12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна4019
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск

Как добиться успеха в проведении открытых уроков

Введение

Что представляет собой открытый урок? Открытый урок – это специально подготовленная форма организации методической работы, хотя на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке преподаватель демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт своей педагогической деятельности при этом использует технические средства обучения, применение компьютера и мультимедиа. При организации таких мероприятий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. Подготовка к открытому уроку - это творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной, легкой, нестандартной форме. Открытый урок - это форма распространения и пропаганды передового опыта, часть методической работы преподавателя. Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ эффективности урока.

Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется в течении академического часа, т.е.45 минут. За это время преподаватель может продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и свои педагогические находки, секреты и инновации.

Основная часть

Открытые уроки для всех преподавателей Алчевского строительного колледжа направлены на оказание помощи в решении задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Это не только уроки закрепления и совершенствования знаний и умений, которые включают фронтальную беседу с обучающимися по ранее изученным материалам темы; но и лабораторно-практические работы; упражнения в решении различных задач, разработку технологических процессов; письменные или графические работы, различные виды самостоятельных работ по закреплению и систематизации ранее изученного материала с карточками-заданиями, составление таблиц, разбор технической документации и тому подобное; просмотры видео-роликов; работу на тренажерах; участие в проектной деятельности и другие.

Выбор темы открытого урока, как правило, предоставляется преподавателю, проводящему его. Преимущество отдается сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.

При планировании открытых уроков следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессии).

Требования к открытому уроку

Уровень урока должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в данном вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. Методическая цель занятий должна определить правильность выбранного ею вида использования наглядности, новых технологий и методов в обучении, правильное распределение времени на структурные элементы занятия. Применение инновационных технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, являются основными требованиями к открытому занятию. Открытый урок – это, своего рода, иллюстрация выводов, к которым пришел преподаватель в результате данного педагогического эксперимента, результата работы по новой педагогической технологии или на основании опыта своей работы.

До проведения открытого урока необходимо составить план, в котором нужно указать тип и вид учебного занятия. Форму организации по данному виду занятия преподаватель выбирает самостоятельно. Это может быть лекция, семинар, лабораторная работы, экскурсия и так далее. В зависимости от основной дидактической цели различают основные типы уроков:

уроки усвоения новых знаний;

уроки закрепления и совершенствования знаний и умений;

повторно-обобщающие уроки;

контрольно-проверочные уроки;

комбинированные уроки.

Структуру урока нужно представить в виде последовательных этапов, то есть логически завершенных частей, имеющих определенное содержание, задачи, место и время, а также способов реализации этих этапов, которые характеризуют взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся, отражают содержательную, операционную и мотивационную стороны познавательной деятельности обучающихся. Применительно к дисциплинам общепрофессионального и профессионального цикла можно выделить следующие основные структурные элементы урока:

- организационная часть;

- подготовка обучающихся к изучению учебного материала (сообщение темы и целевая установка на урок);

- актуализация ранее усвоенных знаний и умений, то есть создание условий для активного их употребления, использование в качестве опоры для усвоения новых;

- создание проблемных ситуаций и т.п.;

- сообщение учебного материала преподавателем (объяснение, применение наглядных пособий и технических средств учение, демонстрационный эксперимент и т.д.);

- самостоятельное усвоение обучающимися новых знаний (беседа, работа с учебником, просмотр кинофрагментов, телепередач, выполнения лабораторно-практических работ исследовательского характера, работа с наглядными пособиями и техническими средствами обучения и тому подобное);

- первичное закрепление и текущее повторение нового материала (опрос, работа с карточками-заданиями, беседа, просмотр кинофрагментов и тому подобное);

- упражнения по закреплению и совершенствованию знаний и умений (решение репродуктивных задач, работа с карточками-заданиями, работа на тренажерах и т.д.);

- самостоятельная работа по совершенствованию знаний и умений (работа с технической литературой и документацией, решение задач творческого характера, работа с карточками-заданиями и тому подобное);

- обобщающее повторение (лекция, беседа, выполнение и разбор письменных работ, работа с карточками-заданиями, демонстрация кинофильмов и тому подобное);

- контроль и оценка знаний и умений обучающихся (опрос, выполнение контрольных работ, решение задач, зачеты и тому подобное);

- выдача домашних заданий.

"Современный" урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей обучающихся. При этой структуре система дидактических средств перестраивается, к уровню самостоятельной работы обучающихся предъявляются новые требования, их познавательная деятельность все в большей степени приобретает поисковый, творческий характер. Между звеньями учебного процесса достигается органическая взаимосвязь. Источником знаний на открытом уроки наряду со словом преподавателя становятся различные учебные пособия, самостоятельные наблюдения обучающихся, практические работы. Рост познавательной самостоятельности позволяет ученику занять активную позицию в учебной деятельности. Для такого урока характерны гибкость структуры, взаимосвязь и взаимопроникновение основных звеньев учебного процесса. На уроке осуществляется синтез повторения и контроля ранее пройденного с изучением нового учебного материала. Новый учебный материал не только изучается, но и применяется и закрепляется на практике. Ученики начинают работать самостоятельно уже на этапе изучения нового. Объяснение преподавателем нового учебного материала сменялось работой всей группы, в процессе которой коллективные формы работы постоянно чередуются с индивидуальной, самостоятельной работой обучающихся, и тому подобное.

Вот несколько признаков нетрадиционного урока:

1. Изменение временных рамок - нерегламентированный урок.

2. Место проведения урока-не только аудитория учебная, но и цех, театр, музей и тому подобное.

3. Использование внепрограммного материала, углубленное проблемное рассмотрение взятой темы.

4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как обучающихся, так и самого преподавателя.

5. Возможность привлечения организаций и обеспечения необходимого привлечения людей различных профессий.

6. Создание эмоционального подъема обучающихся, ситуации успеха для каждого ученика с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.

8. Создание временной инициативной группы, групп "специалистов" из числа обучающихся при подготовке к уроку ... и так далее.

Методику нестандартных уроков нельзя скопировать. В каждом конкретном педагогическом случае она будет специфична и интересна. Это сочетание зависит от содержания обучения и от дидактического задания. Сегодня можно выбрать из множества различных методов:

Урок-ролевая игра - это метод обучения, при котором обучающиеся играют определенные роли в неформальной, но реалистической манере. Может носить структурированный или спонтанный характер.

Урок-семинар - урок направлен на обмен результатами исследований, выполненного проекта; может организоваться в форме докладов, обсуждений, круглых столов.

Урок – проект. Проектная деятельность учит (и обучающихся, и педагога) формулировать проблему и находить пути ее решения, формирует навыки анализа и систематизации информации; требует от обучающихся работы в сотрудничестве. Проектная неделя-это не просто «потеря учебных часов», чего больше всего опасались педагоги. Это компенсируется реальной связью обучения с жизнью.

Мозговой штурм - неструктурированный процесс генерирования и отбора инновационных творческих (групп) идей в группе, что координируются педагогом.

Изучение конкретных ситуаций- изучение и анализ реальной или вымышленной, но реалистической ситуации, события, явления.

Обсуждение критического явления. Подобный метод с обсуждением конкретной ситуации со следующими различиями: аудитории сообщается о какой-либо критической ситуации на производстве в межличностных отношениях; ученики задают педагогу вопросы, стремясь получить дополнительную информацию; критическая ситуация должна быть предложена самой аудиторией; при анализе и обсуждении допускается большая степень свободы в обоснованиях.

Метод «перевернутого обучения» появился в 2012 году и с тех пор стал популярным среди учителей. Он заключается в том, что дети изучают новую информацию дома, а в классе обсуждают изученный материал, критически его оценивают и закрепляют.

"Корзина" (погружение). Обсуждение конкретной ситуации, при которой ученик получает ряд максимально приближенных к реальности материалов и проблем, которые требуют решения. Возможна организация как группового, так и индивидуального занятия.

Урок-мастерская - работа в малой группе направлена на получение четко оговоренных результатов (решений). Предполагает применение более простых методов работы малыми группами.

Можно провести еще: Урок-КВН. Урок творчества. Урок-конкурс. Интегрированный урок. Бинарный урок. Урок-экскурсия. Урок-путешествие. Урок-референдум. Урок - «Спрашивай - отвечаем» и другие. Выбирать Вам!

Особая трудность для преподавателей во время подготовки к уроку возникает при обозначении целей. Цель урока - это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут им и обучающимися в конце урока. Триединая цель урока - это сложная цель, вбирающая в себя три составляющих: познавательную, воспитательную и развивающую. И если цель урока определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

Подготовка открытого урока

Подготовка к открытому уроку проводится в соответствии с требованиями методики проведения урока: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода урока в соответствии с требованиями плана учебного урока. План занятия открытого урока должен быть с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и ученики. Рекомендуется составить несколько экземпляров и для приглашенных на этот урок. План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как обучающихся, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Со временем план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. Открытый урок, как уже говорилось выше, является демонстрацией опыта преподавателя над педагогической темой или проблемой, поэтому наличие поставленной методической цели урока, согласно педагогической теме. Таким образом, методическая цель становится доминантой урока, его методическим стержнем.

Разработку открытого урока рекомендуется составлять по следующей схеме:

УРОК _____

Тема: ______________________________________

Цель урока:

- обучающая -

- развивающая -

- воспитательная -

Тип урока: ____________________

Вид урока: ____________________

Материально- техническое оснащение урока: _________________

Литература: ___________________

Структура урока (в зависимости от типа урока) с указанием времени на каждый этап.

Ход урока (с описанием содержания каждого этапа), можно по схеме:​​​​​​​

Этапы урока

(время)

Действие

преподавателя

Действие

ученика




Выбор темы открытого урока преподаватель делает самостоятельно с учетом анализа рабочей программы дисциплины. Лучше всего использовать ту тему программы, на которой преподаватель сможет показать все разработанные им усовершенствования, приемы и методы организации учебной деятельности обучающихся на разных этапах урока.

При подготовке к открытому уроку должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит ученикам быть в курсе современных достижений, мотивировать их, заинтересовать изучать свою профессию как можно лучше. Материально-техническое оснащение открытого занятия необходимо и продумать и подготовить заранее. Следует подготовить и опробовать в действии необходимое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии. Коллеги должны оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия.

Методическое обеспечение открытого занятия

Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение открытого урока, включает следующую документацию (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):

- журнал;

- календарно-тематический план;

- план учебного занятия;

- конспект лекции;

- комплект материалов по всевозможным видам контроля;

- дидактический, раздаточный материал;

- задания для самостоятельной работы;

- комплект видеоматериалов, презентаций;

- варианты заданий или вопросов для выдачи домашнего задания;

- методическая разработка или рекомендации по проведению открытого занятия.

Проведение открытого урока.

За 2 недели до проведения открытого занятия преподаватель вывешивает сообщение (объявление) о нем. Открытый в урок проводится в обычной обстановке. Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся и без помех наблюдать за действиями преподавателя и обучающихся. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии обучающихся своего отношения к работе преподавателя, ведущего его. Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

Каждому преподавателю важно найти способы провести открытый урок так, чтобы он был интересным и для обучающихся, и для коллег. Ведь если урок будет интересным, то ученики смогут усваивать и удерживать в памяти информацию, которую вы им преподаете. И как можно больше таких моментов на уроке, вызывающих у присутствующих приятное удивление. (Как говорил великий русский полководец Суворов – «Удивить – значит победить!»)

Рекомендации «Десять способов сделать урок интересным для учеников» для молодых преподавателей: привносите в свои уроки загадку, когда вы проходите какую-то тему, давайте ученикам в начале урока небольшую подсказку, это поможет вам привнести загадку в процесс обучения; не повторяйте материал учебника; придумывайте обучающие игры; давайте ученикам возможность выбора заданий; используйте инновационные педагогические технологии; относитесь проще к учебному процессу, иногда добавьте немного юмора во время урока; сделайте уроки более интерактивными, практикуйте групповые формы работы; связывайте материал с жизненным опытом учеников; используйте метод «перевернутого обучения»; мыслите нестандартно, когда вы пробуете что-то новое и необычное, это с большой вероятностью понравится вашим ученикам. На протяжении многих десятилетий учителя придумывали новые методы обучения, которые позволяли держать учеников в тонусе и мотивировали их учиться. Некоторые методы не прошли проверку временем, однако другие оказались весьма эффективными.

Требования, предъявляемые к содержанию методической разработки открытого урока

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.

Структура методической разработки открытого урока должна содержать:

титульный лист,

пояснительную записку,

структуру урока,

полный и подробный конспект урока,

дидактический материал,

список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого урока, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения было не упущено.

Обсуждение и анализ открытого учебного занятия.

Обсуждение открытого занятия будет проводиться в день его проведения. Организует обсуждение председатель цикловой комиссии или лицо, ответственное за подготовку занятия. Цель обсуждения – оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь преподавателю увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не отводить обсуждение от поставленной цели.

Обсуждение рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1.Преподаватель, проводивший занятие.

2.Приглашенные преподаватели.

3.Председатель цикловой комиссии.

4.Представитель администрации, ответственный за методическую работу.

Первое слово предоставляется преподавателю, проводившему занятия. Он должен четко раскрыть цель учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их употребления, уведомить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Дать характеристику уровня знаний, успеваемости студентов, место урока в системе занятий, обосновав избранные формы организации и типа урока. Выступление преподавателя должно помочь собравшимся понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, лежащих в основе системы его работы. Развернутый самоанализ урока не только продемонстрирует присутствующим педагогическую и методическую грамотность педагога, но обусловит возникшие в ходе урока вопросы.

Выступающие должны детально разобрать преимущества и недостатки занятия, обратить особое внимание на достижение целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, оборудования. Необходимо тщательно оценить занятия с позиции реализации дидактических принципов. Обязательно в ходе обсуждения отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, разобраться в совершенствовании системы работы. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по важным методическим вопросам. Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки листов анализа занятия председателю методического совета. На основе листов анализа и обсуждении открытого учебного занятия подводятся итоги посещения. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов относятся в дальнейшем к воплощению передового педагогического опыта. Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива на педагогическом совете колледжа. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта. А далее должно быть внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику учебного заведения.

Заключение

Открытые занятия воплощают все инновационное, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствуют внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания обучающихся Алчевского строительного колледжа.

Сценарии лучших открытых уроков хранятся в архивах методического совета и размещаются на сайте методического объединения колледжа, участвуют во всевозможных конкурсах методических разработок. И, конечно, грамотно составленные методические разработки с использованием инновационных педагогических приемов занимают призовые места. Желаю от всей души и вам проведения таких уроков!

Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина.-М. – 272с.

2. Развитие деловой активности учащихся ПТУ во время профессиональной и общеобразовательной подготовки: Учебно-методическое пособие для педагогических работников ПТУ.- Донецк: ДИПО ИПП,2003. – 407с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.