Как начинать работу над звукопроизношением
Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении. - Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля). - Шарик (т-ссс). - Пароход (ч-ч-ч). - Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да). - Ветер (в-в-в, ф-ф-ф). - Чайник (пых-пых). - Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф). - Машина (пи-пи-пи). - Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький). - Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь). - Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть). - Стук часов (тик-так, тик-так).- - Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь). - Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь). - Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь). - Песенка ветра (ш-ш-ш). - Песенка жука (ж-ж-ж). - Дрожим от холода (в-в-в). - У врача (а-а-а). - Девочка кормит цыплят (цып-цып). - Птенчики (ти-ти-тисс). - Гусь злится (ш-ш-ш). - Змея (щ-щ-щ). - Курочка (ко-ко-ко). - Мурка (кис-кис). - Лошадка скачет (цоканье). - Цыплёнок (пи-пи-пи). - Гусь (га-га-га). - Кукушка (ку-ку, ку-ку). - Кошка (мяу-мяу-мяу), - Лошадка (и-го-го). - Лягушка квакает (ква-ква-ква) |
|
| ||||||
| | | ||||||
мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко). - Мычит телёнок (му-у-у – тихо). - Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко). - Петух на заборе (ку-ка-ре-ку). - Волк воет (у-у-у). - Собака лает (аф-аф-аф). | Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении. “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую). “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба). “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз). - “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше). - “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо). - “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее). - “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор. Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”). | ЧИСТОГОВОРКИ - Жи-жи-жи – здесь живут ежи. - За-за-за – уходи домой коза. - Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. - Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу. - Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. - Же-же-же – дождь пошёл уже. - Ло-ло-ло – на улице тепло. - Лу-лу-лу – стол стоит в углу.. - Ул-ул-ул – у нас сломался стул.. - Оль-оль-оль – мы купили соль. - Ра-ра-ра – Кате спать пора. - Са-са-са – бегает в лесу лиса. - Ры-ры-ры – летают комары. - Ос-ос-ос – на поляне много ос. - Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. - Су-су-су – было холодно в лесу. - Ор-ор-ор – подмели мы двор. - Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь. - Ри-ри-ри – на ветке снегири. - Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. - Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. - Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. - Чу-чу-чу – погасить пора свечу. - Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. - Оч-оч-оч – наступила ночь. - Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. - Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч. - Ща-ща-ща – я несу домой леща. - Ли-ли-ли – тополя видны вдали. - Ащ-ащ-ащ – я надела плащ. - Ле-ле-ле – много их у нас в селе. - Ля-ля-ля – но от них в пуху земля. - Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса! - Ля-ля-ля – все мы любим тополя. - Сы-сы-сы – не боимся мы осы. - Су-су-су – видел кто из вас осу? - Та-та-та – у нас дома чистота. - Сы-сы-сы – мы не видели осы. - Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. - То-то-то – сели мы играть в лото. - Си-си-си – в водоёме караси. - Ти-ти-ти – съели кашу всю почти. - Ся-ся-ся – вот поймать бы карася. - Тё-тё-тё – отложили мы шитьё. - Се-се-се – карасей ловили все. |