Технологическая карта урока «Корень слова. Однокоренные слова» (Русский язык, 2 класс)

1
0
Материал опубликован 21 December 2017

Технологическая карта урока «Корень слова. Однокоренные слова.»

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Задачи урока

Познавательные: отработать умение самопроверки и взаимопроверки; формировать умение находить корень слова; формировать умение образовывать однокоренные слова;

Развивающая: развивать мышление, воображение, восприятие, речь; развивать умение сравнивать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета

Цель урока

Познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах.

Технологии, методы и приемы

Словесный, практический, наглядный

Основные понятия, термины

Корень слова, однокоренные слова

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые результаты

Предметные:

1.1 умение выделять «корень» слова;

1.2 распознавать и подбирать однокоренные слова;

Метапредметные:

2. Познавательные

2.1 читать и осознавать смысл прочитанного;

2.2 работать с книгой;

2.3 действовать по алгоритму;

2.4 правильно оформлять практические работы;

3. Личностные:

3.1 выделять главное;

3.2 систематизировать;

3.3 обобщать;

3.4 делать выводы;

3.5 анализировать;

3.6 сравнивать

3.7 выстраивать цепь рассуждений и алгоритм ответа

4. Регулятивные

4.1 строить предположения;

5. Коммуникативные

5.1 слушать и слышать другого;

5.2 задавать вопросы;

5.3 аргументированно отстаивать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Групповая, индивидуальная, парная.

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

Плакат с изображением дерева, карточки с творческим заданием.

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

5.1

 

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку?

-Отлично! Тогда начинаем наш урок.

Проверяют готовность к уроку.

Постановка учебной задачи, создание мотивации.

2.3

3.1

3.2

3.5

3.6

3.7

5.1

Изображение дерева

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Ребята посмотрите на доску.

(На доске висит изображение дерева)

- Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево.

- А только у деревьев такие части? Правильно, у всех растений.

- А без какой самой главной части растения не смогли бы

выжить, которая питает растение удерживает и его в земле?

- Правильно, ребята, это конечно же корень.

-Скажите, а что еще не может обойтись без корня? Нужен ли зубу корень?

-Правильно, и нашему зубу, и растениям нужны корни.

-Ребята, а как вы думаете, а есть ли у наших слов какая- то часть, без которой слово не могло бы существовать?

-Ребята, этой задаче мы и посвятим наш урок.

Записывают в тетрадь число

Рассматривают изображение

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения

Решение учебной задачи на основе наблюдения над фактами языка

1.1

1.2

3.1

3.2

3.5

3.6

4.1

5.2

5.3

 

-Отгадайте загадку.

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка...

-Запишите слово роза в тетрадях.

-Что вы можете сказать про это слово?

(Разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные).

-Назовите этот цветок ласково. Запишите слово розочка в тетрадь

-Какой цвет у розы?

-А бывают ли розовые розы? Запишите слово розовая в тетрадь

-Внимательно посмотрите на слова, что заметили. Родственные ли эти слова?

-Действительно, все эти слова родственные.

-А как вы догадались, что данные родственные слова образовались от одного слова?

-Может быть у родственных слов есть что-то общее?

-Найдите в родственных словах ту общую часть, которая указывает на родственность этих слов.

-Какую общую часть нашли во всех родственных словах?

-Ребята, а давайте закроем пальчиком эту часть в слове. Можем ли мы теперь прочитать это слово?

-Так что, без этой части слово не может существовать?

-Действительно.

-Так как же мы назовем эту часть слова?

-Может нам обратиться к нашему дереву? Без какой части оно не может существовать?

- Может быть это корень слова, если мы выясняли, что без этой части слово не может существовать?

-Придумайте значок, с помощью которого можно выделить корень в словах графически.

Отгадывают загадку

Записывают слово в тетрадь. Выполняют задание

Записывают слово в тетрадь.

Записывают слово в тетрадь.

Отвечают

на вопросы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Рассуждают

Придумывают обозначение

Работа над формулировкой учебника.

2.1

2.2

2.3

3.2

3.3

 

-Ребята, а теперь давайте прочитаем, что же об этом знают ученые, узнаем, какое обозначение корню слова они придумали.

На странице 61 прочитайте правило, используя прием чтения с пометами.

-Итак, ребята, что же нового вы узнали из правила? Как же мы будем выделять в слове корень?

Читают правило в учебнике. Чтение с пометами

Отвечают на вопрос

Закрепление.

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

2.4

3.5

3.6

5.3

(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева записано слово лес)

-Когда – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был тот сад фруктовым –

Был он только словом.

Разрастаться стало вскоре

Это слово, слово – корень,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

- Сейчас мы познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.

-Прикрепите те слова, которые являются однокоренными. (Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница)

- Что объединяет эти слова?

Что у них общего?

Можно ли сказать, что они близки по значению?

Какую общую часть они имеют?

-Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами потренируемся искать родственные слова.

Выполнение упражнения № 84.

-Почитайте группы слов. Почему слова так записаны?

-Докажите, что в первой группе слова родственные.

-Докажите, что во второй группе слова родственные.

-Спишите любую группу родственных слов.

-Как обозначим общую часть?

Учебник упражнение 85.

-Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.

-Продолжим тренироваться подбирать однокоренные слова. Выполняем упражнение 89. Подберите к каждому из слов однокоренное- то, от которого образовалось данное слово. Какая буква пропущена в каждом слове? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах корень.

-Проверим, как вы умеете искать однокоренные слова самостоятельно. Упр. 90.

-Прочитайте, найдите однокоренные слова. Запишите однокоренные слова группами. Обозначьте в словах корень.

-Молодцы, ребята.

Слушают учителя

Выполняют творческое задание

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнение 84

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнение 85

Выполняют упражнение 89

Выполняют упражнение 90

Итог урока. Рефлексия.

3.1

3.2

3.3

3.4

5.1

 

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

- Каковы признаки однокоренных слов?

- Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке.

Я понял ...

Я узнал ...

Я открыл для себя ...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...

- Получили оценки...

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Домашнее задание.

- Выучить правило с. 61. Упр. 87

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу

Слушают учителя

Записывают д/з

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации