Статья «Проблемы развития читательской грамотности как основного компонента функциональной грамотности в обучении и воспитании учащихся»

2
1
Материал опубликован 9 June 2022

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВНОГО КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ



Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом. (В. А. Сухомлинский)

В растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает весьма острая проблема – проблема развития читательской грамотности школьников – подростков. В свете требований образовательных стандартов, программы Президента РФ, в рамках реализации проекта «Методологии», по оценке качества образования (PISA, PIRLS), которые пройдут до 2024 г. по плану организаторов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.

В PISA - 2018 основным направлением стала читательская грамотность, по результатам исследований Россия оказалась в первой тридцатке стран. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении, и оценивании информации

По мнению канд. филол. наук Иноземцевой Н.В., «…уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается». К сожалению, это мировая тенденция: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях».

Проанализировав читательские предпочтения обучающихся 7 -9 классов МБОУ «Нечаевская ООШ им.А.В.Горшкова» , можно прийти к выводу о том, что большая часть ребят действительно равнодушна к процессу чтения: из рекомендованного на лето списка литературы читали 17%; читали не из списка, по собственному интересу– 13%, большая часть ребят ограничивалась лишь кратким пересказом в процессе обучения, просмотром фильмов по данному произведению либо чтению фрагментов текста на уроке. Возникает закономерный вопрос, как развивать уровень читательской грамотности обучающихся?

Во-первых, на наш взгляд, следует активнее организовывать формирование единой читательского поля на базе учебной организации, подключив школьную библиотеку, участвовать в онлайн-акциях Всеобщих диктантов, проектной деятельности. Следует бороться также и с низким уровнем семейного чтения, привлекая родителей к различным внеклассным, внешкольным мероприятиям.

Во-вторых, используя разнообразные цифровые сервисы в урочной и внеурочной деятельности: LearningApps, QR-код, веб-квесты Learnis, Etreniki, платформу CORE, графический редактор Сanva, программу VideoPad, карты Storymap, MakeBeliefsComix можно разнообразить и сделать увлекательнее рутинный процесс работы с текстом, к тому же повысить уровень компьютерной грамотности обучающихся, заговорить с новым поколением на их языке. Создать инфографик, диаграмму, листовку, презентацию, веб-квест, лингвистический тренажер, викторину, буктрейлер, кроссенс, визитную карточку писателя/героя, виртуальную экскурсию, комиксы, провести литературные баттлы, прочитать произведения современных писателей и обсудить их в виде создания экспонатов литературного музея книги…

В-третьих, в урочной деятельности педагогу также необходимо организовывать процесс чтения с применением методов в предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности , преодолевать затруднения в области чтения , учить составлять различные письменные тексты: автобиографии, аннотации, выступления, тезисы, обзоры, подбор цитат и т.д., учить работать с текстами научного стиля, графиками, диаграммами, схемами. Попутно обращать внимание на технику чтения, грамотность звучащей речи.

Подготовка к устному собеседованию, сочинению 9.1. – 9.3 в 9 классе на ОГЭ также способствует развитию навыков работы с поиском подтекстовой информации, поиску аргументов, созданию вторичных текстов.

Таким образом, проблема формирования читательской грамотности является одной из педагогических проблем современности. Проводимые международные мониторинги в области чтения показывают, что задания на подтекстовую деятельность, продуцирование даются школьником хуже, чем работа с видимой (явной) информацией, многие ребята испытывают затруднения с расшифровкой визуальной информации (графиками, схемами, картами и т.д.). При этом закономерно снижается интерес к чтению в эпоху цифровизации общества одновременно с повышением объемов книгоиздательской продукции.

Полагаем, что решение данной проблемы во многом лежит в области изменения технологии, приемов работы с текстами, популяризации чтения в стенах школы, семейном кругу. С целью углубленного смыслового (денотативного) понимания текста необходимо выполнение творческих заданий, бесед и дискуссий в ходе работы с текстом.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Существует множество приемов грамотного чтения:

1. чтение с остановками,

2. работа с вопросником,

3. читательские дневники,

4. логическая цепочка,

5. тонкие и толстые вопросы.

Технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения:

1.Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом, выстраивает проблемную ситуацию. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»



2.Оценка текста.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены? Какое слово чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел текста самый большой? Как, по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.



3.Задай вопрос (Прием «тонких и толстых» вопросов»).

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д. «Что?…» (Что описывает данный отрывок ?)

«Когда…?», (Когда произошло названное событие)

«Где…», (Где? )

«Почему…» (Почему она так поступила?)

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.

Чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.



4.Вырази собственную позицию.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».



Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».



5. Приём «Инсерт».

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

.**Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал;

+ – новое;

– – думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.



6. Приём «Кластер».

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.



7. Приём «Ключевые слова».

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.



8. Приём «Верные и неверные утверждения».

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение.Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».

9. Приём «Синквейн».

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).



Технология продуктивного чтения

1.Этап – этап предтекстовой деятельности.

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста

1.Стратегия «Прогноз по заголовку».

Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.

Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения…Вспомните, как называется произведение….Соответствует ли содержание рассказа названию?

Приведите примеры подобных расхождений.

Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.

3. Стратегия «Образ текста».

Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.

4.Стратегия «Батарея вопросов».



Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

5. Стратегия «Глоссарий».

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.

7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».

8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.



2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.

2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами»

3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.

4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.

5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.

6. Стратегия «Составление вопросного плана». Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом…



3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

1. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?

2. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень нужная тема. Благодарю.

9 June 2022