Статья «Как найти путь к сердцу ребёнка с проблемами в поведении». Курс для родителей «Невероятные годы»

Курс для родителей «Невероятные годы»
Сегодня каждый современный родитель хочет видеть своего ребенка в будущем воспитанным образованным человеком. Поэтому с самых ранних лет родители стараются решать возникающие проблемы в воспитании детей. Одним из самых действенных способов решения проблем в детско-родительских отношениях является обращение родителей к психологам.
Для оказания помощи психологи стремятся к расширению знаний о методах работы с семьей. Одним из таких методов является внедрение программы «Невероятные годы», направленной на оказание психологической помощи родителям детей 3-8 лет с нарушениями поведения.
Нарушение поведения – причина многих трудностей в развитии ребенка (драки, крик, плач, невыполнение просьб родителей, прерывание речи взрослых, поломка игрушек и т.д.). Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Нередко к детям с поведенческими проблемами применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.
Программа «Невероятные годы» разработана Каролин Вебстер-Стрэттон, доктором наук.
Цель программы:
наладить взаимоотношения в семье между родителями и детьми;
научить родителей понимать своего ребенка, повысить уровень родительской компетентности.
Задачи:
Расширить возможности родителей в понимании и принятии своего ребенка.
Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в ситуациях затруднительного общения с ребенком, когда он «сводит взрослого с ума».
Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Помочь детям в накоплении опыта положительного произвольного поведения.
Формировать навыки общения и контроля своего поведения у детей.
Активизировать продуктивную коммуникацию в семье.
Программа включает следующие темы:
Игра
Ободрение и похвала
Материальные и социальные поощрения
Введение ограничений и указаний
Игнорирование
Тайм-аут
Концепция программы:
Рекламная компания по набору в родительские группы:
объявления в раздевалках групп
на сайте МБОУ «Заостровская СШ»
устные объявления на общем и групповых родительских собраниях
индивидуальные консультации педагога – психолога с родителями, имеющих детей с поведенческими проблемами
Перед началом занятий родители проходят психологическое тестирование по методике Шейлы Эйберг. Повторное тестирование проводится по окончании работы в группе.
Опросник включает две шкалы: шкалу выраженности нарушений поведения у ребенка и шкалу проблемности поведения для родителей. Итоговые баллы по шкалам опросника (выраженности нарушений и проблемности) получают путем суммирования оценок по отдельным пунктам.
Основываясь на нормативных данных, полученных для шкалы интенсивности, ребенка относят к одной из трех групп: группе «нормы», группе риска или группе коррекции. Балл шкалы проблемности характеризует уровень родительского стресса. Ответы на отдельные пункты дают материал для обсуждения с родителями специфики нарушений.
Структура тренинга:
Программа состоит из 12-14 занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Продолжительность занятия 2 часа, с перерывом на кофе-паузу.
Группа должна состоять из 6-7 семей (12 – 14 чел.).
Родителям рекомендуется посещать занятия вдвоём.
Участники располагаются на стульях, расставленных полукругом.
Тренинг ведут двое руководителей, которые располагаются вместе с родителями.
Каждая семья получает специальную книгу для родителей, информационные материалы, в том числе в форме заметок, например, на холодильник; для выполнения домашних заданий родители обеспечиваются комплектами методических материалов.
Тренинг проводится в помещении с видеокамерой, но с согласия родителей.
То есть идет видеозапись занятия.
Каждое занятие начинается с приветствия, повторение правил группы, обсуждение домашнего задания и выявление трудностей в ходе выполнения.
Далее знакомство с новой темой просмотр видеосюжетов (виньеток), демонстрирующих реальные ситуации взаимодействия родителей и детей, групповые дискуссии и ролевые игры, моделирование типичных ситуаций.
В конце занятия участники получают новое домашнее задание, подводятся итоги встречи, ставятся цели на следующую неделю. Договариваются о звонках руководителям, друг другу. Самые активные родители в ходе тренинга награждаются наклейками.
Оценивая программу по данным К. Вебстер-Стрэттон улучшения в поведении показывают около 65 % детей родители которых участвовали в родительских тренингах.
В результате участия в родительских тренингах снижается уровень и депрессии у родителей. Изменения эмоционального состояния носят долговременный характер. Происходят изменения во взаимоотношениях родителей с детьми. Негативные проявления стиля воспитания, отрицательно влияющие на личность и поведение ребенка, заменяются на более позитивные формы детско-родительского взаимодействия, уменьшается выраженность отклонений в воспитании.
Участие в тренинге позволяет родителям пересмотреть свои взаимоотношения в семье по-новому увидеть возможности их дальнейшего развития.
Работая по программе мы получаем положительную обратную связь от родителей. Родители активно участвовали в дискуссиях, предлагали интересные виды игр, которые придумали сами или их дети, делились своими идеями и опытом. Хочется сказать, что со слов родителей, участие в занятиях по данной программе является очень полезным. Программа «Невероятные годы» показалась родителям простой, доступной и очень полезной. Особо было отмечено, как важно открытое обсуждение проблем, помощь со стороны других участников. Родители остались довольны данным курсом занятий, сообщили, что готовы и дальше совершенствоваться в воспитании своих детей.
Мы, приобретенные в тренинге умения и навыки используем в воспитании своих детей, во взаимодействии на работе и с близкими людьми. Хорошие результаты работы по программе мотивируют нас на дальнейшую деятельность, улучшение своих профессиональных навыков и умений.