позицию.
|
Организация пространства
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
Групповая, индивидуальная, парная.
|
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1
Плакат с изображением дерева, карточки с творческим заданием.
|
Технология обучения
|
Этапы урока
|
Формируемые умения
|
Оформление доски, наглядность
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
5.1
|
|
-Здравствуйте, ребята!
– Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку?
-Отлично! Тогда начинаем наш урок.
|
Проверяют готовность к уроку.
|
Постановка учебной задачи, создание мотивации.
|
2.3
3.1
3.2
3.5
3.6
3.7
5.1
|
Изображение дерева
|
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Ребята посмотрите на доску.
(На доске висит изображение дерева)
- Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево.
- А только у деревьев такие части? Правильно, у всех растений.
- А без какой самой главной части растения не смогли бы
выжить, которая питает растение удерживает и его в земле?
- Правильно, ребята, это конечно же корень.
-Скажите, а что еще не может обойтись без корня? Нужен ли зубу корень?
-Правильно, и нашему зубу, и растениям нужны корни.
-Ребята, а как вы думаете, а есть ли у наших слов какая- то часть, без которой слово не могло бы существовать?
-Ребята, этой задаче мы и посвятим наш урок.
|
Записывают в тетрадь число
Рассматривают изображение
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопрос
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Высказывают предположения
|
Решение учебной задачи на основе наблюдения над фактами языка
|
1.1
1.2
3.1
3.2
3.5
3.6
4.1
5.2
5.3
|
|
-Отгадайте загадку.
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка...
-Запишите слово роза в тетрадях.
-Что вы можете сказать про это слово?
(Разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные).
-Назовите этот цветок ласково. Запишите слово розочка в тетрадь
-Какой цвет у розы?
-А бывают ли розовые розы? Запишите слово розовая в тетрадь
-Внимательно посмотрите на слова, что заметили. Родственные ли эти слова?
-Действительно, все эти слова родственные.
-А как вы догадались, что данные родственные слова образовались от одного слова?
-Может быть у родственных слов есть что-то общее?
-Найдите в родственных словах ту общую часть, которая указывает на родственность этих слов.
-Какую общую часть нашли во всех родственных словах?
-Ребята, а давайте закроем пальчиком эту часть в слове. Можем ли мы теперь прочитать это слово?
-Так что, без этой части слово не может существовать?
-Действительно.
-Так как же мы назовем эту часть слова?
-Может нам обратиться к нашему дереву? Без какой части оно не может существовать?
- Может быть это корень слова, если мы выясняли, что без этой части слово не может существовать?
-Придумайте значок, с помощью которого можно выделить корень в словах графически.
|
Отгадывают загадку
Записывают слово в тетрадь. Выполняют задание
Записывают слово в тетрадь.
Записывают слово в тетрадь.
Отвечают
на вопросы
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассуждают
Придумывают обозначение
|
Работа над формулировкой учебника.
|
2.1
2.2
2.3
3.2
3.3
|
|
-Ребята, а теперь давайте прочитаем, что же об этом знают ученые, узнаем, какое обозначение корню слова они придумали.
На странице 61 прочитайте правило, используя прием чтения с пометами.
-Итак, ребята, что же нового вы узнали из правила? Как же мы будем выделять в слове корень?
|
Читают правило в учебнике. Чтение с пометами
Отвечают на вопрос
|
Закрепление.
|
1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
2.4
3.5
3.6
5.3
|
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева записано слово лес)
|
-Когда – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был тот сад фруктовым –
Был он только словом.
Разрастаться стало вскоре
Это слово, слово – корень,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
- Сейчас мы познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
-Прикрепите те слова, которые являются однокоренными. (Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница)
- Что объединяет эти слова?
Что у них общего?
Можно ли сказать, что они близки по значению?
Какую общую часть они имеют?
-Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами потренируемся искать родственные слова.
Выполнение упражнения № 84.
-Почитайте группы слов. Почему слова так записаны?
-Докажите, что в первой группе слова родственные.
-Докажите, что во второй группе слова родственные.
-Спишите любую группу родственных слов.
-Как обозначим общую часть?
Учебник упражнение 85.
-Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.
-Продолжим тренироваться подбирать однокоренные слова. Выполняем упражнение 89. Подберите к каждому из слов однокоренное- то, от которого образовалось данное слово. Какая буква пропущена в каждом слове? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах корень.
-Проверим, как вы умеете искать однокоренные слова самостоятельно. Упр. 90.
-Прочитайте, найдите однокоренные слова. Запишите однокоренные слова группами. Обозначьте в словах корень.
-Молодцы, ребята.
|
Слушают учителя
Выполняют творческое задание
Отвечают на вопросы
Выполняют упражнение 84
Отвечают на вопросы
Выполняют упражнение 85
Выполняют упражнение 89
Выполняют упражнение 90
|
Итог урока. Рефлексия.
|
3.1
3.2
3.3
3.4
5.1
|
|
- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
- Что такое корень слова?
- Как правильно определить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
- Каковы признаки однокоренных слов?
- Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке.
Я понял ...
Я узнал ...
Я открыл для себя ...
Теперь я могу сам...
Я легко справился...
Мне было трудно...
Мне было интересно...
Мне понравилось...
Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Домашнее задание.
- Выучить правило с. 61. Упр. 87
|
Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу
Слушают учителя
Записывают д/з
|