«Как хорошо уметь читать!» (Развитие функциональной читательской грамотности у воспитанниц Куртамышского СУВУ в рамках работы учителя русского языка и литературы)

0
0
Материал опубликован 7 October в группе

Министерство просвещения Российской Федерации

---------*---------

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение

закрытого типа»







«Как хорошо уметь читать!»


(Развитие функциональной читательской грамотности у воспитанниц Куртамышского СУВУ в рамках работы учителя русского языка и литературы)







Выполнила учитель Куртамышского СУВУ

Тарунина Вера Александровна



2024

Содержание.


Паспорт проекта

4


Введение

8


1. Теоретическая часть

9


1.1.Понятие читательской грамотности и ее составляющие

9


1.2.Уровни читательской грамотности согласно тесту PISA

10


1.3.Другие исследования читательской грамотности

12


2. Практическая часть

12


2.1. Мониторинг уровня развития смыслового чтения

12


2.2. Развитие функциональной читательской грамотности на уроках «Русский язык», «Литература», «Родной язык»

13


2.2.1. Формируемые умения

13


2.2.2. Виды чтения. Изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение

15


2.2.3. Этапы работы с текстом. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этап. Стратегии и приемы читательской деятельности на каждом из этапов

17


2.3. Использование рабочих карт с текстами для формирования читательской грамотности при проведении внеклассных занятий

19


2.4. Обобщение опыта работы по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся».

19


2.5. Участие воспитанниц в различных конкурсах чтецов

19


3. Заключение

20


Список литературы

20


Приложение





Аннотация проекта

Чтение — далеко не элементарный навык даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Воспитанницы Куртамышского СУВУ имеют большую социальную и педагогическую запущенность, что выражается в низком уровне развития универсальных учебных действий и функциональной грамотности, в число которой входит читательская функциональная грамотность.

В ходе работы над проектом была проанализирована работа учителя предметника по данной проблеме, определены цель и задачи работы, скорректированы приемы.

Работа над проектом предусматривала работу с текстами

разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелена на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, с приемами соотнесения графической и текстовой информации, приемами различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Задания на формирование читательской грамотности предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.


Паспорт проекта


Название проекта

«Как хорошо уметь читать!»

Тема проекта

Развитие функциональной читательской грамотности у воспитанниц Куртамышского СУВУ в рамках работы учителя русского языка и литературы

Автор проекта

Тарунина Вера Александровна

Целевая аудитория

Обучающиеся Куртамышского СУВУ от 11 до 18 лет


Тип проекта

Практико-ориентированный

По числу участников

Индивидуальный

Сроки реализации проекта

Среднесрочный (1год)

Проблема

Развитие читательской грамотности является актуальной задачей, стоящей перед педагогами Куртамышского СУВУ, так как неумение обучающихся читать и анализировать текст не позволяет качественно обучать их не только по предмету «Литература» и «Русский язык», но и по всем остальным предметам.

Цель проекта

Создать условия для формирования и развития читательской функциональной грамотности в рамках работы учителя русского языка и литературы

Задачи проекта

Провести мониторинг техники чтения обучающихся 7, 8, 8-9 (АООП) классов, мониторинг смыслового чтения и смыслового чтения.

Подобрать материалы, потенциал которых будет служить развитию функциональной читательской грамотности на уроках «Русский язык», «Литература», «Родной язык», и разработать конспекты уроков с использованием приемов и стратегий смыслового чтения.

Разработать и использовать при проведении «Разговоров о важном» рабочие карты с текстами для формирования читательской грамотности.

Обобщить опыт работы по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся», принять участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Формирование функциональной грамотности обучающихся», проводимом педагогическим сообществом «УРОК.РФ».

Организовать участие воспитанниц в различных конкурсах чтецов (учрежденческого, муниципального, федерального уровня)

Используемые методы

Сбор информации из разных источников, наблюдение, выполнение упражнений, анализ, систематизация материала, обобщение.

Сроки реализации проекта

2023 – 2024 учебный год.


План реализации проекта

Сбор информации по проблеме и ее изучение (октябрь-ноябрь 2023г.)

Отбор информации (ноябрь 2023г. – март 2024г.)

Изготовление продукта, папки проекта (апрель 2024г.)

Подготовка к защите. Создание презентации к выступлению (май 2024г)

Основное содержание проекта

Содержание проекта включает в себя изучение теоретической базы вопроса и формирование практической части, основанной на изучении мониторинга смыслового чтения воспитанниц и определения приемов работы с текстом в разных ситуациях.

Ресурсы

Для реализации данного проекта необходимы следующие ресурсы:

Временные – 1 год,

Информационные – возможность подключения к сети Интернет и поиска необходимых материалов,

Кадровые – учитель русского языка и литературы высшей категории, изучивший научную основу формирования и развития функциональной читательской грамотности,

Материально-технические – наличие кабинета русского языка, компьютера с выходом в сеть Интернет, телевизора,

Финансовые – оплата реализации педагогического проекта и участия в конкурсе проектов.

Ожидаемые результаты

-Повышение уровня смыслового чтения (читательской грамотности) благодаря знакомству с различными приемами, стратегиями смыслового чтения. (Приложение 1 Таблица «Мониторинг техники чтения»)

Продукт проекта

- «Мониторинг смыслового чтения» (Приложение 2.1) и читательской грамотности (Приложение 2.2),

-Конспекты уроков и внеклассных занятий с применением стратегий смыслового чтения для формирования функциональной читательской грамотности (Приложение 3.1-3.5),

-Рабочие карты для внеклассных занятий «Разговоры о важном» (Приложение 4),

- Статья «Формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы (https://урок.рф/contest/1513) (Приложение 5.1),

-выступление на МК учителей «Применение инструментов цифровой образовательной среды при работе с текстом (Приложение 5.2),

-участие педагога в конкурсах (Приложение 5.3-5.7),

-Ролик Н.В.Гоголь. Лирическое отступление "...Эх, тройка! птица тройка..." (Подылина Н.) (https://урок.рф/kids_contests/1525) (Приложение 6).

Перспективы дальнейшего развития проекта

Формирование и развитие читательской грамотности подразумевает постоянную работу педагога. Воспитанницы прибывают на срок до 3-х лет, имея очень низкий уровень развития читательской грамотности, поэтому данный проект можно продолжать несколько лет, формируя и развивая у обучающихся другие (различные) умения работы с текстом.




Введение

Формирование функциональной грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности - показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Что есть функциональная грамотность?

Функциональная грамотность - это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская, которая стоит на первом месте.

Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.

Формирование и развитие читательской грамотности – насущная необходимость современности. Развитие информационных технологий привело , с одной стороны, к появлению большого количества гаджетов, с помощью которых можно найти ответы на большинство интересующих вопросов, с другой – к снижению количества и качества чтения, а следовательно, к снижению смыслового чтения. Исследования показывают, что чтение текстов художественных произведений часто заменяется детьми, в лучшем случае, просмотром художественных фильмов или знакомством с кратким содержанием произведения. Это происходит потому, что человек еще в детстве не был знаком с книгами, они были заменены «мультиками» и комиксами, а чуть позднее другим развлекательным контентом. Данная ситуация у воспитанниц Куртамышского СУВУ усугубляется отсутствием родительского контроля и девиантным поведением.

Цель данного проекта – проанализировать состояние уровня развития читательской грамотности у воспитанниц Куртамышского СУВУ и, используя различные приемы и стратегии смыслового чтения, способствовать формированию и развитию читательской грамотности воспитанниц (в рамках работы учителя русского языка и литературы).


Теоретическая часть

1.1.Понятие читательской грамотности и ее составляющие

Тексты бывают простые и сложные, сплошные и несплошные (где часть данных представлена в таблицах и инфографике), разных жанров (отрывок из романа, техническая инструкция, новостная заметка, научная статья, пост в блоге и так далее). Естественно, для работы с ними нужен разный уровень читательской грамотности. Да и чтение тоже бывает разным — просмотровым или смысловым (то есть глубоким и вдумчивым).

Особое значение в наше время приобрёл такой навык, как оценка достоверности информации в тексте, ведь если раньше новые знания черпали из книг и печатных СМИ, то сейчас огромный поток информации идёт также из непроверенных интернет-источников, да и в настоящих СМИ фейковые новости — уже не редкость.

Чтение, как пишут аналитики PISA, больше не сводится к извлечению информации, оно подразумевает накопление знаний, критическое мышление и вынесение обоснованных суждений. Читательская грамотность — это умение логически и критически мыслить с опорой на текст, это проявление понятийного мышления человека и его кругозора, потому что всё это задействуется при интерпретации смысла текста.

Какие умения входят в понятие читательской грамотности?

Навыки, которые оценивает тест PISA, ярко показывают, что чтение — богатый когнитивный процесс, к тому же опирающийся на кругозор.

Поиск информации в тексте включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.

Понимание смысла означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков, умение читать между строк). Для понимания нужны такие навыки, сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

Оценивание качества и достоверности

Для этого надо уметь оценивать источник информации, время и цель написания текста.

Осмысление содержания и формы, насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

Обнаружение и устранение противоречий

Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.

Перечисленные навыки нужны как для решения простых жизненных задач (скажем, узнать новости и составить своё мнение о них, ознакомиться с инструкцией к лекарству или правилами подачи заявления на «Госуслугах»), так и для более сложных — например, во время любого обучения приходится читать учебники и множество дополнительной литературы.

Уровни читательской грамотности

В зависимости от того, какие навыки и в какой степени демонстрируют участники теста PISA (это оценивается по баллам за задания, отнесённые к конкретной группе умений), выделяют шесть уровней читательской грамотности. Каждый уровень выше первого предполагает, что человек обладает и навыками более низких уровней.

Уровни читательской грамотности согласно тесту PISA

6. Понимать длинные и абстрактные тексты, где информация спрятана в глубинных слоях. Сравнивать, противопоставлять и интегрировать противоречивые точки зрения, используя множество критериев и формулируя выводы на основе информации из разных частей текста. Глубоко размышлять об источнике текста во взаимосвязи с его содержанием, используя внешние по отношению к тексту критерии. Выявлять и разрешать межтекстовые расхождения и противоречия, формулируя выводы об источниках информации, их явных или личных интересах и других подсказках относительно достоверности информации в тексте.

5. Понимать длинные тексты и строить рассуждения, основанные на их глубоком понимании. Находить в тексте релевантную заданию информацию, даже если её трудно заметить. Формулировать свои гипотезы и критически оценивать гипотезы из задания, опирающиеся на конкретную информацию. Различать факты и мнения применительно к сложным или абстрактным утверждениям. Оценивать нейтральность и предвзятость текста на основе явных или неявных признаков, относящихся к содержанию текста или источнику информации. Формулировать выводы относительно достоверности утверждений или выводов, предлагаемых в тексте.

4. Понимать расширенные отрывки в простом (один источник) или множественном (несколько источников) тексте. Сравнивать точки зрения и делать выводы на основе нескольких источников. Искать, находить и интегрировать несколько единиц информации, притом что они могут сбивать с толку. Оценивать связь между конкретными утверждениями и общей позицией или по теме. Сравнивать и противопоставлять утверждения, явно высказанные в нескольких текстах, оценивать достоверность источника.

3. Понимать буквальное значение простого текста (один источник) или множественного текста (несколько источников) при отсутствии явных содержательных или организационных подсказок. Соотносить несколько частей текста и определять их основную идею, понимать их взаимосвязь. Делать как базовые, так и более сложные выводы. Находить в тексте информацию на основе косвенных подсказок, даже если она там представлена в неявном виде или среди противоречий. Размышлять над фрагментом текста или несколькими текстами, сравнивать и противопоставлять точки зрения нескольких авторов, основанные на явной информации.

2. Определять основную мысль в отрывке текста умеренной длины. Понимать взаимосвязь или истолковывать значение в ограниченном отрывке, где информация представлена в неявном виде или есть отвлекающая информация. Формулировать простые выводы. Находить одну или несколько единиц информации на основе нескольких критериев, частично неявных. Размышлять об общей цели текста, когда она явно выражена, или о цели конкретных деталей в тексте умеренной длины. Сравнивать короткие, явные утверждения.

1. Понимать буквальное значение предложений или коротких отрывков, основную тему или цель автора (если тема знакомая). Устанавливать простую связь между несколькими смежными фрагментами информации или между информацией из текста и своими знаниями. Отделять основную идею от несущественных деталей в простых текстах с явными подсказками.

Совершенно очевидно: чтобы осваивать новые знания с опорой на текст (много читать в вузе, заниматься самообразованием), надо иметь уровень не ниже четвёртого.

В России в 2018 году шестого уровня достигли 1% тестируемых, пятого — 5%, четвёртого — 16%, не поднялись выше третьего и второго уровней по 28%, а не преодолели даже первый 22%.

Как отмечалось в пояснениях Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) к результатам PISA-2018, российские обучающиеся справились с поиском информации несколько хуже, чем с пониманием прочитанного.


1.3.Другие исследования читательской грамотности

В России собственное тестирование по модели PISA среди подростков проводит Федеральный институт оценки качества образования. Среди прочего исследуется читательская грамотность.

Кроме того, есть множество локальных и немасштабных исследований, предметом которых тоже является понимание текста, навыки беглого или смыслового чтения. Так, исследователи из СПбГУ установили, что современным студентам с трудом даётся понимание переносного смысла текстов — иными словами, есть сложности с понятийным мышлением. А учёные из Приволжского исследовательского медицинского университета выяснили, что с пониманием скрытого смысла текста не справляются довольно высокие доли учащихся 8–10-х классов.



2.Практическая часть

2.1. Мониторинг уровня развития смыслового чтения

Для мониторинга уровня смыслового чтения использую методику В.В. Пикан (Проект «Приемы смыслового чтения» (Авт. Дозморова Е.В., директор Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf) -, в которой все познавательные уровни иллюстрируются примерными образцами ключевых вопросов и заданий, позволяющих диагностировать качество овладения знаниями и способами деятельности обучающимися. Каждому из познавательных уровней (знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностное отношение) поставлено в соответствие количество баллов, получаемое за выполнение заданий освоенного уровня. В представленной таблице даны примеры вопросов и заданий, критерии оценивания.

Данная методика была модифицирована, кроме имеющихся критериев были включены скоростные характеристики чтения. Я представляю диагностику и мониторинг четырех обучающихся разных уровней в разных классах (Приложение 2.1).

Данный мониторинг позволяет отследить динамику сформированности смыслового чтения у воспитанниц, а также фиксировать скорость чтения.

При помощи наблюдений за характером работы с текстами различного содержания был составлен мониторинг уровня развития читательской грамотности согласно тесту PISA (Приложение 2.2 ), который показывает изменения в течение 2023-2024 учебного года. Анализ показал, что, прибывают в учреждение воспитанницы с очень низким уровнем развития читательской грамотности, большинство не имеют даже первого уровня, но проводимая комплексная работа дает хорошие результаты.

2.2.Развитие функциональной читательской грамотности на уроках «Русский язык», «Литература», «Родной язык».

2.2.1. Формируемые умения

Что же значит «уметь читать»? В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

Найти и извлечь (сообщение или информацию).

Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или - по-русски: связывать и толковать.

Осмыслить и оценить (сообщение).

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

Умение первое: найти и извлечь (информацию из текста)

Извлечение информации - это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации - это процесс определения места, где эта информация содержится.

Приемы, направленные на формирование и развитие данного умения:

- нахождение в тексте ответов на поставленные вопросы,

-игра «Вопросы – ответы»,

-составить таблицу, кластер, схему и др.

Умение второе: интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Для этого нужно установить связь, понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст.

Интеграция  отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – показывает сходство или различие, обнаруживает причинно-следственные связи и т.п.

Приемы, направленные на формирование и развитие данного умения:

- назвать тему или главную мысль текста,

-определить  главную идею,

-установить иерархию высказанных в тексте мыслей,

- отделить главное от второстепенного,

- узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста,

- придумать название или сочинить вступление к тексту,

-объяснить порядок действий в простой инструкции,

-восстановить названия столбиков в таблице,

-дать характеристику герою повествования ,

- объяснить назначение рисунка, его смысл и т.д..

Данные приемы способствуют более глубокому, полному и детализированному пониманию прочитанного.

Умение третье: осмыслить и оценить (сообщение текста)

Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом.

Приемы, направленные на формирование и развитие данного умения:

-связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации,

- согласиться или не согласиться с утверждением текста.

- высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте,

-создать собственное толкование текста,

- соотнести текст со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов,

- подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта,

- оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений,

- высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств,

- определить ценность текста для решения определенной задачи,

- высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, употребив конкретный прием построения текста,

-проанализировать авторский стиль,

- на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение к героине (герою) повествования и т.д.

Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. 



2.2.2. Виды чтения. Изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение

Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачигде, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.

При обучении русскому языку используются тексты с высокой информативной насыщенностью, в которых почти все положения относятся к основным и одинаково важны для понимания. В первую очередь, это тексты определений лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки. При работе с ними необходимо использовать изучающее чтение. Этот вид чтения необходим, когда требуется максимально полное и точное понимание информации, которую ученик предполагает затем использовать. Поэтому он работает медленно, перечитывает, анализирует материал, чтобы лучше понять его и запомнить, также часто на уроках русского языка использую прием «Шпаргалка», который помогает не только быстрее понимать учебный текст, но и использовать собственные шпаргалки для создания своих текстов.

Упражнения для обучения изучающему чтению:

определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение;

добавьте факты, не меняя структуру текста;

найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;

поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

напишите тезисы по содержанию прочитанного;

составьте письменную оценку (рецензию);

прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами и др.

Второй вид чтения - ознакомительное. При данном виде чтения цель читающего - познакомиться с содержанием текста, выяснить, какие вопросы ставятся и как они решаются. Ознакомительное чтение используется при работе с текстами, которые допускают потерю части информации, так как читателю важно понять только самое главное и он может опустить второстепенное, несущественное.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;

расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

выберите правильный ответ из 3 - 4 вариантов;

найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

составьте план текста;

найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;

подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

просмотрите текст и озаглавьте его;

перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

передайте содержание текста в устной / письменной форме;

составьте выводы на основе прочитанного;

прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету, тест и др.);

Целью просмотрового чтения является «получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов». По мнению Л.Н.Вьюшковой [2], начинать обучение просмотровому чтению лучше при знакомстве с учебником. Данный вид чтения формируется и при знакомстве со словарем. Прежде чем начинать работу со словарем, необходимо научить школьников работать с ним. В процессе беседы учитель дает школьникам определенные ориентиры для просмотра: 1) название словаря, 2) его авторы, 3) принцип расположения слов, 4) план построения словарной статьи. (Приложение 8).

Поисковое чтение - это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты». На уроке русского языка данный вид чтения формируется главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренируя зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово. Используется он также при работе с оглавлением учебника или алфавитным указателем, помещенным в приложении.

Упражнения для обучения поисковому чтению:

определите тему / проблему текста (статьи);

прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

найдите абзацы, посвященные указанной теме;

найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;

разделите текст на части в соответствии с пунктами плана и др.



2.2.3. Этапы работы с текстом. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этап. Стратегии и приемы читательской деятельности на каждом из этапов

Термин «стратегии чтения» связан с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса (70-е гг.). Основополагающим для всех последующих работ стало определение Дж.Брунера: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам».

В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.

В своей работе чаще всего использую несколько стратегий.

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Стратегия № 3. Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа: предтекстовой, текстовой (собственно чтения) и послетекстовой (часто в парах).

Рассмотрим первый этап стратегии - предтекстовая деятельность. К наиболее распространенным предтекстовым приемам читательской деятельности можно отнести следующее: создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания (о замысле автора).

Учитель может реализовать на данном этапе работы с текстом такие приемы, как «Рассечение вопроса», «Мозговой штурм», «Инсерт», что способствует актуализации предшествующих знаний и опыта, развивает воображение читателя, подготавливает читателя к восприятию текста (Приложение 7) Следующий этап стратегии читательской деятельности - текстовый. Стратегия текстовой деятельности включает в себя выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию (Приложение 9) .

Послетекстовая стратегия читательской деятельности - это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня - от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.

На заключительном этапе читательской деятельности можно реализовать следующие стратегии: воспроизведение текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его, ведение журнала чтения и читательских реакций, написание собственных текстов и др.

К педагогическим находкам могу отнести прием «Картинный план» (Приложение 10 ) и «Иллюстрация» (Приложение 11), которые использую в послетекстовой стратегии для воссоздания последовательности частей текста, словесного рисования и творческой интерпретации текста.

Большой интерес вызвал такой прием работы с текстом, как кроссворд. Разгадывание кроссвордов – дело трудоемкое, но еще больше сил затрачивается , когда кроссворд нужно составить. Изготовление кроссвордов по учебным текстам способствует развитию читательской грамотности воспитанниц, их умению находить необходимую информацию в тексте и фиксировать ее в нужном виде. (Приложение 12)

Умение составлять тест, выбирать необходимые вопросы для него, интерпретировать вопросы по исходному тексту способствует развитию читательской грамотности. Для начала берутся тексты небольшого объема, в дальнейшем информация увеличивается. (Приложение 13)


2.3. Использование рабочих карт с текстами для формирования читательской грамотности при проведении внеклассных занятий

Развитие функциональной читательской грамотности проводится не только на уроках, но и во время внеклассных занятий. Интересной, по моему мнению, является работа с Рабочими картами: воспитанницам необходимо не только услышать информацию, но и переработать ее в виде таблицы, рисунка, схемы, ответить на поставленные вопросы, проанализировать высказывание и др. Рабочие карты организуют и дисциплинируют воспитанниц, что также способствует внимательному выполнению заданий. (Приложение 3.3, 3.5, 4)

2.4. Обобщение опыта работы по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся».

Для обобщения опыта работы по проблеме «Формирование функциональной грамотности обучающихся» участвовала в одноименном Всероссийском конкурсе на лучшую статью (https://урок.рф/contest/1513 ) (Приложение 5.1 )

2.5. Участие воспитанниц в различных конкурсах чтецов

Конкурсы чтецов – хороший способ развития читательской грамотности обучающихся, поскольку прежде чем прочитать стих или прозу перед публикой, ученик проводит большую работу с текстом: выявляет незнакомые слова, расставляет ударения и паузы, ищет историю появления произведения и интересные факты из жизни писателя, пробует прочитать произведение с разными интонациями, анализирует свое чтение, выбирает более подходящий вариант. Эта работа трудоемка и требует сосредоточенности и опыта анализа произведений. Участие воспитанниц в таких мероприятиях показывают работу педагогов по формированию и развитию читательской грамотности. (Приложение 6)

Заключение

Работа по формированию функциональной грамотности обучающихся - основная задача современного образования. Не наученный читать ученик не сможет успевать не только по русскому языку и литературе, но и по всем остальным предметам, поскольку чтение – это метапредметное умение.

Мониторинг смыслового чтения показал качественное приращение умений обучающихся. Анализ уровня развития читательской грамотности показывает, что воспитанницы, вновь прибывающие в учреждение, имеют очень низкий уровень развития читательской грамотности, но систематическая работа дает хорошие результаты.

Использование учителем стратегий смыслового чтения на уроках и во внеурочной деятельности повышает уровень смыслового чтения обучающихся.




Список литературы

1.Абакумов С.И. Творческое чтение. -Л., 1925. -С. 7.

2. Вьюшкова Л.Н. Обучение чтению на уроках русского языка //РЯШ. -1993.-No3.-С. 24-25.

3. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение // РЯШ. -1999. -No1. -С. 10.


Ресурсы сети Интернет:

1.Какой смысл вкладывается в термин «читательская грамотность» https://skillbox.ru/media/education/kakoy-smysl-vkladyvaetsya-v-termin-chitatelskaya-gramotnost/

2.«Приемы смыслового чтения» (Авт. Дозморова Е.В., директор Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf) –

3.Формирование читательской грамотности на уроках родного языка и литературы https://urok.1sept.ru/articles/700367


УровниDOCX / 22.2 Кб


Положение о педпроектахDOCX / 24.69 Кб
 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.